Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2017 г. N Ф09-986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А76-18013/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Матвеевой С.В.,
судей Карпусенко С.А., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2016 по делу N А76-18013/2016 (судья Бахарева Е.А.).
Администрация города Челябинска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов РФ, ответчик) о взыскании убытков в размере 1 392 971 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Никитин Дмитрий Александрович, Никитина Светлана Юрьевна (далее - третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 23.11.2016 (резолютивная часть от 16.11.2016) исковые требования Администрации города Челябинска удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчиком представлены в материалы дела копии платежных поручений о перечислении субвенций в бюджет Челябинской области из федерального бюджета в период с 2011 по 2015 годы. Из представленных платежных поручений следует, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Челябинской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 01.01.2005. Претензий относительно не поступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации Челябинской области не поступало. Таким образом, Российская Федерация принятые на себя обязательства выполнила в полном объеме, перечислив в бюджет Челябинской области необходимые денежные средства в виде субвенций, в связи с чем, основания для удовлетворения требования отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Челябинска от 14.07.2014 по делу N 2-3685/2014 по иску Никитиной Светланы Юрьевны в интересах Никитина Дмитрия Александровича к Администрации города Челябинска, требования удовлетворены, а именно: на Администрацию возложена обязанность предоставить Никитину Дмитрию Александровичу по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 18,0 кв.м.
Во исполнение указанного решения Никитину Д.А. предоставлена квартира, расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 53, кв. 143, общей площадью 30, 1 кв.м. (распоряжение N 8761-к от 17.12.2014 "О предоставлении жилого помещения Никитину Д.А.").
Также данным распоряжением даны поручения структурным подразделениям администрации города, а именно:
- Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска: провести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, д. 53, кв. 143, общей площадью 30, 1 кв.м.
- Администрации Калининского района города Челябинска: заключить в двухнедельный срок со дня получения настоящего распоряжения с Никитиным Д.А. договор социального найма на предоставленное жилое помещение;
- правовому управлению Администрации города Челябинска обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с ходатайством о возмещении затрат, понесенных муниципальным образованием, а в случае отказа обратиться в суд с требованиями о возмещении затрат.
На основании муниципального контракта N 30 от 28.04.2015 об оказании услуг по оценке жилых помещений оценщиком (ООО "Комплекс-Проект") подготовлен Отчет N 26 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества - квартиры общей площадью 30,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, дом N 53, квартира N 143, согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 392 971 руб. (один миллион триста девяносто две тысячи девятьсот семьдесят один) (без НДС).
Между Никитиным Д.А. и администрацией Калининского района города Челябинска заключен договор социального найма на предоставленное жилое помещение от 31.12.2014 N 873.
Указанная квартира выбыла из муниципальной собственности.
Ссылаясь на то, что в результате предоставления Администрацией города Челябинска Никитину Д.А. квартиры общей площадью 30,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, дом N 53, квартира N 143, истцом понесены расходы в размере стоимости квартиры, которые не компенсированы, Администрация обратилась с исковым заявлением о взыскании убытков в сумме 1 392 971 руб. в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования Администрации города Челябинска в полном объеме, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Данные выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (пункт 2 указанной статьи).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
Категориям граждан, указанным в пункте 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (пункт 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения.
Поскольку соответствующая мера социальной поддержки предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с ее реализацией, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, должно осуществляться из федерального бюджета.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Из материалов дела следует, что Никитин Д.А. является инвалидом детства 2 группы по хроническому заболеванию бессрочно, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, установлено решением Советского районного суда города Челябинска от 14.07.2014 по делу N 2-3685/2014.
Никитин Д.А. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений Постановлением Главы Администрации Калининского района г. Челябинска от 14.01.2004 N 25, то есть до 01.01.2005.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда города Челябинска от 14.07.2014 по делу N 2-3685/2014 Никитину Д.А. предоставлено жилое помещение общей площадью 30,1 кв.м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Ворошилова, дом N 53, квартира N 143 (распоряжение Администрации города Челябинска "О предоставлении жилого помещения Никитину Д.А." от 17.12.2014 N 8761-к).
Стоимость квартиры определена в размере 1 392 971 руб., что подтверждается отчетом N 26 - КУИЗО/2015.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Администрация г. Челябинска исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство финансов РФ обязательства по предоставлению Челябинской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, исполнил, судом отклоняется.
Так, ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции указано, что бюджету Челябинской области были распределены субвенции на 2011 год в размере 65 614 700 руб. (платежное поручение N 135 от 02.02.2011).
Согласно Закону Челябинской области от 28.01.2010 N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии за счет федеральной субвенции в размере 522 900 руб. в расчете на 1 человека.
Таким образом, поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий. На покрытие расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены.
Как следует из обстоятельств дела, за предоставлением субсидии на приобретение жилья Никитин Д.А. не обращался, обратился в суд с иском о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения.
Судом установлено, что администрация исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения, рыночная стоимость которого составляет 1 392 971 руб., инвалиду, страдающему тяжелой формой заболевания, внесенного в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с другими гражданами. В свою очередь федеральный орган государственной власти обязанность по возмещению данных затрат не выполнил.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2016 по делу N А76-18013/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18013/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 марта 2017 г. N Ф09-986/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Челябинска
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального Казначейства по Челябинской области, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство финансов по Челябинской области, Никитин Дмитрий Александрович, Никитина Светлана Юрьевна