г. Челябинск |
|
10 января 2017 г. |
Дело N А76-15616/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 января 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 октября 2016 года по делу N А76-15616/2016 (судья Наконечная О.Г.).
В заседании приняли участие представители:
Министерства здравоохранения Челябинской области - Султанова Э.М. (доверенность от 09.01.2016),
Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - Кулезнева Е.В. (доверенность от 28.12.2016 N 57).
Министерство здравоохранения Челябинской области (далее - заявитель-1, Министерство, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными решения от 06.06.2016 N 417-ж/2016 (в части пункта 2) предписания от 06.06.2016 N 417-ж/2016, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС России по Челябинской области, антимонопольный орган). Заявление Министерства было принято к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делу номера А76-15616/2016.
Общество с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" (далее - заявитель-2, ООО "САВ-Фарм", общество) также обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 06.06.2016 N 417-ж/2016, вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области. Заявление общества с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" было принято к производству Арбитражным судом Челябинской области, с присвоением делу номера А76-18728/2016.
Определением от 13.09.2016 арбитражный суд первой инстанции объединил указанные дела в одно производство, с присвоением объединенному делу номера А76-15616/2016.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 24.10.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований Министерству отказано. Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" удовлетворены частично. Признано недействительным решение УФАС России по Челябинской области от 06.06.2016 по делу N 417-ж/2016, в части его пункта 1. В остальной части в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
В апелляционной жалобе УФАС России по Челябинской области просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части признания недействительным решения от 06.06.2016 N 417-ж/2016 и принять по делу новый судебный акт, которым отказать обществу с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на имеющее по его мнению, место быть со стороны арбитражного суда первой инстанции, неправильное применение норм материального права при принятии решения и несоответствие выводов арбитражного суда первой инстанции фактическим обстоятельствам. Так, заинтересованное лицо указывает на то, что арбитражный суд первой инстанции не принял во внимание положения ч. ч. 2, 3 ст. 62 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ, Закон об обращении лекарственных средств, п. 2 Правил ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 (далее - Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865), - в связи с чем, государственный реестр предельных отпускных цен не может рассматриваться, как объективное доказательство факта осуществления РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (филиал "Наукопроф" РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия) в отношении препарата "Золендроник-Рус 4" вторичной упаковки и выпускаемого контроля качества. Также арбитражным судом первой инстанции не учтены положения п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289), в соответствии с которым, установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно. Исходя из требований ч. 1 ст. 13 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 26 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе"), регистрационное удостоверение лекарственного препарата является документом, подтверждающим факт государственной регистрации лекарственного препарата. В пункте 8 информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе второй части заявки копии Регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации). В представленном ООО "САВ-Фарм" регистрационном удостоверении от 27.08.2010 N ЛСР-008823/10 указано, что препарат "Золендроник-Рус 4" производится в компании "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед", Индия. Завершающие стадии производства и серийный выпуск лекарственного средства, фасовка и (или) упаковка осуществляется в компаниях "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед" (Индия), РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия). В данном случае предлагаемый обществом лекарственный препарат "Золендроник-Рус 4" является товаром иностранного происхождения. При этом из содержания представленного ООО "САВ-Фарм" в заявке регистрационного удостоверения от 27.08.2010 N ЛСР-008823/10 не следует, что в отношении препарата "Золендроник-Рус 4" осуществляется первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка с обеспечением выпускающего контроля качества. Более того, серийный выпуск лекарственного средства, информация о котором содержится в представленном ООО "САВ-Фарм" регистрационном удостоверении от 27.08.2010 N ЛСР-008823/10, не тождествен выпускаемому контролю качества. Так, в силу Закона об обращении лекарственных средств, приказа Минпромторга России от 14.06.2013 N 916 "Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств", МУ 64-01-001-2002, утвержденных распоряжением Минпромнауки России от 15.04.2003 N Р-12, ГОСТ Р 52249-2009, выпускающий контроль качества должен предшествовать серийному выпуску лекарственных средств. Кроме того, арбитражным судом первой инстанции не учтено содержание п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, - тогда как, ООО "САВ-Фарм" в составе второй части заявки на препарат "Золендроник Рус 4" представлен сертификат о происхождении товара с номером 6021000794, в разделе 13 которого прописано, что товар произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации. Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено, что применительно п. п. 2.2, 2.4 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Соглашением Правительств государств - участников СНГ от 20.11.2009 (далее - Правила от 20.11.2009), содержание предложения "товар произведен или подвергнут достаточной переработке в Российской Федерации", не позволяет установить факт осуществления на территории Российской Федерации в отношении препарата "Золендроник Рус 4" первичной упаковки и вторичной (потребительской) упаковки с обеспечением выпускающего контроля качества. Более того, в соответствии с приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21.12.2015 N 93, утверждено Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов). В силу п. 6.3 Положения, утвержденного приказом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 21.12.2015 N 93, производитель товара, получивший сертификат формы СТ-1 сроком действия до шести месяцев, вправе предоставлять заверенную им копию такого сертификата заинтересованным лицам - участникам закупок, в целях его использования при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; при этом срок применения такой копии не может превышать срока действия оригинала сертификата. В данном случае ООО "САВ-Фарм", в отличие от иных участников, в составе второй части заявки в отношении предлагаемых лекарственных препаратов "Золендроник Рус 4", "Верокласт" представило незаверенные производителями препаратов копии сертификатов соответствия происхождения товаров.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу ООО "САВ-Фарм" по Челябинской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу антимонопольного органа Министерством не представлен; в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем заявителя-1 поддержаны доводы апелляционной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.
Третьи лица, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещенные надлежащим образом, уполномоченных представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не направили; от общества с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
С учетом поступивших от представителя Министерства здравоохранения Челябинской области возражений, законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, на основании ч. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверена судом апелляционной инстанции в полном объеме.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 10.01.2017, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам проверки Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступившей от ООО "САВ-Фарм" жалобы на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на по ставку золедроновой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (изв. N 0169200001016000408), заинтересованным лицом 06.06.2016 было вынесено решение N 417-ж/2016, которым:
1. Доводы жалобы ООО "САВ-Фарм" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку золедроновой кислоты для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в соответствии со статьей 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (изв. N0169200001016000408) признаны необоснованными.
2. В действиях заказчика признано нарушение части 6.1. статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Решено выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Антимонопольным органом 06.06.2016 также выдано предписание N 417-ж/2016 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, которым предписано:
1. Министерству здравоохранения Челябинской области с даты опубликования предписания на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru при направлении проекта контракта победителю конкурса сформировать проект контракта с учетом законодательства о контрактной системе, решения Челябинского УФАС России N 417-ж/2016 от 06.06.2016 путем установления в проекте контракта условия о предоставлении заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлении списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" с 10.06.2016 обеспечить Министерству здравоохранения Челябинской области исполнение настоящего предписания.
3. Министерству здравоохранения Челябинской области в качестве подтверждения исполнения предписания в срок до 30.06.2016 направить в Челябинское УФАС России с сопроводительным письмом надлежащим образом заверенную копию заключенного контракта со всеми приложениями.
Антимонопольным органом при этом при рассмотрении жалобы ООО "САВ-Фарм" были установлены следующие обстоятельства, отраженные в последующем в решении от 06.06.2016 N 417-ж/2016.
Согласно представленным документам Министерство здравоохранения Челябинской области 04.05.2016 объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 06.05.2016.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 841 175 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе -16.05.2016 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Из содержания жалобы ООО "САВ-Фарм" следует, что аукционной комиссией необоснованно применено постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, что привело к отклонению заявки ООО "САВ-Фарм". По мнению общества, данное постановление не подлежит применению, поскольку ООО "САВ-Фарм" к поставке предложен препарат иностранного происхождения, в отношении которого на территории Российской Федерации осуществляется вторичная упаковка и выпускающий контроль качества.
На участие в закупке поступило шесть заявок. Участники с порядковыми номерами заявок 1, 5, 6 не принимали участие в аукционе. Участниками с порядковыми номерами 2, 3 к поставке предложены товары различных российских производителей.
Участник с порядковым номером заявки 4 (ООО "САВ-Фарм") предложил к поставке товары российского и иностранного происхождения. В связи с этим в целях соблюдения ограничения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, а также пунктом 12 Информационной карты документации об электронном аукционе, аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки с порядковым номером 4.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Министерством здравоохранения Челябинской области осуществляется закупка лекарственного препарата с МНН "Золедроновая кислота".
До 01.03.2016 информация об указанном препарате содержалась в утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 N 2782-р перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год. С 01.03.2016 года применяется утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2015 N 2724-р перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 год.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" применяется в отношении лекарственных средств, включенных в указанные перечни.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является у сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В силу пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 установленные настоящим постановлением ограничения не применяются, в том числе в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества - до 31.12.2016 включительно.
Информация об установлении ограничения, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, содержится в пункте 12 Информационной карты документации об электронном аукционе.
В заявке с порядковым номером 4 (ООО "САВ-Фарм") указана информация о лекарственных препаратах с торговым наименованием "Золерикс" производства ЗАО "Биокард" (Россия), "Резокластин ФС" производства ЗАО "Ф-Синтез" (Россия), "Резорба" производства ЗАО "Фарм-Синтез" (Россия), "Верокласт" производства ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия), "Золендроник-Рус", производство и первичная упаковка которого осуществляются компанией "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед" (Индия), а вторичная упаковка и выпускающий контроль качества - РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (филиал "Наукопрофи" РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия).
Заявки с порядковыми номерами 2, 3, содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения; кроме того, в целях подтверждения страны происхождения предлагаемых к поставке товаров, участниками, с заявками, зарегистрированными под порядковыми номерами 2. 3, в составе заявок представлены предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 сертификаты о происхождении товаров.
В заявке с порядковым номером 4 ООО "САВ-Фарм" указаны следующие наименования стран происхождения предлагаемых к поставке товаров: Россия, Индия. В составе второй части заявки обществом на предлагаемые препараты "Верокласт", "Золендроник-Рус 4", "Золерикс", "Резокластин ФС", "Резорба" представлены регистрационные удостоверения N ЛСР-002910/10 от 07.04.2010, N ЛСР-008823/10 от 28.08.2010, N ЛСР-002264/10 от 18.03.2010, N ЛСР-003578/10 от 29.04.2010, N ЛС-002724 от 19.12.2011. Согласно регистрационному удостоверению N ЛСР-002910/10 от 07.04.2010 препарат "Верокласт" производится ООО "ЛЭНС-Фарм", Россия. При этом все стадии производства осуществляются в ООО "ЛЭНС-Фарм", Россия. Указанный факт также подтверждается сведениями с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru. В соответствии с регистрационным удостоверением N ЛСР-002263\10 от 18.03.2010 препарат "Золерикс" производится ЗАО "Биокад", Россия. Согласно информации, содержащейся на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, все стадии производства препарата осуществляются в ЗАО "Биокад", Россия. В регистрационном удостоверении N ЛСР-003578/10 от 29.04.2010 указано, что лекарственный препарат "Резокластин ФС" производится в ЗАО "Ф-Синтез", Россия. В соответствии со сведениями с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru все стадии производства препарата осуществляются в ЗАО "Ф-Синтез", Россия. Согласно регистрационному удостоверению N ЛС-002724 от 19.12.2011 препарат "Резорба" производится ЗАО "Фарм-Синтез" (Россия). В регистрационном удостоверении N ЛСР-008823/10 от 27.08.2010 указано, что препарат "Золендроник-Рус 4" производится в компании "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед", Индия. Завершающие стадии производства и серийный выпуск лекарственного средства, фасовка и (или) упаковка осуществляются в компаниях "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед" (Индия), РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия). Согласно сведениям с официального сайта http://grls.rosminzdrav.ru все стадии производства, включающие выпускающий контроль качества, осуществляются в компании "Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед" (Индия). Выпускающий контроль качества, фасовка и (или) упаковка осуществляются в РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия). Какие-либо сведения о том, что в отношении данного препарата осуществляются первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, отсутствуют.
Наряду с указанными документами обществом в составе второй части заявки приложены сертификаты о происхождении товаров на препараты "Верокласт" производства ООО "ЛЭНС-Фарм" (Россия), "Золерикс" производства ЗАО "Биокад" (Россия), "Резокластин ФС" производства ЗАО "Ф-Синтез" (Россия), "Резорба" производства ЗАО "Фарм-Синтез" (Россия).
Таким образом, на участие в определении поставщика подано две заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов двух различных производителей, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, что подтверждается соответствующими сертификатами о происхождении товара. Также Комиссия считает необходимым указать на отсутствие оснований для ограничения применения постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Вместе с тем, согласно совместной позиции Минэкономразвития России, Минпромторга России. Минздрава России и ФАС России, выраженной в письме N 6723-ЕЕ/Д28и/ЦС-14384/19/25-0/10/2-1416/АЦ/15615/16 от 14.03.2016, в случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки содержит несколько торговых наименований лекарственного препарата в рамках одного МНН, и хотя бы одно из этих торговых наименований является лекарственным препаратом, происходящим из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), такая заявка признается содержащей предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения.
С учетом положения данного документа, заявка ООО "САВ-Фарм" содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения, в связи с чем, аукционной комиссией правомерно принято решение об отклонении заявки ООО "САВ-Фарм".
В силу условий ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли данное решение.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в целях признания незаконным оспариваемого решения необходимо наличие совокупности двух условий, а именно: 1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемой ситуации совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях признания незаконным решения УФАС России по Челябинской области от 06.06.2016 N 417-ж/2016, в части пункта 1 данного решения, и удовлетворения в связи с этим требований общества, наличествует.
Из содержания имеющегося в материалах настоящего дела протокола подведения итогов электронного аукциона 0169200001016000408, основанием для принятия решения о несоответствии заявки ООО "САВ-Фарм" на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, послужило следующее (т. 2, л.д. 64): "Согласно п. 12 информационной карты аукционной документации установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок, а именно аукционная комиссия отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза; не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок. Нарушены требования разделов 8 Информационной карты документации об электронном аукционе. Основание для решения: пункт 2 части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ".
Иных оснований для принятия решения о несоответствии заявки ООО "САВ-Фарм" на участие в аукционе требованиям, заказчиком в данном случае приведено не было.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 принято в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 при этом установлено, что целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Как следует из содержания процитированного выше, в настоящем судебном акте, протокола подведения итогов электронного аукциона 0169200001016000408, в части оснований для принятия решения о несоответствии заявки ООО "САВ-Фарм" на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, - Министерство в данном случае в обоснование указанного решения, фактически полностью процитировало пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Иных оснований для принятия решения о несоответствии заявки ООО "САВ-Фарм" на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, заказчиком не приводилось.
Между тем, в силу условий абз. 2 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289, установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае:
осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат включению в государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Частью 2 статьи 62 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ установлено, что государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, содержит в себе в числе прочей, следующую информацию: 1) наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, место нахождения производственных площадок, участвующих в процессе производства лекарственного препарата, с указанием стадии процесса производства (п. 1); наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования) (п. 2); номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата (п. 3).
Государственная регистрация предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Закона об обращении лекарственных средств).
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 Правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливают порядок ведения государственного реестра зарегистрированных предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - реестр) (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865).
Реестр является федеральной информационной системой, содержащей сведения о государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственные препараты) (п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865).
Реестр ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации в электронном виде с применением автоматизированной системы путем внесения в реестр реестровых записей (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865).
Ведение реестра осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и сетями (п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865).
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 установлено, что реестровая запись содержит в числе прочих, следующие сведения: наименование держателя или владельца регистрационного удостоверения лекарственного препарата, наименование производителя лекарственного препарата, место нахождения производственных площадок, участвующих в процессе производства лекарственного препарата, с указанием стадии процесса производства (пп. "а"); наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования) (пп. "б"); номер регистрационного удостоверения лекарственного препарата (пп. "в").
Регистрационное удостоверение лекарственного средства "Золендроник-Рус 4" от 27.10.2010 N ЛСР-008823/10, выданного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (т. 2, л.д. 23, 24), при этом содержит следующую информацию:
1) Наименование, адрес юридического лица, осуществляющего завершающие стадии производства и серийный выпуск лекарственного средства: Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед, Индия, Rus-Med Export Private Limited, India. Plot.No. 2, ALEAP Industrial Estate, Gajularamaram, Ranga Reddy District Andhra Pradesh, India; РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, Россия 115478, г. Москва, Каширское шоссе, д. 24; Стадия производства: Производитель;
2) Название, адрес юридического лица (места фактического производства), осуществляющего одну или несколько стадий производства лекарственного средства: Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед, Индия, Rus-Med Export Private Limited, India. Plot.No. 2, ALEAP Industrial Estate, Gajularamaram, Ranga Reddy District Andhra Pradesh, India; Стадия производства: Фасовка и (или) упаковка;
3) Название, адрес юридического лица (места фактического производства), осуществляющего одну или несколько стадий производства лекарственного средства: Рус-Мед Экспортс Прайвит Лимитед, Индия, Rus-Med Export Private Limited, India. Plot.No. 2, ALEAP Industrial Estate, Gajularamaram, Ranga Reddy District Andhra Pradesh, India; РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, Россия 115478, г. Москва, Каширское шоссе, д. 24.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте http://grls.rosminzdrav.ru, на территории Российской Федерации зарегистрировано десять торговых наименований лекарственного препарата с МНН "Золедроновая кислота".
При этом из содержания упомянутого реестра также следует, что лекарственный препарат "Золендроник-Рус 4" имеет локализацию в Российской Федерации, так как вторичная упаковка и выпускающий контроль качества производится на площадке РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (филиал "Наукопрофи" РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН (Россия) (т. 2, л.д. 25).
Оснований считать недостоверной информацию, размещенную в официальном информационном ресурсе, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Соответственно арбитражный суд первой инстанции в данном случае обоснованно признал, что к спорным правоотношениям применимы положения абз. 2 п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289.
Помимо данного, в представлявшемся заказчику обществом с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм" сертификате о происхождении товара формы СТ-1 (т. 2, л.д. 104, 103), филиал "Наукопрофи" ФГБУ "РОНЦ им. Н.Н. Блохина" Минздрава России значится производителем лекарственного препарата "Золендроник-Рус 4".
Соответственно, в данном случае у заказчика отсутствовали правовые основания для принятия решения о несоответствии заявки ООО "САВ-Фарм" на участие в аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, а, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания необоснованными доводов апелляционной жалобы, поданной обществом с ограниченной ответственностью "САВ-Фарм".
Совокупность условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в целях удовлетворения требований ООО "САВ-Фарм" о признании недействительным решения УФАС России по Челябинской области от 06.06.2016 N 417-ж/2016, в части пункта 1 решения, таким образом, наличествует.
Иные доводы, приведенные антимонопольным органом в тексте апелляционной жалобы, не имеют значения, так как соответствующие обстоятельства при рассмотрении жалобы общества, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области не устанавливались, не отражены, и не были положены в основу решения от 06.06.2016 N 417-ж/2016.
Также арбитражный суд Челябинской области на законных основаниях отказал Министерству здравоохранения Челябинской области в удовлетворении заявленных требований, по следующим причинам.
Статьей 34 Закона о контрактной системе установлены общие требования к заключаемому по итогам торгов контракту.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Довод Министерства о том, что включение Министерством в проект контракта условий об ответственности сторон в виде пени и штрафа согласно требованиям, установленным ч. ч. 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе является достаточным для целей соблюдения требования, - обоснованно был отклонен арбитражным судом первой инстанции.
Частью 15 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской
Федерации для совершения сделок.
Поскольку в рассматриваемой ситуации контракт не подпадает под условия ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе, в условиях данного контракта необходимо отражать положения части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные требования ООО "САВ-Фарм" в соответствующей части, и отказал в удовлетворении заявленных требований Министерству здравоохранения Челябинской области.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 октября 2016 года по делу N А76-15616/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-15616/2016
Истец: Министерство здравоохранения Челябинской области, ООО "САВ-ФАРМ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, УФАС по Челябинской области
Третье лицо: ООО "РТС-тендер"