Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2017 г. N Ф09-1998/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А60-27876/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.
судей Макарова Т.В., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от истца, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области: Воронов А.И., доверенность от 11.11.2016, паспорт;
от ответчика, третьих лиц - представители не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2016 года по делу N А60-27876/2016,
принятое судьей Матущак Ю.В.,
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области
к Администрации городского округа "Город Лесной" (ОГРН 1026601766993, ИНН 6630001974)
третьи лица: конкурсный управляющий ФГУСК "Таежный" Булатов Ильдар Гильманович, Федеральное государственное унитарное предприятие "Комбинат "Электрохимприбор" (ОГРН 1026601766950, ИНН 6630002336), Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Таежный" (ОГРН 1026601768566, ИНН 6630008521)
об обязании принять из федеральной в муниципальную собственность объекты,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Администрации городского округа "Город Лесной" об обязании принять из федеральной в муниципальную собственность следующие объекты: жилой дом ул. Логовая, д. 1Б, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Логовая, д. 1B, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Клубная, д. 15 А, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Совхозная, д. 1, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Совхозная, д. 31, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Совхозная, д. 2, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область, жилой дом ул. Культуры, д. 2, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская область.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2016 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом дана неверная оценка определению Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2016 по делу N А60-26460/14, имеющему преюдициальное значение в части отнесения объектов недвижимости к жилым помещениям социального значения и федеральной собственности. Заявитель ссылается на не правильное применение судом первой инстанции норм материального права, поскольку исковые требования мотивированы положениями ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, жилые помещения не могут находиться в федеральной собственности и подлежат безвозмездной передаче Администрации городского округа "Город Лесной", которая обязан принять жилые помещения.
Ответчик, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыв не представили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения (определения) проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, спорные объекты были закреплены на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Комбинат "Электрохимприбор" на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 174 от 20.02.2001 и постановления Главы администрации города Лесной N 843 от 23.05.2001.
В соответствии с приказом Министерства по управлению государственным имуществом N 1007 от 06.06.2001 спорные объекты исключены из перечня федерального государственного унитарного предприятия "Комбинат "Электрохимприбор" и закреплены за Федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Таежный".
В соответствии с данными ЕРГП 21.10.2011 на спорные объекты зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 10.08.2015 по делу N А60-26460/2014 Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Таежный" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с п. 5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (п. 6 ст. 132 Закона о банкротстве).
В рамках дела о банкротстве ФГУСП "Таежный" конкурсный управляющий обратился с требованием о понуждении собственника имущества принять объекты жилищного фонда социального значения.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 12.02.2016 по делу N А60-26460/2014 требования удовлетворены, суд обязал конкурсного управляющего ФГУСП "Таежный" Булатова И.Г. передать, а Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области принять объекты жилищного фонда социального использования:
N п/п |
Наименование объекта |
Адрес |
Площадь (кв. м) |
Кадастровый номер |
Свидетельство о государственной регистрации |
1 |
Жилой дом |
ул. Логовая, д. 1Б, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
176,5 |
66-66-34/053/2011- 110 |
66 АЕ N 063733 от 21.10.2011 г. |
2 |
Жилой дом |
ул. Логовая, д. 1B, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
130,9 |
66-66-34/017/2012- 430 |
66 АЕ N 220669 от 24.05.2012 г. |
3 |
Жилой дом |
ул. Клубная, д. 15 А, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
98,5 |
66-66- 34/053/2011/114 |
66 АЕ N 063765 от 21.10.2011 г. |
4 |
Жилой дом |
ул. Совхозная, д. 1, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
62,5 |
66-66-34/052/2011- 142 |
66 АЕ N 063803 от 21.10.2011 г. |
5 |
Жилой дом |
ул. Совхозная, д. 31, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
390,8 |
66-66-34/052/2011- 144 |
66 АЕ N 063736 от 21.10.2011 г. |
6 |
Жилой дом |
ул. Совхозная, д. 2, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
137,3 |
66-66-34/053/2011- 109 |
66 АЕ N 063734 от 21.10.2011 г. |
7 |
Жилой дом |
ул. Культуры, д. 2, п. Чащавита, ГО "Город Лесной", Свердловская обл. |
266,2 |
66-66-34/053/2011- 108 |
66 АЕ N 063766 от 21.10.2011 г. |
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 432 "О Федеральной агентстве по управлению государственным имуществом", п. 11 ст. 154 Федерального закона РФ от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ", отсутствие у Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области полномочий по управлению жилыми объектами, необходимость их безвозмездной передачи в муниципальную собственность, отказ Главы городского округа "город Лесной" принять объекты и отсутствие возможности односторонней передачи жилищного фонда без согласия администрации муниципалитета, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку исковые требования фактически направлены на преодоление состоявшихся в отношении истца судебных актов.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Согласно ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность.
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (ред. от 25.12.2015) "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Поскольку нахождение жилищного фонда в федеральной собственности не допускается, жилищный фонд подлежит передаче в муниципальную собственность в силу прямого указания закона, вывод суда первой инстанции о направленности иска на преодоление судебных актов по делу N А60-26460/2014 является ошибочным. Возложение на собственника имущества должника - государственного унитарного предприятия обязанности по принятию от банкрота объектов жилищного фонда социального использования в порядке, установленном пунктами 5-6 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О несостоятельности (банкротстве)", не исключает возможности передачи этого имущества лицу, в чьем ведении находятся вопросы содержания муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем ошибочные выводы суда первой инстанции не повлекли принятия незаконного судебного акта.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с указанным порядком находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Указанное решение являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его постановлении от 30.06.2006 N 8-П и определениях от 07.12.2006 N 542-О и от 04.12.2007 N 828-О-П положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ применяются в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Безвозмездная передача имущества из одного уровня собственности в другой осуществляется с соблюдением порядка, установленного названной законодательной нормой, и при наличии волеизъявления сторон.
Поскольку истцом не представлено доказательств соблюдения порядка передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, установленного частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, оснований для удовлетворения иска не имеется (ст. 65 АПК РФ).
Представленная в материалы дела переписка сторон по вопросу передачи спорного имущества не может быть признана достаточным доказательством соблюдения истцом установленного выше порядка передачи имущества.
При названых обстоятельствах основания для отмены решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 октября 2016 года по делу N А60-27876/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
Т.В. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27876/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 июня 2017 г. N Ф09-1998/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в СО
Ответчик: Администрация городского округа "Город Лесной"
Третье лицо: Булатов Ильдар Гильманович, ФГУП "КОМБИНАТ "ЭЛЕКТРОХИМПРИБОР", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ТАЕЖНЫЙ"