Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2017 г. N Ф02-1901/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А33-18925/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (Управления социальной защиты населения Администрации Кировского района в городе Красноярске) - Лантушко Е.А., представителя по доверенности от 11.08.2016 N 13-01,
от ответчика (Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края) - Авсиевича Л.С., представителя по доверенности от 30.12.2016 N мпр/1-06664,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" ноября 2016 года по делу N А33-18925/2016, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
Управление социальной защиты населения Администрации Кировского района в городе Красноярске ИНН 2461013750, ОГРН 1022401945752 (далее - заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края ИНН 2466212188, ОГРН 1082468037915 (далее - ответчик, министерство) о признании незаконным и отмене решения от 06.06.2016 N мпр/2-6605.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "23" ноября 2016 года заявление управления удовлетворено, признано незаконным решение министерства от 06.06.2016 N мпр/2-6605 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Министерство обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Из апелляционной жалобы следует, что управление не подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении), Уставом г.Красноярска, пунктом 1.1 Положения об администрации района в г.Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г.Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, пунктом 1.1 Положения об управлении социальной защиты населения администрации г.Красноярска, утвержденного распоряжением администрации Кировского района в г.Красноярске от 23.03.2015 N 298, не является органом местного самоуправления.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Управление обратилось в министерство с заявлением об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Решением, изложенным в уведомлении от 06.06.2016 N мпр/2-6605, министерством в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения было отказано по причине неуплаты заявителем государственной пошлины.
Заявитель оспорил решение министерства об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в судебном порядке, указывая, что является органом местного самоуправления и подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 6 Закона об отходах производства и потребления установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии со статьей 6 Закона об отходах производства и потребления, статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 20.09.2013 N 5-1597 "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае" постановлением Правительства Красноярского края от 17.12.2015 N 688-п утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы производства и потребления на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (далее - Порядок N 688-п).
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 688-п индивидуальные предприниматели или юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, представляют нарочно либо посредством почтовой связи или в форме электронных документов, в том числе электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи", в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Пунктом 9 Порядка N 688-п установлено, что министерство в срок, не превышающий 60 рабочих дней с даты регистрации документов, указанных в пункте 7 данного Порядка, принимает приказ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Одним из оснований для принятия министерством приказа об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение согласно пункту 9 Порядка N 688-п является установление факта неуплаты заявителем государственной пошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Уведомлением от 06.06.2016 N мпр/2-6605 министерство отказало управлению в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещения по причине неуплаты управлением государственной пошлины в бюджет края.
Пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 125 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение государственная пошлина уплачивается в размере 1600 рублей.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий установленных главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации за исключением случаев предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 ст. 333.33.
Таким образом, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, установленной подпунктом 125 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Из части 8 статьи 37 Закона о местном самоуправлении следует, что в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В муниципальном образовании город Красноярск в структуру органов городского самоуправления в соответствии со статьей 26 Устава города Красноярска входит администрация города Красноярска.
В силу статьи 44 Устава города Красноярска администрация г.Красноярска является исполнительно-распорядительным органом городского самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов городского значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам городского самоуправления федеральными законами и законами края. В состав администрации города входят органы администрации города, включая территориальные подразделения.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р утверждено Положение об администрации района в городе Красноярске, согласно пункту 1.1 которого администрация района является территориальным подразделением администрации города Красноярска, осуществляющим функции управления административным районом города.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении социальной защиты населения администрации Кировского района в городе Красноярске, утвержденного распоряжением руководителя администрации Кировского района в городе Красноярске от 23.03.2015 N 298, управление является структурным подразделением администрации Кировского района в городе Красноярске (территориального подразделения администрации города Красноярска), осуществляющим деятельность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания населения района.
Суд апелляционной инстанции считает, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, включая их структурные подразделения, на которые возложена реализация полномочий соответствующего органа местного самоуправления. Наделение таких структурных подразделений правами юридического лица в целях участия в экономических отношениях не исключает исполнение ими публичных полномочий органа местного самоуправления при решении вопросов местного значения.
Следовательно, управление является структурным подразделением территориального подразделения органа местного самоуправления (администрации г.Красноярска), наделено полномочиями по решению вопросов местного значения освобождено от уплаты государственной пошлины за выдачу документов об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, установленной подпунктом 125 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
При этом приведенные нормы действующего законодательства не ставят в зависимость право органа местного самоуправления на получение указанной льготы в зависимости от того, связаны ли эти юридически значимые действия с выполнением указанном лицом публичных функций.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, расходы по оплате государственной пошлины при рассмотрении апелляционной жалобы не понесены и не подлежат распределению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" ноября 2016 года по делу N А33-18925/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18925/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 мая 2017 г. N Ф02-1901/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ