г. Самара |
|
25 мая 2017 г. |
Дело N А49-12236/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Бажана П.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - Пимуковой А.Ю. (доверенность от 09.01.2017),
представитель общества с ограниченной ответственностью "КС" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 мая 2017 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 марта 2017 года по делу N А49-12236/2016 (судья Столяр Е.Л.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КС" (ОГРН 1165835053670, ИНН 5838011320), г.Заречный, Пензенская область,
к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, г.Пенза,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КС" (далее - заявитель, общество, ООО "КС") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - административный орган, Управление по регулированию тарифов) о признании незаконным постановление от 22.09.2016 N Ап 01-23-24-14.6 и прекратить производство по делу (т.1 л.д.3-4).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 09.03.2017 по делу N А49-12236/2016 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным и отменил постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 22.09.2016 N Ап 01-23-24-14.6 Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (г.Пенза, 2-й Виноградный проезд, 30), вынесенное в отношении ООО "КС" (Пензенская область, г.Заречный, проезд Демакова, 5) (т.2 л.д.63-74).
В апелляционной жалобе административный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что ООО "КС", как регулируемая организация, обязано было обратиться в Управление с заявлением для установления тарифа на питьевое водоснабжение для потребителей на территории р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области. Однако указанную обязанность ООО "КС" не исполнило и осуществляло, в нарушение указанных выше требований закона, деятельность по холодному водоснабжению не имея установленных тарифов. В соответствии с пунктом 34 Основ, в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке. Организацией-правопреемником при соблюдении указанных в пункте 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения условий могут применяться тарифы, установленные для организации-предшественника, с момента приобретения в полном объеме прав и обязанностей регулируемой организации. В иных случаях применение тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем водоснабжения и (или) водоотведения, не представляется возможным. Судом не учтено, что переход прав и обязанностей регулируемой организации в порядке правопреемства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (статьи 58, 59 ГК РФ "Правопреемство при реорганизации юридических лиц", "Передаточный акт").
Судом сделан неверный вывод о том, что дата совершения административного правонарушения - "05.07.2016" установлена Управлением произвольно, поскольку указанное опровергается материалами административного дела. Дата "05.07.2016" является датой выставления ООО "КС" квитанции на оплату холодного водоснабжения за июль 2016 года потребителю - гр. Рябчикову Е.А. Производя начисление платы и выставляя квитанции потребителю по неутвержденному тарифу, ООО "КС" нарушает установленный порядок ценообразования. Факт совершения правонарушения 05.07.2016 подтверждается и тем, что гр.Рябчиков Е.А. обратился с жалобой в Управление 08.07.2016, т.е. сразу после получения квитанции на оплату 05.07.2016. Дата выставления квитанции была также подтверждена представителем ООО "КС" в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Таким образом, Управление считает, что судом не в полном объёме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушены и неправильно применены нормы материального права (т.2 л.д.83-88).
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителя административного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "КС" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Заречному Пензенской области 20.02.2016, запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц N 116583505370.
ООО "КС" осуществляет производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
В ходе рассмотрения обращения гражданина, проживающего в р.п.Пачелма, установлено, что деятельность по холодному водоснабжению на территории р.п.Пачелма Пачелмского района Пензенской области в июле 2016 года осуществляло ООО "КС".
Письмом от 23.08.2016 N 30/4931/01 руководитель ООО "КС" приглашен в Управление по регулированию тарифов для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, на 02.09.2016.
Данное письмо получено представителем ООО "КС" 29.08.2016.
02.09.2016 должностным лицом Управления по регулированию тарифов в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного ООО "КС" в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.1 л.д.37-40).
Определением от 02.09.2016 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.09.2016, впоследствии отложено на 22.09.2016.
Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении вручено представителю ООО "КС" 16.09.2016.
22.09.2016 должностным лицом Управления по регулированию тарифов в присутствии представителя ООО "КС" рассмотрены материалы административного производства и вынесено постановление по делу об административном правонарушении N Ап 01-23-24-14.6, в соответствии с которым ООО "КС" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 51000 руб. (т.1 л.д.6-10).
Общество не согласилось с постановлением административного органа и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за холодную воду.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги - за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу статьи 4 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также утверждение правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения согласно статье 5 Закона о водоснабжении и водоотведении относится установление тарифов в данной сфере.
Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Положение об Управлении по регулированию тарифов) данное Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.74 Положения об Управлении по регулированию тарифов предусмотрено, что данное Управление устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о водоснабжении и водоотведении.
В силу пункта 3 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 2 статьи 12 Закона о водоотведении и водоснабжении).
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию, относится, в том числе холодное водоснабжение, регулированию подлежат: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение; тариф на техническую воду; тариф на транспортировку воды; тариф на подвоз воды; тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, а государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в силу пункта 1 статьи 33 этого же Федерального закона осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), пунктом 5 которых определено, что после определения органами местного самоуправления поселений и городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган по регулированию тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для гарантирующей организации - тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также тарифы для отдельных регулируемых видов деятельности в случае, если гарантирующая организация оказывает абонентам отдельные виды услуг, предусмотренные пунктом 4 настоящего документа.
Под "периодом регулирования" Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения понимают период, продолжительностью не менее 1 года, если иное не предусмотрено Законом о водоснабжении и водоотведении.
Пунктом 12 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения предусмотрено, что регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также иными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 8 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования, в соответствии с регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.
Установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, за исключением случаев, когда настоящими Правилами предусмотрено иное (пункт 12 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов осуществляется:
а) по предложению регулируемой организации;
б) по инициативе органа регулирования тарифов в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 13 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении тарифов (пункт 14 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
В случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности (пункт 15 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Согласно пункту 16 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
В соответствии с положениями пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения к заявлению об установлении тарифов в обязательном порядке прилагаются обосновывающие материалы, к которым, в том числе, отнесены следующие: копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров, концессионных соглашений, при реорганизации юридического лица - передаточных актов), подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости (зданий, строений, сооружения, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности.
Для организации, в отношении которой государственное регулирование тарифов ранее не осуществлялось, тарифы на текущий год определяются в случае, если предложение об установлении тарифов подано не позднее 1 ноября текущего года. В этом случае тарифы для организации устанавливаются в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования тарифов предложения об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов в полном объеме. По решению органа регулирования тарифов указанный срок может быть продлен не более чем на 30 календарных дней.
Для организации, впервые обратившейся с предложением об установлении тарифов, сведения об экономически обоснованных расходах, фактически понесенных в период со дня подачи документов, указанных в пунктах 14, 16 и 17 настоящих Правил, до начала очередного периода регулирования, рассматриваются органом регулирования тарифов и учитываются при установлении организации тарифов на последующий период регулирования (пункт 22 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Согласно пункту 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (пункт 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением, изменением и прекращением концессионных соглашений, установлены Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях).
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи (часть 4.1 статьи 3 Закон о концессионных соглашениях).
Согласно пункту 9 статьи 3 Закон о концессионных соглашениях концессионным соглашением может предусматриваться предоставление концедентом во владение и в пользование концессионера имущества, принадлежащего концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом концессионного соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
В силу части 15 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях права владения и пользования концессионера недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения, недвижимым имуществом, предоставленным концессионеру в соответствии с частью 9 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях, подлежат государственной регистрации в качестве обременения права собственности концедента.
Объектами концессионного соглашения согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях могут быть, в том числе, объекты холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
В соответствии с положениями главы 3 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается по итогам проведения конкурса на право его заключение, а вступает в силу с момента его подписания.
Согласно нормам статьи 1028 Гражданского кодекса Российской Федерации договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным.
Предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав по договору коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. При несоблюдении требования о государственной регистрации предоставление права использования считается несостоявшимся.
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы исходят из того, что организация -концессионер, приобретя права владения и пользования недвижимым имуществом, должна обратиться в орган регулирования тарифов для установления тарифов в сфере холодного водоснабжения после государственной регистрации права использования объекта концессионного соглашения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, исходил из следующего.
Как установлено материалами дела, 01.06.2016 в соответствии с протоколом конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса между Администрацией рабочего поселка Пачелма Пензенской области (концедент) и ООО "КС" (концессионер) заключено концессионное соглашение (далее - соглашение), в соответствии с которым концедент предоставляет концессионеру права владения и пользования комплексом объектов - насосными станциями, водопроводными линиями, внутренним водопроводом, водопроводной башней, производственно-технологическим комплексом, расположенными на территории р.п.Пачелма, и принадлежащими концеденту на праве собственности, а концессионер - за свой счет реконструировать и (или) модернизировать данное имущества и с его помощью осуществлять холодное водоснабжение.
В пункте 7 концессионного соглашения указано, что концедент передает концессионеру права владения и пользования объектами концессии по акту приема-передачи, а обязанность концедента по передаче концессионеру прав владения и пользования объектами недвижимого имущества, входящими в состав объекта соглашения, считается исполненной со дня государственной регистрации указанных прав концессионера.
Стороны обязуются осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование недвижимым имуществом, входящим в состав объекта соглашения, состав иного имущества, в том числе регистрации права в течение 30 дней (пункт 8 концессионного соглашения).
Государственная регистрация прав, указанных в пункте 8 настоящего соглашения, осуществляется за счет концедента (пункт 9 концессионного соглашения).
Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение пяти лет (пункт 57 концессионного соглашения).
Актом приема-передачи от 01.06.2016 Администрация р.п.Пачелма Пензенской области передала вышеуказанное муниципальное имущество ООО "КС".
Права на использование недвижимого имущества по концессионному соглашению зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 11.07.2016.
01.08.2016 ООО "КС" получило от Администрации р.п.Пачелма концессионное соглашение с зарегистрированными обременениями. Данный факт подтверждается письмом Администрации р.п.Пачелма Пензенской области от 01.08.2016 N 861 (т. 1 л.д. 74).
05.08.2016 ООО "КС" обратилось в Управление по регулированию тарифов с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение на 2016 год.
До утверждения тарифов на холодное водоснабжение для ООО "КС" данная организация применяет тарифы, установленные органом регулирования тарифов для организации, которая ранее осуществляла холодное водоснабжение р.п.Пачелма, - ООО "Исток Плюс".
Суд первой инстанции делает вывод, учитывая, что ООО "КС" после получения концессионного соглашения с зарегистрированными обременениями концедента в отношении переданного имущества, в разумный срок обратилось в Управление по регулированию тарифов с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение, оснований считать, что ООО "КС" нарушило установленный порядок ценообразования, не имеется.
Как указано в пункте 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.
В данной правовой норме не указано, что организация-правопреемник должна быть образована только в результате реорганизации в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Смысл данной правовой нормы направлен на установление правоотношений по применению тарифов для новой регулируемой организации в так называемый "переходный период" (от одной регулируемой организации-предшественника к другой - правопреемнику) в рамках выполнения публичной обязанности по подаче холодной воды потребителям.
Ссылку административного органа на письмо Федеральной службы по тарифам от 07.07.2014 N С3-7270/5, суд первой инстанции отклонил, так как данное письмо не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" на него нельзя ссылаться при разрешении споров.
Суд первой инстанции указывает, что указание в обжалуемом постановлении на дату совершения правонарушения -05.07.2016 также носит произвольный и не подтвержденный характер.
Довод административного органа о том, что отсутствие регистрации обременения прав на объекты водоснабжения не препятствовало подаче заявления на установление тарифа ООО "КС" с момента заключения концессионного соглашения, прямо противоречит положениям пункта 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, который предусматривает императивное правило о том, что к заявлению регулируемой организации об установлении тарифов должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих законное основание для владения и пользования объектами недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности. Более того, в судебном заседании представитель ответчика подтвердил обязательность представления в орган по регулированию тарифов вместе с заявлением об установлении тарифов документов, подтверждающих право собственности, иное законное основание для владения, пользования и распоряжения в отношении объектов недвижимости, используемых для осуществления регулируемой деятельности, коими являются зарегистрированные права по договору коммерческой концессии.
Суд первой инстанции отклонил ссылку заявителя на представленные судебные акты, так как они основаны на иных фактических обстоятельствах.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в адрес административного органа поступило обращение гражданина, проживающего в р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области по вопросу неправомерности повышения тарифов на водоснабжение.
В рамках рассмотрения данного обращения административным органом установлено, что деятельность по холодному водоснабжению на территории р.п. Пачелма Пачелмского района Пензенской области в июле 2016 осуществляло ООО "КС".
01.06.2016 в соответствии с протоколом конкурсной комиссии о результатах проведения конкурса между Администрацией рабочего поселка Пачелма Пензенской области (концедент) и ООО "КС" (концессионер) заключено концессионное соглашение (далее - соглашение) (т.1 л.д.87-94).
В июле 2016 года, до утверждения тарифов на холодное водоснабжение для ООО "КС", данная организация применяла тарифы, установленные органом регулирования тарифов для организации, которая ранее осуществляла холодное водоснабжение р.п.Пачелма, - ООО "Исток Плюс".
01.08.2016 ООО "КС" получило от Администрации р.п.Пачелма концессионное соглашение с зарегистрированными обременениями.
Данный факт подтверждается письмом Администрации р.п.Пачелма Пензенской области от 01.08.2016 N 861 (т. 1 л.д. 74).
05.08.2016 ООО "КС" обратилось в Управление по регулированию тарифов с заявлением об установлении тарифов на холодное водоснабжение на 2016 год.
Суд первой инстанции ссылается на пункт 34 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, в котором указано, что отношении организации-правопреемника, которая в полном объеме приобрела права и обязанности регулируемой организации, ранее осуществлявшей регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, применяются тарифы, установленные для указанной организации-предшественника, до утверждения для организации-правопреемника тарифов в установленном порядке.
В данной правовой норме не указано, что организация-правопреемник должна быть образована только в результате реорганизации в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.
Смысл данной правовой нормы направлен на установление правоотношений по применению тарифов для новой регулируемой организации в так называемый "переходный период" (от одной регулируемой организации-предшественника к другой - правопреемнику) в рамках выполнения публичной обязанности по подаче холодной воды потребителям.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Таким образом, общество, зная о наличии императивно установленных для него как для поставщика водоснабжения, обязанностях, не приняло активных действий по предупреждению совершения административного правонарушения, не обращалось в органы местного самоуправления с требованием о необходимости ускорить государственную регистрацию заключенного концессионного соглашения.
Суд апелляционной инстанции считает, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил обстоятельства для квалификации в качестве малозначительного совершенного заявителем административного правонарушения, исходя их следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и других смягчающих обстоятельств, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" установлено, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
В пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 указано, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Из представленных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции доказательств не усматривается злонамеренного или заведомо пренебрежительного отношения общества к исполнению своих обязанностей.
Административный орган не доказал, что тариф используемый обществом превышает тариф, который был бы ему установлен.
Суд апелляционной инстанции считает, что допущенные обществом нарушение не представляют существенную угрозу охраняемым общественным интересам, негативных последствий совершенным правонарушением не наступило, принимая во внимание, выполнение заявителем социально важное мероприятие по обеспечению населения холодным водоснабжением, поэтому возможно применение статьи 2.9 КоАП РФ и признание совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что ошибочный вывод суда первой инстанции об отсутствии состава административного правонарушения не привел к принятию неправильного решения.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 35 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Судом апелляционной инстанции учтено, что административный орган выдал обществу представление от 22.09.2016 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором указал принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения в месячный срок со дня его получения, а в случае неисполнения наступит ответственность, предусмотренная статьей 19.6 КоАП РФ (т.1 л.д.105).
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 30.2 КоАП РФ, части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, как не облагаются пошлиной и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 09 марта 2017 года по делу N А49-12236/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12236/2016
Истец: ООО "КС"
Ответчик: Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области