г. Москва |
|
19 января 2017 г. |
Дело N А41-33958/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
при участии в заседании:
от Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в лице Воронежского филиала: (ИНН: 7717151380 ОГРН: 1097799013652) Галочкина И.Г., представитель по доверенности от 07.10.2016,
от ООО "Прайт-Люкс-Т" (ИНН: 5074019710 ОГРН: 1025007509780) : Бакицкая Е.А., представитель по доверенности от 14.09.2016;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Прайт-Люкс-Т" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2016 года по делу N А41-33958/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по иску Государственной компании "Российские автомобильные дороги" в лице Воронежского филиала к Обществу с ограниченной ответственностью "Прайт-Люкс-Т" о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в лице Воронежского филиала (далее - Государственная компания "Автодор") обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью "Прайт-Люкс-Т" (далее- ООО "Прайт-Люкс-Т") о взыскании неосновательного обогащения. за период с 01.03.2013 по 18.10.2015,в сумме 1704372,53 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.03.2013 по 24.10.2016 в размере 380215,13 руб.. (т. 1 л.д. 3-11, т. 3 л.д. 1-7).
Решением Арбитражного суда Московской области по делу области от 28 октября 2016 года по делу N А41-33958/16, заявленные требования удовлетворены в полном объеме. (т. 3 л.д. 103-106).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Прайт-Люкс-Т" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Прайт-Люкс-Т" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, просили решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 145-ФЗ) создана некоммерческая организация Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - Государственная компания).
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N 249-р прекращено право оперативного управления федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству, в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, передаваемых в доверительное управление Государственной компании.
В частности, пунктом 1 данного Распоряжения прекращено право оперативного управления Федерального государственного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" в отношении участка автомобильной дороги М-4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов - на - Дону, Краснодар до Новороссийска, расположенного в административных границах Тульской, Липецкой и Воронежской областей. Автомобильная дорога общего пользования федерального значения М-4 "Дон" Государственной компании в доверительное управление по передаточному акту от 30.04.2010 peг. N 2 - ГК/2ПА.
Распоряжением Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N 250-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками полосы отвода автомобильной дороги М - 4 "Дон" - от Москвы через Воронеж, Ростов - на - Дону, Краснодар, до Новороссийска федеральных государственных учреждений дорожного 3 66_5249229 хозяйства, которые предоставляются Государственной компании в аренду на срок сорок девять лет (п.2 Распоряжения).
в соответствии со ст. 36 Федерального закона N 145-ФЗ, Распоряжения Федерального дорожного агентства от 30.03.2010 N 250-р, земельные участки федерального уровня собственности, находящиеся в границах полос отвода автомобильной дороги М-4 "Дон" Домодедовского района Московской области, переданы в аренду Государственной компании на срок сорок девять лет по договору аренды от 23.08.2010 рег. N УД 10-ГК/ИЗ-2010-32, о чем 21.10.2010 в Едином государственном реестре прав внесена запись государственной регистрации N 50-50-22/046/2010-316.
В результате проведенного мониторинга состояния объектов дорожного сервиса, расположенных в границах полос отвода и придорожных полос установлено, что в границе придорожной полосы автомобильной дороги М-4 "Дон" на км 60+400 (лево) расположен объект дорожного сервиса - многотопливная автозаправочная станция, принадлежащий на праве собственности ООО "Прайт-Люкс-Т" (Свидетельство о государственной регистрации права от 20.07.2007).
Объект расположен на земельном участке, предоставленном в аренду ООО "Прайт- Люкс-Т" по договору от 08.02.2005 N 326-КИЗ.
Для обеспечения доступа к Объекту дорожного сервиса на основании технических условий от 30.11.2004 N 32-18/177-2888 на территории придорожной полосы ООО "Прайт- Люкс-Т" обустроены подъезды, съезды, примыкания, переходно-скоростные полосы, элементы обустройства автомобильной дороги.
При этом, как указывается истцом, ООО "Прайт-Люкс-Т" не оформляло в установленном законом порядке право на использование части земельного участка придорожной полосы площадью 4315 кв.м с кадастровым номером 50:28:0000000:5/6.
Таким образом, Государственной компанией было установлено незаконное использование ООО "Прайт-Люкс-Т2 земельного участка придорожной полосы автомобильной дороги М-4 "Дон" на км 60+400 (лево) площадью 4560 кв.м.
Полагая, что ООО "Прайт-Люкс-Т" пользуется спорным земельным участком без правовых оснований, ГК "Российские автомобильные дороги" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащенное, поскольку оплата за пользование земельным участком не производилась..
Оспаривая решение суда по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "Прайт-Люкс-Т" указывает, что судом первой инстанции не обоснованно не принят в качестве доказательства представленный отчет подготовленный ООО "ПроБизнесОценка".
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (ч.2 ст. 1105 ГК РФ).
По смыслу Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автозаправочные станции относятся к объектам дорожного сервиса, которые предназначены для обслуживания участников дорожного движения по пути следования. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками, подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.
При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения (ч. 6 ст. 22 Закона N 257-ФЗ).
Федеральный закон N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" содержит понятие "дорога" - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Переходно-скоростная полоса - конструктивный элемент дороги, представляющий собой местное уширение проезжей части, расположенный на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I - III категорий, в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне.
Кроме того, переходно-скоростная полоса представляет собой ограниченную полосу движения транспортных средств, которая переходит в основную дорогу и служит местом разгона и торможения автотранспортных средств. Сама по себе переходно-скоростная полоса без примыкания к основной дороге теряет свое функциональное назначение, и не может существовать отдельно от дороги.
При этом переходно-скоростная полоса является и частью примыкания к объекту дорожного сервиса, следовательно, теряет свое функциональное назначение при отсутствии объекта дорожного сервиса и не может существовать отдельно от объекта дорожного сервиса.
С учетом изложенного, переходно-скоростная полоса является оборудованием объекта сервиса и неотъемлемой технологической частью автомобильной дороги.
Обязательные требования к объектам дорожного сервиса установлены статьей 22 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" согласно которой объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями с обустройством переходно-скоростных полос в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги.
Аналогичные положения содержаться в пункте 5.22 СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги".
В соответствии с п.п. 4, 11 "Правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 г. N 1420, действовавших на момент размещения объекта дорожного сервиса Ответчика, размещение объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос должно производиться в соответствии с нормами проектирования и строительства этих объектов, а также планами и генеральными схемами их размещения, утвержденными Федеральным дорожным агентством по согласованию с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
При выборе места размещения объектов дорожного сервиса следует стремиться к сокращению до минимума числа примыканий, подъездов к федеральной автомобильной дороге и съездов с нее, располагая, как правило, эти объекты комплексно в границах земель, отведенных для этих целей.
Согласно пункту 5.5.8 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования" в целях обеспечения беспрепятственного проезда транзитного транспорта съезды и выезды в местах размещения объектов дорожного сервиса следует оборудовать переходно-скоростными полосами.
Устройство переходно-скоростных полос в целях обеспечения безопасного использования автомобильных дорог и их сохранности является обязанностью владельца дорожного сервиса, предусмотренной Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Порядком установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации N 4 от 13.01.2010.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок, переходно-скоростных полос осуществляется владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет (ч. 10 ст. 22 N 257-ФЗ).
В пункте 12 Порядка установления и использования придорожных полос, автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4 указано, что в соответствии с частью 10 статьи 22 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание объектов дорожного сервиса, подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Для получения разрешения на строительство застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство и одним из документов прилагаемым к заявлению является правоустанавливающий документ на земельный участок. В соответствии с Федеральным законом N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ГК "Российские автомобильные дороги" имеет право давать согласие в письменной форме на размещение объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос, автомобильных дорог Государственной компании, размещать указанные объекты, организовывать площадки для размещения указанных объектов.
Земельные участки, находящиеся в аренде у Государственной компании, могут передаваться Государственной компанией гражданам или юридическим лицам в субаренду для размещения объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос, автомобильных дорог Государственной компании, строительства или реконструкции автомобильных дорог и иных целей.
Таким образом, владелец объекта дорожного сервиса обязан сам или за свой счет обустроить или приспособить для движения транспортных средств полосу земли, следовательно, для обустройства переходно-скоростных полос собственник объекта дорожного сервиса должен использовать земельный участок.
Как следует из материалов дела, ООО "Прайт-Люкс-Т" является собственником многотопливной автозаправочной станции.
Из материалов дела также следует и не оспаривается сторонами, территория, прилегающая к указанному объекту недвижимости и являющаяся частью земельного участка придорожной полосы автомобильной дороги М-4 "Дон" на км 60+400 (лево), оборудована подъездами, съездами, переходно-скоростной полосой.
Для использования переходно- скоростной полосы в целях обеспечения доступа автотранспорта к объекту дорожного сервиса между Государственной компанией "Автодор" и ООО "Прайт-Люкс-Т" в соответствии со статьей 36 Федерального закона N 145-ФЗ "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" заключен договор субаренды от 11.06.2015 N ВФ- 2015-396, о чем в ЕГРП внесена запись от 19.10.2015.
Между тем, в силу статей 433, 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества считается заключенным с момента его государственной регистрации.
Согласно пункту 2.1 договора субаренды от 11.06.2015 N ВФ-2015-396 данный договор считается заключенным с момента государственной регистрации.
ООО "Прайт-Люкс-Т" приобрело законные основания пользования спорным участком с 19.10.2015 - с даты государственной регистрации договора субаренды от 11.06.2015 N ВФ-2015-396. Следовательно, правонарушение в виде неосновательного обогащения завершилось 18.10.2015.
Одним из принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 1 ЗК РФ).
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (ст. 65 ЗК РФ).
В материалах дела не имеется доказательств, что за использование спорного земельного участка в период с 01.03.2013 по 18.10.2015 ответчик уплачивал земельный налог либо вносил арендную плату. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Истцом представлен расчет суммы неосновательного обогащения, определенной, исходя из размера арендной платы, согласованной сторонами в пункте 5.3 договора субаренды от 11.06.2015 N ВФ-2015-396 - 647230,08 руб. в год.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорный период у ООО "Прайт-Люкс-Т" не имелось правовых основания для использования спорного земельного участка в границе придорожной полосы автомобильной дороги М-4 "Дон" на км 60+400 (лево), и удовлетворил заявленные требования.
Представленный в материалы дела Отчет от 12.09.2016 об оценке рыночной стоимости права владения и пользования земельным участком площадью 4560 кв.м с кадастровым номером 50:28:0000000:5/6, подготовленный ООО "ПроБизнесОценка", согласно которому стоимость аренды земельного участка на 18.10.2015 составляет 401445 руб. в год., не может быть принят в качестве доказательства по делу, поскольку размер арендной платы по договору субаренды от 11.06.2015 N ВФ-2015- 396 согласован сторонами при подписании договора 11.06.2016, исходя из отчета независимого оценщика (приложение N 3 к договору).
Доказательств оспаривания размера арендной платы на момент подписания договора субаренды от 11.06.2015 N ВФ-2015-396 ответчиком в материалы дела не представлено, протокол разногласий к данному договору отсутствует.
Следовательно, Отчет от 12.09.2016, подготовленный ООО "ПроБизнесОценка", не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства контраргументов ответчика.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2016 года по делу N А41-33958/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33958/2016
Истец: Государственная компания "Российские автомобильные дороги"
Ответчик: ООО "Прайт-Люкс-Т"