г. Самара |
|
11 января 2017 г. |
Дело N А49-12058/2016 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Селиверстова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Шаймурзиным Р.Р., без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 1, апелляционную жалобу ТСЖ "Энергетик",
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 ноября 2016 года по делу N А49-12058/2016 (судья З.Н. Павлова), принятое в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Т плюс Теплосеть Пенза", (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130) к Товариществу собственников жилья "Энергетик", (ОГРН 1035803000342, ИНН 5836132111), о взыскании 13 190 руб. 42 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Т плюс Теплосеть Пенза" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Товариществу собственников жилья "Энергетик" о взыскании, с учетом уменьшения, суммы 13 190 руб. 42 коп, включающей в себя задолженность по оплате за потребленную горячую воду по договору горячего водоснабжения N 3864 от 30 декабря 2013 года в размере 12 923 руб. 34 коп. за июль 2016 год и пени в сумме 267 руб. 08 коп., начисленные за несвоевременное исполнение обязательств за период с 15.09.2016 по 15.11.2016.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела была вынесена резолютивная часть решения от 16 ноября 2016.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29 ноября 2016 исковые требования удовлетворены полностью, расходы по госпошлине отнесены на ответчика. С Товарищества собственников жилья "Энергетик" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т плюс Теплосеть Пенза" взыскана сумма 13 190 руб. 42 коп., включающая в себя долг в размере 12 923 руб. 34 коп. и пени в сумме 267 руб. 08 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ТСЖ "Энергетик" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В качестве доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм права, неполное выяснение судом обстоятельств дела. Кроме того, ответчик указывает на отсутствие задолженности, истец не правомерно выставил к оплате за указанный период счет-фактуру, в которой стоимость коммунального ресурса определена по двухкомпонентному тарифу без применения норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, тем самым завысив сумму за потребленный коммунальный ресурс - горячую воду. Также ответчик указал, что в отношении истца возбуждалось административное производство, по результатам которого истец привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП Российской Федерации, а именно - нарушение установленного порядка ценообразования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Судебное заседание проводится без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ.
В суд 27 декабря 2016 от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 ноября 2016 года по делу N А49-12058/2016 не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Как следует из материалов дела, между сторонами заключен договор горячего водоснабжения N 3864 от 30.12.2013, по условиям которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение (истец), обязуется подавать абоненту (ответчику) через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Абонент является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и (или) жилых домов, указанных в Приложении N 4 к настоящему договору, и приобретает горячую воду в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальной услуги горячего водоснабжения (п. 1 договора).
В соответствии с п. 42 настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2013. Пунктом 43 предусмотрена пролонгация срока действия договора.
Согласно п. 10 договора абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 8 договора). Причем количество энергии за расчетный период определяется в соответствии с данными учета фактического потребления по показаниям приборов учета, указанных в Приложении N 5 к договору - п. 20 договора.
Во исполнение условий договоров истец в июле 2016 отпустил ответчику горячую воду по указанному договору горячего водоснабжения. Истцом выставлен на оплату счет-фактура N 82005000000000032 от 31.07.2016 на общую сумму 30 805 руб. 89 коп., оплаченные ответчиком не в полном объеме.
Истец направил в адрес ответчика претензию от 16.08.2016 с требованием о погашении задолженности (л.д. 12).
Истец, указывая, что с учетом частичной оплаты за ответчиком образовалась задолженность в сумме 12 923 руб. 34 коп., обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку объекты ответчика ТСЖ "Энергетик" оборудованы общедомовыми приборами учета, то позиция истца о необходимости определения объема поставленного энергоресурса на основании показаний приборов учета является правомерной, соответствует пункту 20 договора, положениям ст. 544 Гражданского кодекса РФ, ст. 157 Жилищного кодекса РФ. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при определении стоимости ресурса истец обосновано исходил из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказа Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 19.12.2014 N 147, без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, поскольку применение данного тарифа обусловлено спецификой ресурса горячего водоснабжения.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных услуг в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показателей такого прибора за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Согласно формуле 23, приведенной в Приложении N 2 к Правилам N 354, объем потребленной за расчетный период в жилом и нежилом помещении горячей воды определяется по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом и нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется: в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 129) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 129 Приказом Управления тарифов от 02.12.2015 N 122 утверждены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, которые для ОАО "ТПТ Пенза" составляют для неизолированных стояков и полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 - 0,06700 Гкал, для неизолированных стояков и при отсутствии полотенцесушителей с 13.12.2015 по 30.06.2016 - 0,06200 Гкал (вступил в силу 13.12.2015).
Требования, предъявляемые управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищно-строительному, жилищному кооперативу и иному специализированному потребительскому кооперативу (далее - исполнитель) при осуществлении ими расчетов с ресурсоснабжающими организациями за ресурсы, поставляемые по заключенным указанными лицами договорам энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (далее - договор ресурсоснабжения), установлены в Требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253 (далее - Требования N 253).
В соответствии с пунктом 5 Требования N 253, размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу указанного постановления Правительства РФ, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами N 354.
С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что размер платежа исполнителя в пользу ресурсоснабжающей организации должен соответствовать размеру платежа за коммунальный ресурс, предъявленного к уплате потребителю, который должен быть рассчитан с учетом утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемого на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Из материалов дела следует, что на основании обращения ТСЖ "Энергетик" определением от 24.02.2016 Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области возбудило в отношении истца дело об административном правонарушении и проведении административного расследования N АП 01-23-2-14.6 по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11.04.2016 Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении N АП 01-23-2-14.6, в соответствии с которым ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленного порядка ценообразования, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Также должностным лицом Управления тарифов вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствии с которым руководителю ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" предложено рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а также сообщить в Управление тарифов об его исполнении в месячный срок со дня получения.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22.09.2016 по делу N А49-5365/2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016, признано незаконным и изменено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 11.04.2016 N АП 01-23-2-14.6 Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, вынесенное в отношении ОАО "Т плюс Теплосеть Пенза", в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере сто тысяч рублей. Суд назначил ОАО "Т Плюс Теплосеть Пенза" административное наказание в виде административного штрафа в размере пятьдесят тысяч рублей, в удовлетворении требований в части признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.04.2016, отказал.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Таким образом, холодная вода и тепловая энергия, используемая на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, не являются самостоятельными коммунальными ресурсами, а представляют собой компоненты, используемые для приготовления горячей воды в целях предоставления указанными организациями коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно формуле N 23 Правил N354 объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в одном жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в одном жилом или нежилом помещении горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории г. Пенза, как указывалось выше, утвержден приказом Управления от 02.12.2015 N 122. Для ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" данный норматив утвержден в размере 0,067 Гкал.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ОАО "Т Плюс теплосеть Пенза" при определении стоимости поставленной исполнителю в расчетном периоде горячей воды обязано было руководствоваться нормами Правил N 354 (пункт 13, пункт 42, формула 23 приложения N 2 к Правилам N354), Требований N253 (пункт 5), приказа Управления от 02.12.2015 N122. Однако указанную обязанность ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" не исполнило и в выставленном счете-фактуре определило объем тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, исходя из показаний приборов учета, в результате чего размер платежа за поставленный в июле 2016 коммунальный ресурс при расчетах с исполнителем завышен.
Довод истца о том, что Правила N 354 и Требования N 253 на него не распространяются и при определении стоимости ресурса он исходил из двухкомпонентного тарифа на горячую воду - компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, рассчитанного на основании приказа Управления тарифов от 19.12.2014 N 147, без учета норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды, судом отклоняются как не обоснованное.
Согласно пункту 21 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения), которое распространяется, в том числе, на организации, осуществляющие горячее водоснабжение, оплата абонентом горячей воды по договору горячего водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду, устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Объем полученной горячей воды определяется исходя из объемов потребленных воды и тепловой энергии в составе горячей воды по показаниям измерений (приборов учета) за определенный период времени (пункт 22 Правил горячего водоснабжения).
Согласно пункту 88 Основ ценообразования органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Основы ценообразования используют следующие понятия:
- "компонент на холодную воду" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на холодную воду;
- "компонент на тепловую энергию" - составная часть тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение), подаваемую с использованием закрытой системы горячего водоснабжения, размер которой устанавливается в виде ценовой ставки (одноставочный или двухставочный) на тепловую энергию.
В силу пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях понимается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
Согласно пункту 10 Правил N 306 норматив потребления устанавливается в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, к которым, в том числе, относится горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также помещения, входящие в общий состав общего имущества в многоквартирном доме, по каждому виду предоставленных коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 306 норматив коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду (далее - норматив потребления горячей воды) определяется исходя из норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. В норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению включается расход тепловой энергии на подогрев холодной воды, необходимый для осуществления услуги по горячему водоснабжению в соответствии с требованиями к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленными правилами предоставления коммунальных услуг, то есть Правилами N 354.
Вышеуказанные правовые нормы, в том числе и Правила горячего водоснабжения, которые, как считает заявитель, на него распространяются, исходят из того, что установленный тариф на горячую воду, который состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, применяется в том случае, если имеются соответствующие приборы учета коммунального ресурса (горячей воды), а при отсутствии приборов учета коммунального ресурса (горячей воды) установленный тариф должен применяться с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев.
Материалами дела установлено, что прибор учета горячей воды у ТСЖ "Энергетик" отсутствует, а размер потребленной тепловой энергии определяется на основании показаний вычислителя теплоты ВКТ-7.
Таким образом, принимая во внимание, что ОАО "Т плюс теплосеть Пенза" в выставленном ответчику счете-фактуре за июль 2016 года определило объем тепловой энергии, затраченной на подогрев воды, исходя из показаний приборов учета, и не использовало при образовании цены на коммунальный ресурс - горячую воду установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению, что привело к завышению размеров платежей за поставленный в указанный период коммунальный ресурс при расчетах с ответчиком,
Поскольку задолженность за июль 2016 у ответчика отсутствует, пени не подлежат начислению. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности исковых требований и необходимости оставления их без удовлетворения.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 24 октября 2016 года по делу N А65-17243/2016 отменить.
Принять новый судебный акт.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Т плюс Теплосеть Пенза", (ОГРН 1145835003203, ИНН 5835108130) к Товариществу собственников жилья "Энергетик", (ОГРН 1035803000342, ИНН 5836132111), о взыскании 13 190 руб. 42 коп. оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Т плюс Теплосеть Пенза" в пользу Товарищества собственников жилья "Энергетик" государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в месячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Селиверстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-12058/2016
Истец: ОАО "Т плюс теплосеть Пенза"
Ответчик: ТСЖ "Энергетик"