Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф05-3261/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
30 декабря 2016 г. |
Дело N А41-26596/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ереминой А.Г.,
при участии в заседании:
от ООО "Прелестный": Беляков А.С., по доверенности от 02.08.2016;
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Сорокин И.А., по доверенности от 11.09.2015;
от Администрации городского округа Балашиха Московской области: Павлов И.В., по доверенности от 20.06.2016;
от ООО "Квадро": не явились, извещены;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии": не явились, извещены;
от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Хаммятова Д.М., по доверенности от 05.05.2016;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Колмакова А.А., по доверенности от 11.05.2016;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Круглова М.С., по доверенности от 11.01.2016 N 2;
от Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ООО "Прелестный", Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации городского округа Балашиха Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2016 года по делу N А41-26596/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации к Администрации городского округа Балашиха, ООО "Прелестный", ООО "Квадро", третьи лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, о признании недействительными договоров аренды земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Городского округа Балашиха, Обществу с ограниченной ответственностью "Прелестный", Обществу с ограниченной ответственностью "Квадро", в котором просит суд:
- признать недействительным в силу ничтожности Договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 N N 135-П, 136-П;
- признать недействительными (ничтожными) соглашения о перенайме земельных участков от 06.06.2014 года;
- применить последствия недействительности ничтожных сделок в виде прекращения прав ООО "АВАНГАРД" и ООО "Прелестный" на земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29, расположенные в квартале Абрамцево городского округа Балашиха, отнесенные к категории земель - "земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования - для строительства и размещения туристического торгового комплекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров"; Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2016 года по делу N А41-26596/16 требования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации удовлетворены в части. Суд решил: признать недействительным в силу ничтожности Договор аренды земельного участка от 27.05.2013 года N 135-П, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:129296, а также Соглашение о перенайме земельного участка от 06.06.2014 года, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью "Авангард" и обществом с ограниченной ответственностью "Прелестный". Признать недействительным в силу ничтожности Договор аренды земельного участка от 27.05.2013 года N 136-П, заключенный в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040801:29, а также Соглашение о перенайме земельного участка от 06.06.2014 года, заключенное между обществом с ограниченной ответственностью "Сапфир" и обществом с ограниченной ответственностью "Прелестный". В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Прелестный", Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Балашиха Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Авангард" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 135-П от 27.05.2013 года, в соответствии с которым во временное владение и пользование арендатору предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:15:0000000:129296, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, юго-восточнее квартала Абрамцево, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для строительства и размещения туристического торгового комплекса".
В пункте 1.1 договора аренды земельного участка N 135-П указаны ограничения (обременения) в пользовании земельным участком, в том числе указано, что земельный участок полностью расположен в границах территории размещения сторонних землепользователей ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
В соответствии с пунктом 2.1 срок договора аренды составляет 49 лет, с 27 мая 2013 года по 26 мая 2062 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 11.07.2013 в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись.
В соответствии с соглашением о перенайме земельного участка от 06.06.2014 права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 135-П были переданы от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" обществу с ограниченной ответственностью "Прелестный".
Соглашение о перенайме было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 07.11.2014 в ЕГРП была внесена соответствующая регистрационная запись.
В дальнейшем 26.02.2015 ООО "Авангард" прекратило свою деятельность путем реорганизовано в форме присоединения к ООО "Квадро", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 13.05.2016.
27.05.2013 года между Администрацией городского округа Балашиха (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сапфир" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 136-П, в соответствии с которым во временное владение и пользование арендатору предоставлялся земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040801:29, расположенный по адресу: Московская область, г. Балашиха, восточнее квартала Абрамцево, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "для строительства и размещения туристического торгового комплекса".
В пункте 1.1 договора аренды земельного участка N 136-П указаны ограничения (обременения) в пользовании земельным участком, в том числе указано, что земельный участок полностью расположен в границах территории размещения сторонних землепользователей ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров".
В соответствии с пунктом 2.1 срок договора аренды составляет 49 лет, с 27 мая 2013 года по 26 мая 2062 года.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем 11.07.2013 в ЕГРП внесена соответствующая регистрационная запись.
В соответствии с соглашением о перенайме земельного участка от 06.06.2014 года права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка N 136-П были переданы от общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" обществу с ограниченной ответственностью "Прелестный".
Соглашение о перенайме было зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем 07.11.2014 в ЕГРП была внесена соответствующая регистрационная запись.
В дальнейшем 26.02.2015 года ООО "Сапфир" прекратило свою деятельность путем реорганизовано в форме присоединения, правопреемником ООО "Сапфир" в настоящее время является ООО "Квадро", что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ.
Доказательствами того, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 входят в границы Национального парка "Лосиный остров" являются также кадастровые выписки, представленные в материалы дела в отношении земельных участков, а также выписки из ЕГРП, в которых содержатся сведения об обременениях земельных участков.
Считая, что Администрация Городского округа Балашиха не имела право распоряжаться земельными участками, поскольку они входят в границы Национального парка "Лосиный остров", а, следовательно, не могла предоставлять земельные участки в аренду и заключать договора аренды в отношении них, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 28 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Соответственно, исходя из норм действовавшего в момент заключения договоров аренды земельных участков законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случае, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подп. 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 расположены в границах Национального парка "Лосиный остров".
Администрация Городского округа Балашиха, ООО "Прелестный" и Министерство имущественных отношений Московской области, возражая против удовлетворения исковых требований, указывают, что предоставленные в аренду земельные участки располагаются на землях сторонних землепользователей и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
В дальнейшем на основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 года N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка", постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 года N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров"" границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 года N 163, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 года N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 года N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
При этом из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, в том числе: - Акуловский гидроузел - 122,5 га; - АОЗТ "1-е Мая" - 91,3 га; - Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; 8 67_5181686 - земли бвышего п/л "Орбита" - 4,5 га; - земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; - п/л завода "рубин" - 5,3 га; - о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; - земли Министерства обороны - 70,9 га.
На основании данного постановления Государственному природному национальному парку "Лосиный остров" был выдан Государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым в бессрочное (постоянное) пользование данной организации, правопреемником которой является ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", передавался земельный участок общей площадью 4521,4 га.
На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за номером 50- 01/00-02/2003-237.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 года N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2010 года N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 расположены в границах сторонних землепользователей, земельных участков, которые ранее были предоставлены АОЗТ "1- е Мая", что не сторонами не оспаривается и подтверждается заключением кадастрового инженера и заключением специалиста от 12.09.2016.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" не передавались, но они входят в границы Национального парка "Лосиный остров".
Включение земельных участков сторонних землепользователей в границы национальных парков, означает, что указанные земельные участки входят в границы национальных парков и имеют ограничения в их хозяйственном использовании в соответствии с действующим законодательством, но не изымаются у их правообладателей.
При этом, исходя из взаимосвязанных положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 95 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 14.03.1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Гражданского кодекса РФ, суд приходит к выводу, что земельные участки сторонних землепользователей, которые находились у них на праве частной собственности, после включения указанных земельных участков в границы национальных парков, так и продолжают находиться на указанном праве у данных лиц, а земельные участки, которые были предоставлены сторонним землепользователям на ином вещном праве, либо праве аренды автоматически в силу указания закона относятся к земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, без прекращения соответствующего вещного права, в том числе права аренды.
Как указывалось выше, земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0000000:129296 и 50:15:0040801:29 расположены в границах земельного участка, который ранее принадлежал на вещном праве АОЗТ "1-е Мая", но находился в связи с включением его в границы национального парка "Лосиный остров" в федеральной собственности.
При таких обстоятельствах после прекращения права пользования АОЗТ "1-е Мая", как стороннего землепользователя, земельный участок, ранее предоставленный обществу, остался в федеральной собственности.
Таким образом, Администрация Городского округа Балашиха не имела права распоряжаться земельными участками, входящими в границы Национального правка "Лосиный остров", а сами земельные участки на основании статьи 27 ЗК РФ являются изъятыми из гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров аренды), сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статье 168 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров аренды), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из указанных положений, иски о признании недействительной ничтожной сделки могут быть поданы любым заинтересованным лицом, поскольку Гражданский кодекс РФ не исключает возможность предъявления таких исков.
В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995 года N 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" управление, в том числе по вопросам предоставления в аренду земельных участков на территории национальных парков, в случаях предусмотренных действующим законодательством, осуществляет уполномоченный Правительство федеральный орган исполнительной власти. Данным уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29.05.2008 N 404 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Оспариваемый договор затрагивает публичные интересы и нарушает права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование о признании недействительными оспариваемых договоров аренды и перенайма.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к утверждению факта о том, что спорные земельные участки не принадлежат ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" на праве постоянного (бессрочного) пользования и, соответственно, федеральной собственностью являться не могут.
Между тем, заявители апелляционной жалобы не учитывают следующее.
Наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о нахождении спорных земельных участков в границах особо охраняемых территорий не влияет на факт существования указанной особо охраняемой территории - национального парка "Лосиный остров" и зоны его охраны в границах, установленных вышепоименованными нормативными правовыми актами.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верхового суда от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322.
Таким образом, приведенные в апелляционных жалобах доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2016 года по делу N А41-26596/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26596/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 апреля 2017 г. N Ф05-3261/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Ответчик: Администрация городского округа Балашиха, ООО "КВАДРО", ООО "ПРЕЛЕСТНЫЙ", ООО Конкурсный управляющий Ооо "квадро" Больших Александр Сергеевич
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, Министерство имущественных отношений МО г.Красногорск., Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ", ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области