Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2017 г. N Ф10-1012/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
18 января 2017 г. |
Дело N А14-12411/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 18 января 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Малюгиным П.А.,
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Ситникова Т.В., представитель по доверенности N 14 от 20.01.2014;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД": Дементьева Н.Д., представитель по доверенности N 77 АВ 1901805 от 11.10.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2016 по делу N А14-12411/2016 (судья Аришонкова Е.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1023601551071, ИНН 3666016915) о признании частично недействительными решений от 09.08.2016 N 372 н/с и N 372 осв о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации, Учреждение, отделение Фонда социального страхования) о признании недействительными решений от 09.08.2016 N 372 н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 171 415,51 руб., пени в сумме 13 437,93 руб., штрафа в сумме 34 283, 11 руб. и от 09.08.2016 N 372 осв в части доначисления страховых взносов в сумме 1 262 570,15 руб., пени в сумме 57679,85 руб. и штрафа в сумме 252 514,03 руб. (после объединения дел N А14-12411/2016 и N А14-12410/2016 в одно производство для совместного рассмотрения под номером N А14-12411/2016, а также с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятых арбитражным судом).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2016 признаны недействительными решение государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.08.2016 N 372 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 171 415,51 руб., начисленные пени в сумме 13 437,93 руб. и штрафные санкции в сумме 34 283, 11 руб. как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и решение от 09.08.2016 N 372 осв о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 262 570,15 руб., начисленные пени в сумме 57 679,85 руб. и штрафные санкции в сумме 252 514,03 как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2016 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации ссылается на то, что произведенные Обществом выплаты в виде компенсации своим работникам затрат на занятие физической культурой и спортом, компенсации стоимости санаторно-курортного лечения сотрудников, выплаты единовременного поощрения при увольнении в связи с уходом на пенсию, суммы компенсации за задержку выплаты заработной платы, а также выплаты в виде компенсации стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно" подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Названные выплаты, по мнению отделения Фонда социального страхования, персонифицированы и были произведены в ввиду наличия трудовых отношений.
Как указывает Учреждение, перечни законодательно установленных и не облагаемых страховыми взносами выплат физическим лицам приведены в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и являются исчерпывающими.
Поскольку в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ отсутствует указание на суммы компенсаций, связанных с оплатой стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, с компенсацией на занятия физической культурой и спортом, за задержку выплаты заработной платы, а также оплата стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути и выплаты единовременного поощрения работникам при увольнении в связи с уходом на пенсию и, учитывая, что данные выплаты произведены за счет средств Общества в рамках трудовых отношений, отделение Фонда социального страхования считает вывод суда первой инстанции о том, что названные виды выплат не подлежат обложению страховыми взносами, неправомерным.
В суде апелляционной инстанции Общество со ссылкой на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, возражало относительно доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, филиалом N 9 государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная выездная проверка страхователя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути- филиала ОАО "РЖД" за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, результаты которой отражены в актах выездной проверки от 30.06.2016 N 372 н/с и N 372 осв (т.1 л.д. 19-26, т.2 л.д. 20-32).
Рассмотрев акты выездной проверки и приложенные к ним материалы, а также возражения ОАО "РЖД", отделение Фонда социального страхования вынесло решения от 09.08.2016 N 372 н/с о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и от 09.08.2016 N 372 осв о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (т. 1 л.д. 27-30, т.2 л.д. 33-39).
Решением Учреждения от 09.08.2016 N 372 н/с о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 34 289,98 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 171 449,88 руб. и начисленные пени в сумме 13 449,29 руб.
Решением Учреждения от 09.08.2016 N 372 осв о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах ОАО "РЖД" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 252 559,59 руб.; Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1 262 797,96 руб. и начислены пени в сумме 57 694,71 руб.
Основанием для произведенных указанными решениями доначислений послужил вывод отделения Фонда социального страхования о занижении страхователем страховых взносов на обязательное социальное страхование в результате невключения в базу для их исчисления, в том числе, следующих произведенных в пользу работников выплат: частичной компенсации затрат на занятия физической культурой и спортом в 2014-2015 в размере 628 966,60 руб., частичной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения в 2014-2015 в размере 2 473 370,55 руб., единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию в 2015 в размере 4 577 210,81 руб., сумму компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 116 325,51 руб., оплаты стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно" в 2014-2015 в размере 35 748 695,79 руб.
Не согласившись с решениями отделения Фонда социального страхования от 09.08.2016 N 372 н/с в части доначисления страховых взносов в сумме 171 415,51 руб., пени в сумме 13 437,93 руб., штрафа в сумме 34 283, 11 руб. и N 372 осв в части доначисления страховых взносов в сумме 1 262 570,15 руб., пени в сумме 57679,85 руб. и штрафа в сумме 252 514,03 руб. в связи с обложением страховыми взносами сумм частичной компенсации затрат на занятия физической культурой и спортом, частичной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения, единовременного поощрения при увольнении из организации впервые в связи с выходом на пенсию, оплаты стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно", стоимости компенсации за задержку выплаты заработной платы, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования о признании незаконными решений ГУ-Воронежское РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.08.2016 N 372 н/с и N 372 осв в оспоренной Обществом части, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) страхователи (работодатели), к которым относятся организации любой организационно-правовой формы, а также в предусмотренных законодательством случаях граждане, обязаны в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Видами социальных страховых рисков, как это следует из статьи 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ), являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом о страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Федерального закона N 165-ФЗ).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются действовавшим в спорный период Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Как следует из части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом действие Федерального закона N 212-ФЗ, за исключением отдельных перечисленных положений, не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые регулируются федеральным законом о данном виде обязательного социального страхования (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ).
Так, правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В статье 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ также приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержащий положения, аналогичные положениям статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Из вышеизложенных норм права следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование и осуществление организацией-страхователем в пользу физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с данной организацией, выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ, содержащими аналогичные нормативные положения.
Понятие трудовых отношений определено статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности, на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Под трудовым договором статьей 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из статьи 132 ТК РФ следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (статья 135 ТК РФ).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 164 ТК РФ под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 ТК РФ.
Поощрения предусмотрены статьей 191 ТК РФ.
В соответствии со статьей 191 ТК РФ за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, взаимосвязанное толкование приведенных норм трудового законодательства и части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать суммы, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 ТК РФ нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
При этом в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона N 212-ФЗ, так как это противоречит правовой природе понятия оплаты труда, сформулированному в Трудовом кодексе Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Как усматривается из оспариваемых решений, в ходе проведенной отделением Фонда социального страхования выездной проверки страхователя было установлено, что ОАО "РЖД" в 2014 - 2015 произвело частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам организации в общей сумме 2 473 370,55 руб., частичную компенсацию расходов сотрудников на занятие физической культурой и спортом на сумму 628 966,60 руб., оплату стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно" на сумму 35 748 695,79 руб., а также выплату единовременного поощрения при увольнении из компании впервые в связи с выходом на пенсию работникам в 2015 году в размере 4 577 210,81 руб. При этом страховые взносы на указанные выплаты ОАО "РЖД" не начислялись.
Из материалов дела следует, что указанные компенсации затрат работников на занятия физической культурой и спортом, компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников, оплата стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно", а также выплата единовременного поощрения при увольнении впервые в связи с выходом на пенсию произведены на основании положений пунктов 5.1.4, 5.3.3, 5.3.4 и 5.3.8 коллективного договора ОАО "Российские железные дороги" на 2014 - 2016 годы.
Так, в пункте 5.1.4 вышеуказанного коллективного договора закреплено обязательство работодателя обеспечивать в рамках производственно-технологической деятельности ОАО "РЖД" организацию бесплатного горячего питания для работников, занятых на ремонте пути в "окна" продолжительностью не менее 4-х часов
В пункте 5.3 коллективного договора определен индивидуальный социальный пакет, включающий осуществление частичной компенсации затрат работников на занятия физической культурой в платных секциях и группах (пп. 5.3.3), выплату единовременного поощрения за добросовестный труд лицам, уволенным по собственному желанию из организации впервые в связи с выходом на пенсию (пп. 5.3.4), осуществление санаторно-курортного и реабилитационного лечения, оздоровления и отдыха работников, членов их семей в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД", специализирующихся на санаторно-курортном лечении, оздоровлении и отдыхе (пп. 5.3.8).
Как следует из статьи 40 ТК РФ, под коллективным договором понимается правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
При этом в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (статья 41 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
При этом выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Частичная компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом, затрат по приобретению санаторно-курортных путевок и выплаты единовременного поощрения при увольнении работников по собственному желанию впервые в связи с выходом на пенсию, а также оплата стоимости горячего питания работникам, занятым на ремонте пути в "окно" осуществлялись ОАО "РЖД" исключительно на основании приведенных положений коллективного договора, что отделением Фонда социального страхования не оспаривается.
При этом осуществление данных выплат не было связано с условиями труда работников и осуществляемой ими трудовой функцией и системой оплаты труда, а обусловлено дополнительными возможностями работодателя, добровольно принимающего на себя обязательства по обеспечению своих работников горячим питанием, предоставлению компенсации затрат на санаторно-курортное лечение и занятия спортом, осуществлению поощрительных выплат увольняющимся впервые сотрудникам в связи с выходом на пенсию.
Возможность получения рассматриваемых выплат предназначена для сотрудников Общества, однако, безотносительно к их вкладу в работу Общества и ее результаты, сложности и условий выполнения работы, занимаемой должности.
В связи с чем, указанные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК РФ, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этими сотрудниками самой работы.
Доказательств, свидетельствующих о том, что данные выплаты, предусмотренные коллективным договором Общества, являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер и, при этом, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, Учреждением не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемые спорные выплаты, основанные на коллективном договоре, не обладают признаками оплаты труда (вознаграждения за труд), поскольку их выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий и не являются гарантированными трудовым законодательством выплатами компенсационного и стимулирующего характера, а, напротив, установлены по условиям коллективного договора и носят социальный характер.
В связи с чем, рассматриваемые спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование применительно к положениям статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Из изложенного следует, что судом первой инстанции правомерна отклонена ссылка отделения Фонда социального страхования на положения статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ, в которых приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что вышеуказанными нормами предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы, тогда как в силу приведенных выводов суда, спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ и пунктом 1 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный довод Учреждения о том, что выплаты единовременного поощрения работникам, уволенным по собственному желанию из организации впервые в связи с выходом на пенсию производились не в одинаковом размере всем сотрудникам Общества, в связи с чем выплаты связаны с трудовым вкладом каждого работника.
Доказательств того, что выплаты единовременного поощрения работникам, уволенным по собственному желанию из организации впервые в связи с выходом на пенсию связаны с трудовым вкладом каждого работника, Учреждением не представлено.
То обстоятельство, что при определении размера предусмотренного пунктом 5.3.4 коллективного договора ОАО "РЖД", учитывался стаж работников, исходя из которого данная выплата осуществлялась в размере от одного до шести среднемесячного заработка, не может служить опровержением социального характера данной выплаты, производящейся в пользу увольняющегося из организации в связи с выходом на пенсию сотрудника, которая не носит в данном случае стимулирующего характера и не зависит от результатов труда, а производится исходя лишь из одного факта работы в ОАО "РЖД" в течение определенного периода и увольнения впервые в связи с выходом на пенсию.
Оценивая правомерность оспариваемых решений отделения Фонда социального страхования в части обложения страховыми взносами суммы выплаченной заявителем своим работникам в 2014-2015 компенсации за задержку выплаты заработной платы, суд области правомерно руководствовался следующим.
В подпункте "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. При этом аналогичные положения закреплены в подпункте 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ применительно к обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Вышеуказанной статьей (в редакции, действовавшей в спорный период) предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Из изложенного с учетом положений статьи 164 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя перед работником выражается в денежной компенсации, которая прямо установлена трудовым законодательством РФ и выплачивается физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, обеспечивая дополнительную защиту трудовых прав работника.
Таким образом, денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы подпадает под действие подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ и аналогичной по содержанию нормы пп.2 п.1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ и в силу этого не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, что также подтверждается правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.12.2013 N 11031/13, Определением Верховного суда Российской Федерации от 25.07.2016 N 304-КГ16-9675.
На то обстоятельство, что страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты, которые прямо установлены ТК РФ, указывает и само отделение Фонда социального страхования в апелляционной жалобе (стр. 3).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у отделения Фонда социального страхования не имелось оснований для доначисления Обществу страховых взносов в сумме 171 415,51 руб. и страховых взносов в сумме 1 262 570,15 руб.
С учетом того, что пени в соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховым взносов и установлением судом отсутствия оснований для доначисления ОАО "РЖД" страховых взносов, начисление по решению от 09.08.2016 N 372 н/с пени в сумме 13 437,93 руб. и начисление по решению от 09.08.2016 N 372 осв пени в сумме 57679,85 руб. является необоснованным.
Поскольку совершение филиалом ОАО "РЖД" соответствующих нарушений не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства по настоящему делу, привлечение Общества к ответственности в виде штрафа в сумме 34 283, 11 руб. и 252 514,03 руб. также является неправомерным.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2016 по делу N А14-12411/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, как заявителя апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.11.2016 по делу N А14-12411/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12411/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2017 г. N Ф10-1012/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ГУ Филиал N9 ВРО ФСС РФ