Требование: о признании незаконным акта органа власти по договору водоснабжения
Вывод суда: производство по делу прекращено, решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
25 января 2017 г. |
А16-892/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Балинской И.И., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области": Орел О.В., руководитель, дополнительно соглашение к трудовому договору от 15.12.2016;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области: Ухач А.М., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 1;
от акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности": Марчак С.В., представитель по доверенности от 20.07.2016 N Ф-42-37/16;
от Страхового акционерного общества "ВСК": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
на решение от 11.10.2016
по делу N А16-892/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
об оспаривании решения, изложенного в акте от 19.05.2016 N 79/05-040
третьи лица: Страховое акционерное общество "ВСК", акционерное общество "Страховое общество газовой промышленности"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным решения, изложенного в акте внеплановой камеральной проверки от 19.05.2016 N 79/05-040 Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области (далее - УФАС по ЕАО).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Страховое акционерное общество "ВСК", акционерное общество "СОГАЗ.
Решением суда первой инстанции от 11.10.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Решение, изложенное в акте внеплановой камеральной проверки от 19.05.2016 N 79/05-040 Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области, признано недействительным.
Не согласившись с судебным актом, УФАС по ЕАО обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для настоящего дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам, незаконностью и необоснованностью, и принять новый судебный акт.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель УФАС по ЕАО поддержал в полном объеме доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
Из объяснений представителя УФАС по ЕАО судом апелляционной инстанции установлено, что решение антимонопольного органа изложено в акте внеплановой камеральной проверки от 19.05.2016 N 79/05-040.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу и письменных пояснениях к отзыву, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судом апелляционной инстанции из объяснений представителя Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" установлено, что Учреждением в суде первой инстанции оспаривалось не предписание, а решение антимонопольного органа, изложенное в акте внеплановой камеральной проверки от 19.05.2016 N 79/05-040.
Представитель акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы как несостоятельные, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Страховое акционерное общество "ВСК", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимало участия в заседании суда апелляционной инстанции, отзыва на жалобу не представило, каких-либо ходатайств не заявляло.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней, обоснованность доводов отзыва на жалобу и письменных пояснений к отзыву, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда необходимо отменить, а производство по делу прекратить.
Как следует из материалов дела, 30.03.2016 заявителем было размещено извещение о проведении конкурса N 0378100005316000004, объектом которого являлось обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта - дамба "Октябрьская" с начальной ценой контракта 1 020 000 руб. На участие в конкурсе было подано 2 заявки, допущен 1 участник. Заявитель обратился в УФАС по ЕАО для согласования заключения контракта со Страховым акционерным обществом "ВСК".
В ответ на это обращение УФАС по ЕАО провело внеплановую проверку Учреждения, по результатам которой составило акт от 19.05.2016 N 79/05-040 о нарушениях требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в котором изложило решение о признании Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" нарушившим требования названного Федерального закона и выдало предписание.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, изложенным в акте от 19.05.2016 N 79/05-040, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение о признании Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области", изложенное в акте от 19.05.2016 N 79/05-040, является недействительным, поскольку Учреждением при проведении конкурса были соблюдены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В то же время, суд первой инстанции не учел следующее.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Пунктом 2 части 1 статьи 29 АПК РФ установлена подведомственность арбитражному суду дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия для этого лица.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) УФАС по ЕАО как контрольный орган вправе осуществлять контроль в сфере закупок, который осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
Частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:
1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
2) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Письмом от 25.05.2007 N АЦ/8325 ФАС России направило методические рекомендации по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами и методические рекомендации по рассмотрению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.1 Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок по результатам проведенной проверки антимонопольный орган составляет акт и, в случае наличия нарушений, принимает решение и выдает предложение либо предписание.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемое решение изложено в акте от 19.05.2016 N 79/05-040.
Суд апелляционной инстанции находит, что акт от 19.05.2016 N 79/05-040, в котором изложено оспариваемое решение, не имеет признаков ненормативного правового акта, поскольку он имеет констатирующий, а не властный и обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний и не ограничивает права и законные интересы учреждения.
Кроме этого, названный акт не является окончательным решением по выявленным нарушениям, поэтому он не может быть обжалован в судебном порядке в соответствии со статьей 29 АПК РФ.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в соответствии с которым, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.10.2016 по делу N А16-892/2016 отменить. Производство по делу N А16-892/2016 прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-892/2016
Истец: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Еврейской автономной области"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области
Третье лицо: АО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ", АО СТРАХОВОЕ "ВСК"