Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2017 г. N Ф08-1983/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 января 2017 г. |
дело N А53-14508/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Емельянова Д.В., Стрекачёва А.Н.
при ведении протокола судебного заседания Константиновым Д.В.
при участии:
от ОАО "ПЭМИ": представитель Щибров М.В. по доверенности от 25.07.2016.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2016 по делу N А53-14508/2016 по иску акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) к открытому акционерному обществу "Пластмассовых Электромонтажных Изделий" (ИНН 6165007810, ОГРН 1026103744501), о взыскании задолженности по договору энергоснабжения, принятое в составе судьи Корецкого О.А.
УСТАНОВИЛ:
АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "ПЭМИ" о взыскании задолженности по договору в сумме 97 257,42 руб. и государственной пошлины.
Решением от 18.12.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что платежным поручением N 4932 от 28.09.15 г. ответчиком было оплачено за период с 01.07.15 г. по 31.07.15 г. - 120 290, 20 руб. за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему канализации. В договоре отсутствуют нормы о праве истца начислять плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоснабжения. Кроме того, Акта отбора подписан ненадлежащим лицом с отсутствием полномочий. Нарушение срока оповещения ответчика о проведении контрольного отбора проб в ходе судебного разбирательства не опровергнуто.
АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение отменить.
Податель жалобы полагает, что суд первой инстанции не учел, что поскольку договор N 12604/73 от 03.08.2009 г., заключен на неопределенный срок, то Правила N 644 подлежат применению к отношениям сторон вне зависимости от внесения в данный договор соответствующих изменений. Полномочия Гылко П.М. явствовали из обстановки, Гылко П.М. является постоянным представителем ответчика при контрольном отборе проб, что подтверждается соответствующими актами. Более того, в паспорте водного хозяйства, который содержит сведения о водопотреблении и водоотведении, содержится информация о главном энергетике ОАО "ПЭМИ" Гылко П.М.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ" и ОАО "ПЭМИ" заключен договор N 596 на отпуск питьевой воды от 17.12.96 г.
22 июля 2015 г. АО "Ростовводоканал" в присутствии представителя ОАО "ПЭМИ" по ул.Нансена,87 взяты пробы, что зафиксировано в акте N 2207/1/2, в котором имеются подписи представителей АО "Ростовводоканал" и организации (абонента).
Взятые пробы сточных вод направлены в лабораторию АО "Южгеология".
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией, показал, что качество сточных вод, сбрасываемых ОАО "ПЭМИ" в системы канализации, не удовлетворяет действующим Правилам N 644, что подтверждается протоколом КХА N 135 от 30.07.2015 г.
По результатам проверки АО "Ростовводоканал" произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения N Н-54 в июле 2015 г.
В связи с чем, АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "ПЭМИ" о взыскании задолженности в сумме 97 257,42 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не учел следующее:
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - с условиями с обычаями делового оборота или иными требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Установлено, что в соответствии с п.2.4.1 договора, абонент обязался не сбрасывать в городскую канализацию сточные воды с превышением норм допустимых концентраций загрязнений в них и не сбрасывать вещества, запрещенные к сбросу в канализацию, установленные в соответствии с действующим законодательством и решением местной администрации. В случае нарушения сброса по объему или качеству, производить оплату за нарушения, согласно договору и действующему законодательству.
В соответствии с п.4.1. договора оплата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в систему канализации г. Ростова-на-Дону определяется Постановлением Главы Администрации Ростовской области и местными нормативными актами.
В целях осуществления контроля за качеством сточных вод абонента АО "Ростовводоканал" 22 июля 2015 г. в присутствии представителя ОАО "ПЭМИ" по ул.Нансена,87 взяты пробы, что зафиксировано в акте N 2207/1/2, в котором имеются подписи представителей АО "Ростовводоканал" и организации (абонента).
Анализ отобранных проб, проведенный лабораторией, показал, что качество сточных вод, сбрасываемых ОАО "ПЭМИ" в системы канализации, не удовлетворяет действующим Правилам N 644, что подтверждается протоколом КХА N 135 от 30.07.2015 г.
По результатам проверки АО "Ростовводоканал" произведены расчеты платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения N Н-54 в июле 2015 г. на сумму 97 257,42 руб.
Отношения по поводу поставки питьевой воды и приема (сброса) сточных вод регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Эти нормативные акты разграничивают компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, на территории которых осуществляет деятельность тот или иной абонент, относя к компетенции первых порядок взимания платы, включая определения ее размера путем установления повышающих коэффициентов к утвержденным тарифам при превышении хозяйствующими субъектами нормативов ПДК загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах, а к компетенции вторых - установление самих норм ПДК с учетом местных условий.
Постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 N 348 утвержден "Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализаций муниципальных образований Ростовской области". Порядок распространяется на абонентов (кроме населения), отводящих сточные воды и загрязняющие вещества через системы канализации в окружающую природную среду, и на организации, осуществляющие эксплуатацию систем канализации населенных пунктов (п. 3 Порядка).
Пунктом 22.3 Порядка установлено, что плата за сброс абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих ДК и ВДК. рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, умноженных на разницу между фактической концентрацией загрязняющих веществ, а также на пятикратно повышающий коэффициент к нормативам платы за лимитное загрязнение окружающей среды, на коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, на коэффициент индексации базовых нормативов платы, на коэффициент, равный 2, учитывающий дополнительные эксплуатационные затраты в системы канализации при приеме загрязняющих веществ в сточных водах с превышением норм ДК или ВДК и объемы фактически сброшенных абонентом сточных вод за период от обнаружения до очередного отбора проб организациями ВКХ, но не более трех месяцев. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Величины допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных абоненту к сбросу в канализацию определены "Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденными Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 14.03.2003 N 495.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены и 14.08.2013 вступили в силу Правила холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил N 644 абонент обязан соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ. законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную: систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения принимать меры по соблюдению указанных требований.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения. установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения. не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 (пункты 113 и 114 Правил N 644).
На основании пункта 118 Правил N 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, которые определены Правилами.
Согласно подпункту "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
В силу пункта 119 "Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644. Абоненты ежеквартально (не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом) представляют в организацию, осуществляющую водоотведение, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по формуле, приведенной в пункте 123 настоящих Правил, в виде документа, составленного согласно приложению N 5. Плата вносится абонентом ежемесячно на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение. При этом объем сточных вод учитывается в соответствии с условиями заключенных договоров.
В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод.
Таким образом, с введением в действие 1 января 2014 года раздела VII Правил N 644 все абоненты организаций водопроводно-канализационного хозяйства обязаны вносить следующие виды платежей:
по воздействию на водные объекты (статья 29 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении". Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов");
по влиянию на работу сооружений централизованной системы водоотведения (часть 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", разделы VI. VII Правил N 644).
Обе платы взимаются с абонентов организаций водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с установленным законом порядком (статья 36 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Взимание платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ отдельно от платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения предусмотрено Правилами N644 (пункт 36).
Анализ отобранных проб показал, что качество сточных вод, сбрасываемой ОАО "ПЭМИ", не удовлетворяет действующим "Условиям приема загрязняющих веществ в сточных водах", отводимых абонентами в системы канализации г. Ростова-на-Дону", утвержденных Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от "14" марта 2003 г. N 495, а так же установлено превышение нормативов по содержанию загрязняющих веществ, предусмотренных пунктами 113 и 114 Правил N 644, что подтверждается протоколами и наличие запрещенных веществ, запрещенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Из вышеизложенного следует, что АО "Ростовводоканал" документально подтвердил и нормативно обосновал требование о взыскании начисленной им платы как задолженности в рамках правоотношения по водоотведению.
Тот факт, что ОАО "ПЭМИ" оплачена задолженность за сброс загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения, не свидетельствует об отсутствии обязанности ОАО "ПЭМИ" вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Ссылки на то, что Акт отбора подписан ненадлежащим лицом, несостоятельны.
Установлено, что при отборе проб сточных вод присутствовал Гылко П.М. Тот факт, что Гылко П.М. не представил доверенности от имени генерального директора ОАО "ПЭМИ" не имеет правового значения. Ни в договоре, ни в действующем законодательстве РФ нет положений о том, что представителю необходимо иметь специальным образом оформленную доверенность на представление интересов при отборе проб сточных вод.
В п. 121 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 182 ГК РФ полномочия представителя могут быть основаны на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного или муниципального органа, а также явствовать из обстановки, в которой действует представитель. Порядок предоставления полномочий и их осуществления установлен главой 10 ГК РФ. Учитывая особый характер представительства юридического лица, которое приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, что предполагает применение законодательства о юридических лицах, на органы юридического лица распространяются только отдельные положения главы 10 ГК РФ: пункты 1, 3 статьи 182, статья 183 ГК РФ и в случае наделения полномочиями единоличного исполнительного органа нескольких лиц (пункт 3 статьи 65.3 ГК РФ) - пункт 5 статьи 185 ГК РФ. При этом пункт 3 статьи 182 ГК РФ не применяется в тех случаях, когда в законе об отдельных видах юридических лиц установлены специальные правила совершения сделок единоличным исполнительным органом в отношении себя лично либо в отношении другого лица, представителем (единоличным исполнительным органом) которого он одновременно является (например, пункт 1 статьи 84 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", пункт 5 статьи 45 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").
АО "Ростовводоканал" указало, что полномочия Гылко П.М. явствовали из обстановки. У АО "Ростовводоканал" не было никаких оснований сомневаться в том, что Гылко П.М. вправе представлять интересы абонента при отборе проб сточных вод, указанное лицо постоянно и на регулярной основе представляло интересы ОАО "ПЭМИ" при отборе проб сточных вод, что подтверждается актами N 0506/2/2 от 5.06.2015 г.; N 0402/3/3 от 4.02.2016 г.; N 11 от 11.01.2012 г.
Кроме того, ОАО "ПЭМИ" предоставлен паспорт водного хозяйства, который содержит сведения о водопотреблении и водоотведении, в данном паспорте содержится информация о главном энергетике ОАО "ПЭМИ" Гылко П.М.
Ссылки на нарушение срока оповещения о проведении контрольного отбора проб подлежат отклонению.
В соответствии с п. 148 Постановления N 644, абонент обеспечивает беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации после предварительного оповещения абонента, транзитной организации о дате и времени посещения.
Абонент, транзитная организация должны быть извещены о проведении обследования водопроводных и канализационных сетей и о проведении отбора проб воды и сточных вод не менее чем за 15 минут до проведения такого обследования и (или) отбора проб. Оповещение должно осуществляться любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатами. Одним из способов извещения является факсимильное сообщение. Документом, позволяющим подтвердить получение такого уведомления, является отчет об отправке факса по номеру, указанному на официальном бланке ответчика и получении его адресатом.
В материалы дела представлена копия уведомления абонента факсимильным сообщением. Кроме того, представитель ответчика присутствовал при отборе.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что исковые требования АО "Ростовводоканал" подлежат удовлетворению, следует взыскать с ОАО "ПЭМИ" 97 257,42 руб.
Согласно ст. 110 АПК РФ Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче иска АО "Ростовводоканал" уплатило государственную пошлину в размере 3890 руб., при подаче апелляционной жалобы уплачено 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.12.2016 по делу N А53-14508/2016 отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "Пластмассовых Электромонтажных Изделий" (ИНН 6165007810, ОГРН 1026103744501) в пользу акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833 ОГРН 1056167043470) задолженность в сумме 97 257,42 руб., государственную пошлину 6890 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14508/2016
Истец: АО "ВОДОКАНАЛ РОСТОВА-НА-ДОНУ"
Ответчик: ОАО ПЛАСТМАССОВЫХ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ ИЗДЕЛИЙ