Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
24 января 2017 г. |
Дело N А12-47901/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тимофеевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" - Швайгер Н.А., доверенность от 31.08.2016 N 37,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2016 года по делу N А12-47901/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" (Волгоградская область, Новониколаевский район, р.п. Новониколаевский, ИНН 3420011459, ОГРН 1103457000910) об оспаривании постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (г. Волгоград) по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новоникойл" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.08.2016 N 103-11-16 о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2016 года признано незаконным и отменено постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.08.2016 N 103-11-16 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 03 декабря 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл", проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в период с 19.07.2016 по 29.07.2016 должностными лицами Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании распоряжения от 13.07.2016 N 3219/11-рп проведена внеплановая выездная проверка исполнения обществом с ограниченной ответственностью "Новоникойл" ранее выданного предписания от 14.04.2016 N 1383/11-рп.
В ходе проверки установлены допущенные обществом нарушения части 5 статьи 2, частей 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктов 14, 2.3, 4, 6, 7, 11 приложения N 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.09.2007 N 606.
По итогам проверки должностным лицом управления в отношении общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" 02.08.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 103-11-16 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено постановление от 08.08.2016 N103-11-16 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Считая постановление от 08.08.2016 N 103-11-16 о назначении административного наказания незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Новоникойл" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что административным органом не доказан в действиях общества состав вменяемого нарушения.
В апелляционной жалобе Управление Ростехнадзора указывает, что вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ доказана, что подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а выводы суда первой инстанции правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом рассматриваемого правоотношения выступают правоотношения в сфере обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Объективная сторона правонарушения состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность.
Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, осуществляется Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектов и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ установлено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества, в том числе горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления (к указанной категории веществ относятся, в том числе и нефтепродукты - бензин и дизельное топливо).
В силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности - обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных правовых норм обязанность соблюдения положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, возлагается на организацию, осуществляющую его эксплуатацию по целевому назначению.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации: а именно: постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов".
На основании пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Критерии полноты и достоверности сведений, представляемых для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности не установлены, а, следовательно, являются оценочной категорией. Такая оценка осуществляется должностными лицами Ростехнадзора, при обращении юридического лица за государственной услугой по регистрации опасных производственных объектов государственном реестре.
Исходя из требований абзацев 5 и 6 пункта 51.2 Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606 (далее - Административный регламент), руководитель регистрирующего органа несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него полномочий по осуществлению исполнения административной функции при регистрации и ведению соответствующего раздела государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 24.3 названного Административного регламента идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с критериями идентификации, изложенными в приложении N 8 к регламенту.
Согласно приложению N 8 к Административному регламенту идентификация опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с Перечнем типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации.
В процессе идентификации выявляются все опасные производственные объекты организации вне зависимости от места их эксплуатации. Определяются все признаки опасности (вне зависимости от ведомственной принадлежности) и единственный тип каждого опасного производственного объекта, эксплуатируемого организацией, с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности.
Идентификацию опасных производственных объектов осуществляет организация, эксплуатирующая эти объекты.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре.
Как следует из материалов дела и установлено при рассмотрении спора, в государственном реестре опасных производственных на основании свидетельства о регистрации А39-04184 от 06.10.2014 за обществом зарегистрирован, в том числе опасный производственный объект - площадка малогабаритной установки по переработке шламового сырья, III класс опасности.
В обоснование вынесения оспариваемого постановления Управление Ростехнадзора указывает на то, что обществом недостоверно (не в полном объеме) проведена идентификация опасного производственного объекта - площадка малогабаритной установки по переработке шламового сырья, III класс опасности, а именно: не заявлена переработка нефти, что подтверждается пунктом 1.2 раздела N 1 "Общая характеристика производственного объекта" технологического регламента Малогабаритной установки по переработки шламового сырья общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл", согласно которой данная установка предназначена для переработки нефти.
В соответствии с приложением N 8 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 N 606, в результате идентификации определяются количественные и качественные характеристики опасного производственного объекта и иные характеризующие его сведения.
Вместе с тем, оспариваемое постановление не содержит необходимых и достаточных сведений, позволяющих установить факт нарушения обществом указанных выше норм законодательств, а именно: в постановлении отсутствуют доказательства осуществления обществом переработки нефти или иных нефтепродуктов, применения их в качестве сырья для производства какой-либо продукции.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела N 1 "Общая характеристика производственного объекта" технологического регламента Малогабаритной установки по переработки шламового сырья общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" данная установка предназначена для переработки нефти и нефтешламов (шламового сырья) - отработанных нефтепродуктов группы СНО (в соответствии с ГОСТ 21046-86*) с получением керосино-газойлевых фракций.
ГОСТ 21046-86* распространяется на отработанные нефтепродукты (нефтяные масла и нефтяные промывочные жидкости), а также смеси нефти и нефтепродуктов, образующиеся при зачистке средств хранения, транспортирования и извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержащих вод (далее - отработанные нефтепродукты). В таблице N 1 указанного ГОСТа раскрыто понятие группы СНО, где также идет речь о смеси нефти и нефтепродуктов - отработанных нефтепродуктов.
Кроме того, наличие либо отсутствие слова "нефть" в наименовании опасного производственного объекта не влияет на его опасность, то есть включение в наименование опасного производственного объекта слова "нефть" не изменяет класс опасности опасного производственного объекта, следовательно, не влечет негативных последствий и не является существенной информацией.
Согласно пункту 1 приложения 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения), устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 настоящего приложения. Следовательно, только количество опасных веществ на объекте влияет на его класс опасности, но не его наименование.
Кроме того, ответственность за осуществление государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра, в том числе ответственность за контроль и полноту осуществления идентификации опасного производственного объекта, возлагается также на соответствующее по приказу регистрирующего органа должностное лицо регистрирующего органа.
В случае выявления неполноты проведенной эксплуатирующей организацией идентификации или же при выявлении ошибок идентификации Ростехнадзор, руководствуясь пунктами 29.7 и 29.8 Административного регламента, приостанавливает исполнение государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и возвращает документы заявителю.
Вместе с тем, подготовленные обществом сведения, характеризующие опасный производственный объект, для регистрации в государственном реестре "площадка малогабаритной установки по переработке шламового сырья" проверены должностным лицом Ростехнадзора при обращении общества за государственной услугой по регистрации опасных производственных объектов, о чем сделана соответствующая отметка. Замечаний по полноте и достоверности содержащихся сведений при их проверке от должностного лица не поступило. Опасный производственный объект зарегистрирован в государственном реестре и выдано соответствующее свидетельство.
Однако проводя внеплановую выездную проверку с 19.07.2016 по 29.07.2016 на предмет исполнения ранее выданного предписания административный орган посчитал не полными и не достоверными ранее представленные сведения, характеризующие опасный производственный объект общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл".
Таким образом, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих нарушение указанных требований законодательства, в том числе соответствующих данных государственного реестра опасных производственных объектов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом вмененного обществу в вину нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.08.2016 N 103-11-16 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новоникойл" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правомерно признано незаконным и отменено.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 17 октября 2016 года по делу N А12-47901/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-47901/2016
Истец: ООО "НОВОНИКОЙЛ"
Ответчик: НИЖНЕ-ВОЛЖСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12318/16