город Ростов-на-Дону |
|
22 июля 2017 г. |
дело N А32-42492/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: Новицкий И.Н. - представитель по доверенности от 20.02.2017,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
от третьего лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ирбис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.03.2017 по делу N А32-42492/2016,
принятое судьей В.Г. Колодкиной,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ирбис"
к заинтересованному лицу - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
при участии третьего лица - Администрации муниципального образования Динской район
об обязании определить границы рыбоводного участка балки,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ибрис" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об обязании Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам определения границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края (далее - министерство) определить границы рыбоводного участка балки без названия, расположенного севернее ст. Пластуновская на территории Динского района, площадью 5,6 га. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Динской район (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Ибрис" обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела; отказ комиссии в определении границы рыбоводного участка балки не соответствует нормам материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей министерства и администрации, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель 22.12.2015 г. обратился в Министерство с предложением о границе рыбоводного участка, который заявитель намеревается в последующем взять в аренду в порядке конкурса. В частности, предлагалось определить границы участка в балке без названия, расположенного севернее станицы Пластуновской от точки (1) 45°18'28.3"СШ, 39°16'23.4"ВД, по прямой линии в точку (2) 45°18'31.8"СШ, 39°16'23.ГВД, по береговой линии в точку (3) 45°18'31.4ИСШ, 39°17,7.4"ВД, по прямой линии в точку (4) 45°18,29.74"СШ, 39°17'7.87"ВД и далее по береговой линии в точку (1).
Решением Межведомственной комиссии при Министерстве от 05.09.2016 г. в определении границ участка было отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Статьей 51.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).
Федеральным законом от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены правовые основы регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области. В силу пунктов 1 - 3 статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (водных организмов, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания).
В силу статьи 2 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под рыбоводным участком следует понимать водный объект и (или) его часть, участок континентального шельфа Российской Федерации, участок исключительной экономической зоны Российской Федерации, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пользование рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договору пользования рыбоводным участком, собственник которого обязуется предоставить его рыбоводному хозяйству за плату во временное пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 02.07.2013 N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" рыбоводные участки предоставляются пользователю за плату по результатам конкурсов или аукционов, за исключением некоммерческих рыбоводных заводов. Правила определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2014 N 1183 (далее - Правила).
В целях определения границ рыбоводных участков Федеральное агентство по рыболовству, территориальный орган Федерального агентства по рыболовству, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (пункт 3 Правил N 1183).
Из пункта 9 Правил N 1183 следует, что при определении границ рыбоводного участка не допускается:
а) полное или частичное наложение границ одного рыбоводного участка на границы другого рыбоводного участка, пересечение границами одного рыбоводного участка границ другого рыбоводного участка либо нахождение границ одного рыбоводного участка в пределах границ другого рыбоводного участка;
б) полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы рыбопромыслового участка, пересечение границами рыбоводного участка границ рыбопромыслового участка либо нахождение границ рыбоводного участка в пределах границ рыбопромыслового участка;
в) полное или частичное наложение границ рыбоводного участка на границы запретных для плавания и временно опасных районов, в которых полностью запрещаются или временно ограничиваются плавание, постановка на якорь, добыча морских млекопитающих, осуществление рыболовства придонными орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, подводные или дноуглубительные работы, отбор образцов грунта, подводные взрывы, плавание с вытравленной якорь-цепью, пролет, зависание и посадка (приводнение) летательных аппаратов и другая деятельность, районов учений и боевой подготовки Военно-Морского Флота, районов, опасных в навигационном отношении, районов якорной стоянки и установленных путей движения судов (далее - запретные районы), а также пересечение границами рыбоводного участка границ запретных районов либо нахождение границ рыбоводного участка в пределах границ запретных районов.
Пунктом 11 Правил N 1183 установлено, что решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1183 порядок деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков определяется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принят Приказ от 11 марта 2015 года N 94 "Об утверждении Порядка деятельности комиссии по определению границ рыбоводных участков" (далее - Приказ N 94).
Согласно п. 17 Приказа N 94 решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В случае если голоса членов комиссии распределились поровну, голос председательствующего на заседании Комиссии является решающим. Члены комиссии голосуют либо "за", либо "против" принимаемого решения.
В силу п. 22 Приказа N 94 по итогам рассмотрения предложений о границах рыбоводных участков комиссия выносит положительное или отрицательное решение об определении границ рыбоводных участков.
Комиссия принимает решение об определении границ рыбоводных участков, либо об отказе в определении границ рыбоводных участков с учетом заключений научных организаций, осуществляющих деятельность в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области аквакультуры (рыбоводства) (п. 23 Приказа N 94).
Решение Комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации (п. 24 Приказа N 94).
Приказом Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 28 апреля 2015 года N 122 "О межведомственной комиссии по вопросам определения границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края" утвержден Порядок деятельности межведомственной комиссии по вопросам определения границ рыбоводных участков на территории Краснодарского края (далее - Порядок).
Из материалов дела видно, что 05.09.2016 проводилось очередное заседание межведомственной комиссии, на которой рассматривались предложения по определению границ рыбоводных участков, в том числе по муниципальному образованию Динской район.
При обсуждении предложения о формировании границ участка балки без названия на территории Динского района, площадью 5,6 га, ограниченного последовательным соединением точек: от точки (1) 45°18'28.3"СШ, 39°16'23.4"ВД, по прямой линии в точку (2) 45°18'31.8"СШ, 39°16'23.ГВД, по береговой линии в точку (3) 45°18'31.4ИСШ, 39°17,7.4"ВД, по прямой линии в точку (4) 45°18,29.74"СШ, 39°17'7.87"ВД и далее по береговой линии в точку (1), были заслушаны мнения членов комиссии.
В выступлении представителя администрации муниципального образования Динской район было отмечено, что формирование рыбоводного участка не рационально, так как рыбоводная деятельность на таковой площади будет экономически не эффективна, а водный объект, прилегающий к границам населенного пункта, приведет к конфликту между пользователем и местным населением, при осуществлении ими любительского рыболовства.
Именно на этих основаниях данный водный объект не был включен в план использования внутренних пресноводных объектов в целях рыборазведения.
Минимальная площадь водного объекта или его части при формировании рыбоводного участка для осуществления аквакультуры (рыбоводства) не утверждена нормативно-правовыми актами. Однако, согласно заключению ФГБНУ "АзНИИРХ" (письмо от 22 июля 2016 года N 05-06/2256) отраслевого института Росрыболовства РФ минимальной целесообразной площадью водного объекта или его части во внутренних водах при определении границ рыбоводных участков для осуществления аквакультуры (рыбоводства) рекомендовано считать площадь в 35 га.
При обсуждении данного вопроса в министерстве, была принята согласованная позиция о минимальной целесообразной площади водного объекта в 10 га.
Данная величина рассчитана из примерных затрат на выращивание объектов аквакультуры, с учетом заработной платы работников, мероприятий по охране водоема, затратами на проведение мелиоративных работ, страховыми взносами, приобретением рыбопосадочного материала и уровня дохода от рыбоводной деятельности определяемым ежегодным объемом изъятия, в соответствии с Методикой, выращенных объектов аквакультуры при осуществлении пастбищной аквакультуры в 3,5 ц/га.
При голосовании по предложению о формировании рыбоводного участка (определению его границ) каждый член межведомственной комиссии выражал свое мнение на основе собственных убеждений о целесообразности определения границ рыбоводного участка и возможности его эффективного использования потенциальным пользователем для осуществления пастбищной аквакультуры.
По итогам голосования всеми членами комиссии (единогласно) в соответствии с пунктом 23 Приказа N 94 было принято отрицательное решение об определении границ данного Рыбоводного участка (т. 1 л.д. 72), что следует из протокола от 05.09.2016.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку действующее законодательство не определяет конкретный перечень оснований отказа в определении границ рыбоводного участка, а оставляет данный вопрос на усмотрение членов комиссии, устанавливая лишь ограничения при определении границ рыбоводного участка в соответствии с пунктом 9 Правил N 1183.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности действий министерства и правильно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, с учетом изложенного, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм права и фактически направлены на переоценку обстоятельств, рассмотренных в рамках данного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.03.2017 по делу N А32-42492/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42492/2016
Истец: ООО "Ибрис", ООО "ИРБИС"
Ответчик: Межведомственная комиссия по вопросам оределения границ рыбоводных участков на территории Краснодарского каря при Министерстве сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности краснодарского каря, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности КК, МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ООО Семенов (предстовитель Ооо "ибрис") С Н
Третье лицо: Администрация муниципального образования Динского района, Администрация муниципального образования Динской район, ООО "Ирбис"