Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2017 г. N Ф05-3878/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А41-43648/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Экоприоритет" - Чебакова Б.Ф. (представителя по доверенности от 01.07.2016),
от администрации городского округа Балашиха Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от комитета по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области - извещен, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экоприоритет" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2016 по делу N А41-43648/16, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экоприоритет" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным длящееся бездействие администрации, выражающееся в непринятии решения по заявлению общества от 15.11.2012 исх. N 12 о предоставлении в аренду (с предварительным согласованием места размещения объектов) земельного участка c кадастровым номером 50:15:0070101:819, площадью 1,200 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Посадская, вблизи дома N 9, а также не установлении категории земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка;
- обязать администрацию принять решение о предоставлении обществу земельного участка c кадастровым номером 50:15:0070101:819 (площадью 1,200 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Посадская, вблизи дома N 9) в аренду для строительства и размещения плодовоовощной и продовольственной базы сроком на 49 лет и направить соответствующий договор аренды этого участка в адрес общества;
- обязать администрацию установить категорию земельного участка c кадастровым номером 50:15:0070101:819 и вид разрешенного использования.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют комитет по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха Московской области (далее - комитет), Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.11.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, комитета, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 15.11.2012 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1,2 га, расположенного по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Посадская, вблизи дома N 9, для строительства и размещения плодоовощной и продовольственной базы.
На основании обращения общества постановлением администрации от 10.12.2012 N 1703/5-ПА утверждена схема расположения земельного участка площадью 1,2 га на кадастровом плане территории кадастрового квартала N 50:15:0070101 по адресу: Московская область, г. Балашиха, д. Черное, ул. Посадская, вблизи дома N 9, входящего в состав земель населенных пунктов, для строительства и размещения плодоовощной и продовольственной базы.
В газете г.о.Балашиха "Факт" от 28.12.2012 за N 100 (11936) опубликована информация о возможном предоставлении земельного участка для строительства и размещения плодоовощной и продовольственной базы.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.01.2013 с присвоением ему КН 50:15:0070101:819.
Постановлением администрации от 09.07.2013 N 907/5-ПА утвержден акт выбора земельного участка.
Отделом охраны окружающей среды и природопользования администрации 13.08.2012 выдано положительное заключение на использование указанного земельного участка под заявленные обществом цели.
В обращениях от 10.03.2015 и 30.05.2016 общество повторно просило администрацию предоставить земельного участка в долгосрочную аренду.
Между тем решения о предоставлении обществу в аренду испрашиваемого участка принято не было, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) уполномоченных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку первоначальное обращение заявителя в администрацию состоялось в 2012 году, отношения по выбору земельного участка и постановке его на кадастровый учет имели место в 2012-2013 годах, применению подлежат нормы земельного законодательства, действовавшие до 01.03.2015.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса (часть 5 статьи 30 Земельного кодекса).
Статьей 31 Земельного кодекса предусмотрена процедура формирования и предоставления земельного участка "с предварительным согласованием места размещения объекта".
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Данной нормой предусмотрен порядок выполнения действий по формированию и предоставлению земельного участка: 1) подается обращение; 2) производится выбор участка; 3) производится информирование населения; 4) утверждается акт выбора участка и выносится постановление о предварительном согласовании места размещения объекта; 5) осуществляется постановка земельного участка на кадастровый учет; 6) осуществляется предоставление земельного участка.
В нарушение указанного порядка постановка земельного участка на кадастровый учет состоялась до утверждения акта о выборе земельного участка. Схема расположения земельного участка утверждена до публикации информации о его возможном (предстоящем) предоставлении. Не было принято постановление о предварительном согласовании места расположения объекта на территории.
Собственно, в данном случае нельзя говорить о предварительном согласовании места размещения объекта, если выбор участка осуществлен уже после постановки земельного участка на кадастровый учет
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 NN 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, возможность предоставления земельного участка без проведения торгов после 01.03.2015 указанной нормой поставлена в зависимость от наличия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, принятого до 01.03.2015.
В данном случае постановление администрации о предварительном согласовании места размещения объекта на земельном участке с кадастровым номером 50:15:0070101:819 администрацией не принималось.
Ссылка общества на пункт 2.7 Положения о предоставлении юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, земельных участков для строительства на территории городского округа Балашиха, утвержденного решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 24.04.2014 N 64/553, в соответствии с которым решение о предварительном согласовании места размещения объекта в виде принятого администрацией городского округа Балашиха постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала и акта выбора земельного участка для строительства с приложением вышеуказанной схемы является основанием установления границ земельного участка, его государственного кадастрового учета и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет, не принимается апелляционным судом.
В данном случае постановление администрации N 907/5-ПА об утверждении акта выбора земельного участка принято 09.07.2013, то есть до принятия указанного Положения (в 2014 году).
При изложенных обстоятельствах у администрации отсутствовали основания для предоставления обществу испрашиваемого участка в аренду без проведения торгов.
Довод общества о том, что оно не допускало каких-либо нарушений и не может быть лишено предоставления указанного земельного участка лишь потому, что администрация допустила нарушения процедуры предоставления этого участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, отклоняется, поскольку в данном случае речь идет о публично-правовых требованиях закона (к процедуре предоставления земельных участков), несоблюдение которых влечет соответствующие правовые последствия (отказ в предоставлении участка без проведения торгов), при том, что приведенные обществом обстоятельства не указаны в законе в качестве оснований, исключающих наступление таких последствий.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что общество не лишено подать заявление о получении земельного участка в аренду для строительства по результатам торгов. Что касается доводов общества о том, что оно понесло расходы, связанные с разработкой документов по строительству, формированию земельного участка и прочие расходы, то оно не лишено права заявить к администрации требование о взыскании с нее таких расходов в качестве убытков.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения суда не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.11.2016 по делу N А41-43648/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-43648/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 мая 2017 г. N Ф05-3878/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭКОПРИОРИТЕТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
Третье лицо: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА