г. Самара |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А72-9050/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Терентьева Е.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
с участием в судебном заседании:
от заявителя апелляционной жалобы - Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от истца - общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" - представитель Макаренко И.Л. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2017 года в зале N 6 апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 ноября 2016 года по делу N А72-9050/2016 (судья Чудинова В.А.)
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" (ОГРН 1087325001170, ИНН 7325076990),г.Ульяновск
к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" (ОГРН 1027301172458, ИНН 7303005240), г.Ульяновск
о рассмотрении разногласий по условиям договора,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Ульяновскому муниципальному унитарному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" по преддоговорному спору о рассмотрении разногласий по условиям договора N 20560 от 08.04.2016.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2016 исковое заявление принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.08.2016 удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 ноября 2016 года исковые требования удовлетворены частично.
Приложение N 1 к договору N 20560 от 08.04.2016 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) изложено в редакции истца, установив границу раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям и организации водопроводно-канализационного хозяйства: Водопровод: цоколь здания, Канализация: Цоколь здания.
Приложение N 5 к договору изложено в редакции истца в части определения месторасположения места отбора проб сточных вод - первый выпуск от дома в канализационный колодец, в месте, максимально приближенном к границе раздела, в части определения характеристики места отбора проб - канализационный колодец.
В Приложении N 3 к договору утвердить гарантированный уровень давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения, атм - 2,5.
Утверждено третье предложение пункта 8 договора N 20560 от 08.04.2016 в следующей редакции: "Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов (акт, счет-фактура, счет на оплату), выставляемых к оплате УМУП "Ульяновскводоканал" не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.".
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Отказано в исключении пунктов из договора: пункта 18, подпункта (д) пункта 23, абзаца второго пункта 27, Приложения N 2.1 "Схема границ эксплуатационной ответственности сетей водопровода и канализации".
Третье предложение подпункта (а) пункта 23, пункт 36: изложить в редакции, предложенной ответчиком в договоре.
Третье предложение подпункта (а) пункта 23: "При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб".
Пункт 36: "УМУП "Ульяновскводоканал" в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении:
а) абонента;
б) Комитет ЖКХ Администрации города Ульяновска;
в) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области";
г) Главное Управление МЧС России по Ульяновской области.".
С Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" 6 000 (Шесть тысяч) рублей -расходы по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в части установления границ балансовой и эксплуатационной ответственности по цоколю многоквартирного дома, в данной части принять новый судебный акт.
При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Альфаком-Центр" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители ответчика не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
При непредставлении лицами, участвующими в деле, указанных возражений до начала судебного разбирательства суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны не представили возражений против проверки законности и обоснованности решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, ООО "Альфаком-Центр" является управляющей организацией и осуществляет обслуживание многоквартирных жилых домов по следующим адресам: ул. Докучаева, д. 24, ул. Южная, д. 17, ул. Кирова, д. 2, ул. Кролюницкого, д. 20, 2-й пер. Мира, д. 26 корп. 1, 2, ул. Островского, д. 56, ул. Островского, д. 60, пер. Пожарный, д. 8, ул. Радищева, д. 143 корп. 1, 2, 3, ул. Радищева, д. 156, ул. Толбухина, д. 51/47, ул. Пожарная, д. 17, что подтверждается протоколами собраний собственников вышеперечисленных жилых многоквартирных домов.
УМУП "Ульяновскводоканал" направило ООО "Альфаком-Центр" договор холодного водоснабжения и водоотведения N 20560 от 08.04.2016 г.
Согласно указанному договору ООО "Альфаком-Центр" направило протокол разногласий (к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 20560 от 08.04.2016 г.)
Рассмотрев протокол разногласий, ответчик оформил протокол согласования разногласий к договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.04.2016 г. между УМУП Ульяновскводоканал" и ООО "Альфаком-Центр", который был отправлен в адрес истца и получен 27 мая 2016 г.
Рассмотрев протокол согласования разногласий к договору N 20560 холодного водоснабжения и водоотведения от 08.04.2016 г. ООО "Альфаком-Центр" считает, что предлагаемые условия нарушают права и законные интересы общества.
До настоящего времени имеются разногласия по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 08.04.2016 г. между УМУП Ульяновскводоканал" и ООО "Альфаком-Центр" в отношении следующих пунктов: 8,18, 23,27,36,65 Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г., (по адресу ул. Докучаева, д. 24), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресам: ул. Южная, д. 17, ул. Кирова, д. 2), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресам: ул. Кролюницкого, д. 20), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресам: 2-й пер. Мира, д. 26, корп. 1.2), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресу: ул. Островского, д. 56), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресу: ул. Островского, д. 60), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресу: пер. Пожарный, д. 8), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. по адресу: (ул. Радищева, д. 143, корп. 1,2,3), Приложения N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресу: ул. Радищева, д. 156), Приложение N 1 к договору от 08.04.2016 г. (по адресу: ул. Толбухина, д. 51/47), Приложения N 3 к договору от 08.04.2016 г. в отношении сведений о режиме подачи холодной воды, гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции со ссылкой на нормы статей 446, 422, 445, 426, 548, 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, обосновано удовлетворил заявленные исковые требования исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в сфере водоснабжения, водоотведения, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 146-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Согласно пункту 4 Правил N 644 холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Приложение N 1 к договору N 20560 от 08.04.2016 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) в редакции истца: установить границу раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям и организации водопроводно-канализационного хозяйства: Водопровод: цоколь здания, Канализация: Цоколь здания.
Приложение N 1 к договору N 20560 от 08.04.2016 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) в редакции ответчика: установить границу раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям и организации водопроводно-канализационного хозяйства: Водопровод: ответный фланец за задвижкой в колодце ВК на врезке в водопровод, диаметр 325 мм, Канализация: колодец на выпуске в канализацию диаметр 300 мм.
Приложение N 5 к договору в редакции истца, в части определения месторасположения места отбора проб сточных вод: первый выпуск от дома в канализационный колодец, в месте, максимально приближенном к границе раздела, в части определения характеристики места отбора проб - канализационный колодец.
Приложение N 5 к договору в редакции ответчика, в части определения месторасположения места отбора проб сточных вод: контрольные колодцы согласно схеме канализования предприятия, в части определения характеристики места отбора проб - канализационный коллектор.
Согласно пункту 31 Правил N 644 к единому договору холодного водоснабжения прилагается акт эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.
На основании подпункта 8 пункта 5 статьи 13 и подпункта 11 пункта 5 статьи 14 Закона N 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения и водоотведения являются границы эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным и канализационным сетям, определяемые по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих сетей.
Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод (пункт 2 Правил N 644).
В Приложении N 2 к договору N 20560 от 08.04.2016 (Акт о разграничении эксплуатационной ответственности) стороны согласовали границу раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям и организации водопроводно-канализационного хозяйства: Водопровод: цоколь здания, Канализация: Цоколь здания.
Под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании (пункт 2 Правил N 644).
Пунктом 18 Правил N 124 установлено, что в договоре ресурсоснабжения должны также предусматриваться условия о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что по смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит. (Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 21.12.2015 по делу N 305-ЭС15-11564, А41-22117/2014.)
Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 21.12.2015 по делу N 305 -ЭС15-11564, при исследовании акта разграничения балансовой принадлежности, согласно которому для сети теплоснабжения границей балансовой принадлежности является точка вывода (врезки) трубопровода с теплоносителем от ЦТП, судам следует устанавливать, имеются ли предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для перенесения границы балансовой принадлежности по сетям теплоснабжения от внешней границы стены многоквартирного дома к месту установки соответствующего прибора учета, в том числе имелось ли предусмотренное подпунктом "а" пункта 1 Правил N 491 волеизъявление управомоченных собственников помещений в многоквартирном доме на определение состава общего имущества многоквартирного дома, и может ли спорный участок тепловых сетей быть отнесен к иным объектам, предназначенным для обслуживания одного многоквартирного дома в соответствии с подпунктом "ж" пункта 2 Правил N 491.
При рассмотрении настоящего дела предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для перенесения границы балансовой принадлежности по сетям водоснабжения, водоотведения от внешней границы стены многоквартирного дома к ответному фланцу за задвижкой в колодце ВК на врезке в водопровод и к колодцу на выпуске в канализационную сеть МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" не установлены.
Доказательства принятия собственниками дома решения о включении в состав общего имущества сетей водоснабжения и водоотведения, находящихся за пределами многоквартирного дома, также не представлены.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что Приложение N 1 к договору N 20560 от 08.04.2016 (Акт о разграничении балансовой принадлежности) и Приложение N 5 к договору в части определения месторасположения места отбора проб сточных вод и определения характеристики места отбора проб следует принять в редакции истца.
Приложение N 3 к договору в части гарантированного уровня давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения: редакция истца: атм - 3,5, редакция ответчика: атм - 1,5.
При рассмотрении дела ответчик, с учетом дополнений по делу, не возражал против установления гарантированного уровня давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения: атм - 2,5.
Истец величину 3,5 обосновывает расчетным путем со ссылкой на СНиП 2.04.02 -84 (Водоснабжение. Наружные сети и сооружения).
Суд первой инстанции обоснованно соглашается с доводами ответчика о том, что в рассматриваемом деле указанный СНиП не подлежит применению, поскольку, как указано в СНиПе, нормы СНиП 2.04.02-84 должны соблюдаться при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства.
Согласно подпункту а) пункта 21 Правил N 644 существенным условием договора холодного водоснабжения является, в частности, гарантированный уровень давления холодной воды, определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (водопроводным сетям).
Ответчик, в свою очередь, представил несколько технических условий на водоснабжение и водоотведение домов, находящихся в управлении у истца, согласно которым гарантированный напор в точке подключения составляет не более Р=0,25 МПа.
При этом в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратного истец не представил.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что гарантированный уровень давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения следует установить в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения), атм - 2,5.
Третье предложение пункта 8 договора N 20560 от 08.04.2016, редакция истца: "Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов (акт, счет -фактура, счет на оплату), выставляемых к оплате УМУП "Ульяновскводоканал" не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.".
Третье предложение пункта 8 договора N 20560 от 08.04.2016, редакция ответчика: "Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов (акт, счет-фактура, счет на оплату), выставляемых к оплате УМУП "Ульяновскводоканал" не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.".
Согласно пункту 28 Правил N 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду, отведение сточных вод в объеме потребленной холодной воды, отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства в срок не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным.
Правила N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил N 354).
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (пункт 66 Правил N 354).
Указывая, что собственники квартир жилых домов производят оплату до 25 числа, истец просит установить указанный срок оплаты также в договоре с ответчиком - до 25-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно при рассмотрении настоящего спора учтено, что в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Настоящие Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения) (пункт 1 Правил N 124).
Обязанность ответчика по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией установлена в ЖК РФ и Правилах N 124.
При этом договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей (пункт 3 Правил N 124).
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Исходя из анализа пунктов 1 Правил N N 124, 354 следует, что Правила N 124 содержат обязательные требования при заключении договоров с РСО, а Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД.
Вопросы поставки коммунального ресурса исполнителю коммунальных услуг регулируются специальным законодательством, поэтому условия договора, на которых ресурсоснабжающая организация просит суд понудить исполнителя коммунальных услуг заключить соответствующий договор не должны противоречить названному законодательству.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что Правила N 124 в рассматриваемом споре о разногласиях при заключении договора являются специальной нормой и подлежат применению к отношениям сторон по водоснабжению и водоотведению. При этом положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правил N 644 подлежат применению лишь в части, не противоречащей Правилам NN 124, 354, данное вытекает из прямо предусмотренных норм закона.
Пунктом 25 Правил N 124 предусмотрено, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты; в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Следовательно, сроки оплаты коммунального ресурса установлены в пункте 25 Правил N 124, не допускающем по соглашению сторон устанавливать данный срок ранее 15 -го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Судом первой инстанции верно учетно, что разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий (в том числе существенных), не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Процессуально-правовой целью рассмотрения споров об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, является установление прав и обязанностей сторон посредством определения в судебном акте условий договора, по которым у сторон имелись разногласия.
Учитывая, что Правила N 124 являются специальной нормой, регулирующей отношения ресурсоснабжающей и управляющей организаций, третье предложение пункта 8 договора N 20560 от 08.04.2016 следует изложить в следующей редакции: "Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 15 -го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании счетов (акт, счет-фактура, счет на оплату), выставляемых к оплате УМУП "Ульяновскводоканал" не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.".
Истец просил исключить из договора пункт 18: "Коммерческий учет сточных вод обеспечивает абонент".
Согласно подпункту б) пункта 26 Правил N 644 существенным условием договора водоотведения является, в частности, порядок учета принимаемых сточных вод.
Подпунктом "г" пункта 35 Правил N 644 предусмотрена обязанность абонента обеспечивать учет получаемой холодной воды и отведенных сточных вод.
Кроме того, на заказчика, как исполнителя коммунальных услуг, возложена обязанность по ведению учета объема поставляемого ресурса и составлению расчета.
В связи с чем, суд первой инстанции верно отметил, что указанный пункт не нарушает права истца и не подлежит исключению из договора.
Истец просит исключить из договора подпункт (д) пункта 23: "отказ в доступе (недопуск) представителям УМУП "Ульяновскводоканал к приборам учета (узлам учета) воды и сточных вод приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества поданной (полученной) за определенный период холодной воды и принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства ПФ от 04.09.2013 N 776.".
Согласно подпункту д) пункта 21 положений типовых договоров водоснабжения, водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, отказ в доступе (недопуске) организации водопроводно-канализационного хозяйства приравнивается к неисправности прибора учета, что влечет за собой применение расчетного способа при определении количества принятых сточных вод за весь период нарушения. Продолжительность периода нарушения определяется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
Таким образом, содержание оспариваемого пункта полностью соответствует пунктам единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ 29.07.2013 N 645, соответственно.
Суд первой инстанции верно полагает,, что редакция указанного пункта основана на части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, положениях постановлений Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N и от 04.09.2013 N 776.
Суд первой инстанции также верно учел, что согласно подпункту "з" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан обеспечивать беспрепятственный доступ представителям организации водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета.
Порядок обеспечения доступа организации водопроводно-канализационного хозяйства к водопроводным сетям, канализационным сетям (контрольным канализационным колодцам), местам отбора проб воды, приборам учета детально регламентирован в пунктах 147 - 147 названных Правил, исходя из содержания которых, допуск осуществляется после заблаговременного оповещения абонента и согласования с ним даты и времени посещения, что предполагает учет режимности учреждения.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанный пункт договора соответствует нормативным актам и не подлежит исключению из условий договора.
Истец просил исключить из договора абзац второй пункта 27: "Контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 N 525.
Для абонентов и объектов абонента, с объемом водоотведения менее 50 куб. м в сутки и не имеющих специфических промышленных загрязнений, размер платы за сброс загрязняющих веществ определяется исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием ВХК, и объемов сточных вод, сброшенных абонентом. Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов. Начисление за сброс загрязняющих веществ в систему канализации производится один раз в квартал. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ, содержащихся в хозяйственно-бытовых сточных водах жилых районов, в систему канализации с 1 куб.м приведен в приложении N 7.1".
Согласно пункту 22 типового договора водоотведения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645, контроль состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и нормативы допустимых сбросов по составу сточных вод (далее - нормативы допустимых сбросов), осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 N 525 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" приказом Минприроды Ульяновской области от 24.12.2015 N 99 утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области (прилагается).
Настоящий Порядок устанавливает механизм взимания платы организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод в централизованные системы водоотведения (далее по тексту - ЦСВ) населенных пунктов и эксплуатирующие эти системы, с последующим сбросом сточных вод в водные объекты, с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в ЦСВ населенных пунктов, как платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод в ЦСВ населенных пунктов (пункт 1.2).
Согласно пункту 2.8 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов Ульяновской области, утвержденного приказом Минприроды Ульяновской области от 24.12.2015 N 99, абоненты с объемом водоотведения до 50 куб. м в сутки обязаны оплачивать сброс загрязняющих веществ в систему канализации, исходя из среднегодовой концентрации загрязняющих веществ в хозяйственно-бытовых стоках жилых районов за предшествующий год, определяемых предприятием водопроводно-канализационного хозяйства.
Плата за сброс специфических загрязняющих веществ рассчитывается отдельно на основании специальных лабораторных исследований и сведений о расходе химических реагентов или нефтепродуктов.
Предприятие водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает ежемесячный контроль за содержанием загрязняющих веществ в сточных водах жилых районов с отбором проб в 2 - 5 точках.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что указанный пункт договора соответствует нормативным актам и не подлежит исключению из условий договора.
Истец просил исключить из числа приложений к договору Приложение N 2.1 "Схема границ эксплуатационной ответственности сетей водопровода и канализации".
Схематичное изображение границы эксплуатационной ответственности сторон не противоречит вышеуказанным нормативным актам и не нарушает права истца, связи с чем, указанное приложение обоснованно не исключено судом первой инстанции.
Третье предложение подпункта (а) пункта 23, редакция истца: "При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 4-х часов до начала процедуры отбора проб".
Третье предложение подпункта (а) пункта 23, редакция ответчика: "При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб".
Пунктом 14 Правил N 644 предусмотрена возможность абонента внести предложения по изменению положений договора, оформленного по типовой форме. При этом в данном пункте имеется уточнение о том, что предложения абонента не должны противоречить положениям Федерального закона N 416-ФЗ, Правилам N 644, а также условиям типовых договоров, то есть положениям постановления Правительства РФ N 645.
Согласно подпункту "а" пункта 24 типового договора организация водопроводно-канализационного хозяйства или по ее указанию иная организация предварительно оповещают абонента о дате и времени посещения с приложением списка проверяющих (при отсутствии служебных удостоверений или доверенности). Оповещение осуществляется любыми доступными способами, позволяющими подтвердить получение такого уведомления адресатом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"). При осуществлении проверки состава и свойств сточных вод предварительное уведомление абонента о проверке осуществляется не позднее 15 минут до начала процедуры отбора проб.
В соответствии с пунктом 21 Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 N 525 организация, осуществляющая водоотведение, обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб сточных вод. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.
Также указанный истцом период времени оповещения в 4 часа не соответствует смыслу и содержанию Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод N 525 от 21.06.2013, так как у абонента появляется возможность для самостоятельной регулировки производственной деятельности в целях улучшения состава и свойств сточных вод.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что третье предложение подпункта (а) пункта 23 следует принять в редакции ответчика.
По аналогичным основаниям суд первой инстанции верно пришел к выводу, что пункт 36 договора следует принять в редакции ответчика.
Пункт 36 - редакция истца: "УМУП "Ульяновскводоканал" с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении в течение 4- х часов абонента; в течение 24 часов:
а) Комитет ЖКХ Администрации города Ульяновска;
б) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области";
в) Главное Управление МЧС России по Ульяновской области.".
Пункт 36 - редакция ответчика: "УМУП "Ульяновскводоканал" в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента уведомляет о таком прекращении или ограничении:
а) абонента;
б) Комитет ЖКХ Администрации города Ульяновска;
в) ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области";
г) Главное Управление МЧС России по Ульяновской области.".
Согласно пункту 45 типового единого договора холодного водоснабжения организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 24 часов с момента временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и приема сточных вод уведомляет о таком прекращении или ограничении абонента и соответствующие органы.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что третье предложение подпункта (а) пункта 23, пункт 36 следует изложить в редакции, предложенной ответчиком в договоре.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводам в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 02 ноября 2016 года по делу N А72-9050/2016, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 ноября 2016 года по делу N А72-9050/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Ульяновскводоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9050/2016
Истец: ООО "Альфаком-Центр", ООО Альфаком-Центр
Ответчик: УМУП Ульяновскводоканал