Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2017 г. N Ф07-11193/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
07 июля 2017 г. |
Дело N А56-85913/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Пермяковой Е.П.
при участии:
от заявителя: Кривцов А.А. по доверенности от 13.10.2016
от заинтересованного лица: Лунева Е.А. по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9127/2017) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2017 по делу N А56-85913/2016 (судья Денисюк М.И.), принятое
по заявлению ООО "РЕГИОН"
к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области
о признании недействительным распоряжения от 23.08.2016 N 855
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регион" (ОГРН 1124716000441; адрес: 187045, Ленинградская область, Тосненский район, деревня Коркино, 78 км Лужского шоссе) (далее - ООО "Регион", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области (адрес: 197342, г.Санкт-Петербург, ул.Торжковская, д.4) (далее - Комитет, заинтересованное лицо) о признании недействительным распоряжения от 23.08.2016 N 855 "О приостановлении права пользования недрами по лицензии ЛОД 47151 ТР, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Регион" с целью геологического изучения, разведки и добычи песков прочих на участке недр "Коркино" в Тосненском районе Ленинградской области".
Решением от 29.03.2017 суд удовлетворил заявленное Обществом требование, признал недействительным оспариваемое распоряжение Комитета. В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) суд взыскал с Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в пользу ООО "Регион" расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. 00 коп. Суд пришел к выводу о том, что отсутствие в оспариваемом распоряжении указания на конкретные нарушения условий лицензии, в связи с которыми право пользования недрами было приостановлено, а также мероприятий, которые должен провести недропользователь для устранения причин приостановления права пользования недрами, лишает возможности недропользователя своевременно устранить те нарушения, которые послужили причиной приостановления права пользования недрами либо мотивированно возразить относительно вмененных ему нарушений, что привело к нарушению его прав и законных интересов и свидетельствует о недействительности оспариваемого распоряжения Комитета.
В апелляционной жалобе Комитет просит отменить принятое по делу решение, в удовлетворении заявленного требования ООО "Регион" отказать. Податель жалобы указывает на то, что Общество осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино" в отсутствие оформленных правоустанавливающих документов на земельный участок с целью недропользования, в отсутствие согласованных схем съездов с существующих автомобильных дорог, при отсутствии согласованного СЗТУ Ростехнадзора плана развития горных пород на 2016 год, что является нарушением Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР, выданной Обществу, и влечет правомерное приостановление его права пользования недрами, в соответствии со статьей 20 Закона "О недрах".
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против ее удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области ООО "Регион" выдана лицензия на пользование недрами ЛОД 47151 ТР (зарегистрирована 26.06.2013) с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песков прочих на участке недр "Коркино" в Тосненском районе Ленинградской области, со сроком действия до 25.06.2028 (т. 1 л.д. 65-66). Приложением N 1 к лицензии являются Условия пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песков прочих на участке недр "Коркино" в Тосненском районе Ленинградской области (т.2 л.д. 28-39).
Комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области на основании распоряжения от 06.06.2016 N 1-13-20254-16/ВД проведена внеплановая документарная проверка ООО "Регион", в ходе которой было выявлено нарушение Обществом требований пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) и подпункта "д" пункта 4.1, подпункта "б" пункта 4.2, подпункта "д" пункта 4.5 раздела 4 "Обязательства недропользователя" Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР, а именно:
1) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино", не осуществив оформление правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, до начала добычных работ на участке лицензирования;
2) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино", не осуществив согласование схем съездов с существующих автомобильных дорог;
3) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино" в 1 квартале 2016 года при отсутствии согласованного СЗУ Ростехнадзора плана развития горных работ на 2016 год.
Результаты проверки отражены в акте от 06.07.2016 N 1-13-20254-16/ВД (т.2 л.д.72-77).
Акт проверки направлен в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (письмо от 02.08.2016 N КГК-880/16-0-0 - т. 2 л.д. 80-81), по результатам рассмотрения которого на заседании Комиссии для рассмотрения заявок по предоставлению права пользования участками недр местного значения, внесению изменений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформлению лицензий и принятию, в том числе по представлению уполномоченных органов, рекомендаций о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (протокол от 10.08.2016 N 10-2016/ОПИ - т. 2 л.д. 69-71) принято решение рекомендовать Комитету приостановить право пользования недрами ООО "Регион" по лицензии ЛОД 47151 ТР до устранения нарушений существенных условий лицензии.
Распоряжением Комитета от 23.08.2016 N 855 право пользования недрами по лицензии ЛОД 47151ТР, выданной ООО "Регион" с целью геологического изучения, разведки и добычи песков прочих на участке недр "Коркино" в Тосненском районе Ленинградской области, приостановлено на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах (т. 2 л.д. 79).
Считая данное распоряжение незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных правовых оснований удовлетворил заявленное Обществом требование.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 6 Закона о недрах предусмотрено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
Статьей 20 Закона о недрах установлено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решение о рекомендации Комитету приостановить действие выданной Обществу лицензии ЛОД 47151 ТР в связи с нарушением существенных условий лицензии было принято комиссией по результатам рассмотрения акта проверки от 06.07.2016 N 1-13-20254-16/ВД, в котором отражены следующие нарушения:
1) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино" не осуществив оформление правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством, до начала добычных работ на участке лицензирования (подпункт "д", пункта 4.1 раздела 4 "Обязательства недропользователя" Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР);
2) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино" не осуществив согласование схем съездов с существующих автомобильных дорог (подпункт "д" пункта 4.5 раздела 4 "Обязательства недропользователя" Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР);
3) ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино" в 1 квартале 2016 года при отсутствии согласованного СЗУ Ростехнадзора плана развития горных работ на 2016 год (подпункт "б" пункта 4.2 раздела 4 "Обязательства недропользователя" Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР ).
Приложением N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР определены условия пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песков прочих на участке недр "Коркино" в Тосненском районе Ленинградской области.
Пунктом 6.2 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР предусмотрено, что в случае нарушения недропользователем условий, оговоренных в пунктах 4.1 - 4.4 и 4.6.2 настоящих условий, которые являются существенными условиями лицензии, право пользование недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
Из акта проверки от 06.07.2016 N 1-13-20254-16/ВД и протокола от 10.08.2016 N 10-2016/ОПИ усматривается, что в качестве нарушения условий лицензии Обществу вменено осуществление добычи песка на участке "Коркино" без оформления правоустанавливающих документов на земельный участок для целей недропользования в порядке и на условиях, которые установлены действующим законодательством до начала добычных работ на участке лицензирования, что соответствует подпункту "д" пункта 4.1 раздела 4 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР.
Оценив указанное нарушение, суд первой инстанции указал, что из представленных в материалы дела документов следует, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 зарегистрировано ООО "Регион", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.07.2015 N 47-АВ 420880 и N 47-АВ 420881 (т. 2 л.д. 88,89). Основанием для регистрации права собственности послужили договоры купли-продажи земельных участков N 3-2/5 от 03.12.2012 и N 4-2/6 от 03.12.2012. Следовательно, правоустанавливающие документы на земельные участки Обществом оформлены.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с указанными Свидетельствами о государственной регистрации права земельные участки с кадастровыми номерами 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для организации подсобного сельского хозяйства.
Суд первой инстанции указал, что из представленных Обществом документов (приложения к объяснениям от 21.02.2017) усматривается, что процедура перевода земельных участков 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" инициирована Обществом в 2014 году, что подтверждается письмами ООО "Регион" от 03.11.2014 N03/11-14, от 14.08.2015 N 14/08-15.
Письмами от 05.11.2017 N 01-06-03-1208/1 и от 05.10.2015 N 01-06-03-927/1 Администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области сообщила Обществу, что перевод вышеуказанных земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности" будет осуществлен внесением изменений в Генеральный план Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, планируемый срок начала работ по внесению изменений 01.03.2016.
Генеральный план муниципального образования Любанское городское поселение Тосненского района Ленинградской области был утвержден постановлением правительства Ленинградской области от 06.06.2016 N 180. На обращение Общества от 20.06.2016 N 20/06-16 Администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области сообщила о начале работ по подготовке внесения изменений в генеральный план, в части перевода земельных участков с кадастровыми номерами 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 в категорию земель промышленности.
06.09.2016 Администрацией Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области принято постановление N 312 "О подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Любанское городское поселение Тосненского района Ленинградской области". Письмом от 13.09.2016 N 01-06-04-1001 Администрация Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области уведомила Комитет по природным ресурсам Ленинградской области о согласовании внесения изменений в Генеральный план Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в части изменения категории земельного участка под месторождением "Коркино" с земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Оценив указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Обществом предприняты необходимые меры для оформления перевода земельных участков 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 из категории земель "сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности", отсутствие необходимого переоформления не было обусловлено бездействием Общества.
Таким образом, судом первой инстанции фактически установлено, что ООО "Регион" использует земельные участки с кадастровыми номерами 47:26:0930001:37 и 47:26:0930001:38 с категорией земель "сельскохозяйственного назначения" для добычи полезных ископаемых (песков прочих) без фактического перевода в категорию "земли промышленности", что суд счел законным в связи с предпринятыми попытками Общества в части изменения категории земельных участков.
Апелляционный суд находит данный вывод суда первой инстанции неправомерным.
Частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) предусмотрено, что земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Следовательно, использование земель сельскохозяйственного назначения для иных целей, в частности для разработки карьера и добычи полезных ископаемых противоречит требованиям земельного законодательства.
Порядок перевода земель из одной категории в другую предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - закон N172-ФЗ), согласно статье 7 которого перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленный в части 1 указанной нормы.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства (о переводе земельного участка из одной категории в другую) исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории.
В материалах дела отсутствует акт о переводе спорных земельных участков из категории "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию "земли промышленности".
Вывод суда первой инстанции о том, что Администрация длительное время не выполняет действия по оформлению документов, связанных с переводом земельных участков из одной категории в другую, не свидетельствует о законности действий Общества, поскольку правовой режим использования земельного участка в силу статей 42 и 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением.
Кроме того, Общество не обращалось в суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации и обязании осуществить ее необходимые действия, связанные с изменением категории земельных участков.
Актом проверки от 06.07.2016 N 1-13-20254-126/ВД также зафиксировано, что ООО "Регион" осуществляет пользование недрами - добычу песков прочих на участке недр "Коркино", не осуществив согласование схем съездов с существующих автомобильных дорог в нарушение требований подпункта "д" пункта 4.5 Приложения N 1 к лицензии.
Суд первой инстанции указал, что нарушение требований подпункта "д" пункта 4.5 Приложения N 1 к лицензии (согласование схем съездов с существующих автомобильных дорог) не относится к существенным условиям лицензии ЛОД 47151 ТР.
Вместе с тем, указанное нарушение лицензионных требований зафиксировано актом проверки и не опровергнуто Обществом.
Подпунктом "б" пункта 4.2 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР установлено, что недропользователь обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов, схем развития горных работ.
Как следует из представленных Обществом в материалы дела документов (приложение к объяснениям от 21.02.2017) план развития горных работ на 2016 год на месторождении песков прочих Коркино в Тосненском районе Ленинградской области согласован СЗУ Ростехнадзора 01.04.2016. Следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, на момент рассмотрения комиссией 10.08.2016 вопроса о приостановлении права пользования недрами и на момент вынесения оспариваемого распоряжения нарушение требований подпункта "б" пункта 4.2 Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР отсутствовало.
При этом нарушение подпункта "б" пункта 4.2 раздела 4 "Обязательства недропользователя" Приложения N 1 к лицензии ЛОД 47151 ТР отнесено пунктом 6.2 приложения к Лицензии к существенными ее условиями, при нарушении которого право пользование недрами может быть досрочно прекращено в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах".
Суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте указал на существенные процедурные нарушения при вынесении Комитетом оспариваемого распоряжения. Суд первой инстанции посчитал обоснованным доводы Общества о несоблюдении Комитетом требований к сведениям, которые должны быть отражены в решении (распоряжении) о приостановлении права пользования недрами.
В подпункте 2 пункта 4.4.6 Административного регламента, утвержденного Приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 28.02.2014 N 5, указано, что в решении Комитета о приостановлении или ограничении права пользования недрами указываются:
а) основание приостановления либо ограничения права пользования недрами в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "О недрах";
б) мероприятия, которые должен провести недропользователь для устранения причин, вызвавших приостановление либо ограничение права пользования участком недр, порядок и сроки их проведения;
в) виды работ, проведение которых запрещается, с указанием причин этого запрета (при ограничении права пользования недрами);
г) дата вступления в силу решения о приостановлении либо ограничении права пользования недрами;
д) условия, при наступлении которых решение о приостановлении либо ограничении права пользования недрами может быть отменено.
Суд первой инстанции указал, что в оспариваемом распоряжении Комитета от 23.08.2016 N 855 не указаны основания приостановления права пользования недрами, мероприятия, которые должен провести недропользователь для устранения причин, вызвавших приостановление права пользования участком недр, порядок и сроки их проведения, равно как и не указана дата вступления в силу решения о приостановлении права пользования лицензии (в распоряжении указано на нарушение недропользователем существенных условий лицензии, однако конкретные нарушения не перечислены).
Апелляционный суд принимает во внимание следующие обстоятельства, подтвержденные материалами дела.
С результатом внеплановой проверки, на основании которой Комитетом принято решение и приостановлении действия лицензии ООО "Регион", представитель Общества был ознакомлен, что подтверждается подписью генерального директора на указанном акте проверки от 06.07.2016 N 1-13-20254-16/ВД (т.2 л.д. 43-48).
Таким образом, Общество было уведомлено о выявленных нарушениях норм действующего законодательства в сфере недропользования, но не прекратило деятельность по разработке месторождения полезных ископаемых в нарушение лицензионных требований, что подтверждается представленными в материалы дела постановлениями Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 09.08.2016 N 20767-16/Д, от 15.11 2016 N 21376-16/Д и от 15.12.2016 N 21378-16/ДП о привлечении ООО "Регион" к административной ответственности по части 2 статьи 7.3, части 1 стать 7.3 и статье 8.9 КоАП РФ соответственно (т.2 л.д. 94-126).
Частью 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 по делу N 305-КГ14-6820 исчерпывающий перечень оснований досрочного прекращения либо приостановления права пользования недрами закреплен в статье 20 Закона о недрах. При этом в части 1 статьи 20 перечислены основания, влекущие исключительно безусловное прекращение права пользования недрами. В части 2 данной статьи приведены обстоятельства, дающие право органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами.
Статьей 21 Закона о недрах урегулирован порядок досрочного прекращения права пользования недрами.
Данная статья предусматривает наличие различных вариантов осуществления государственной функции по досрочному прекращению права пользования недрами в зависимости от основания инициации указанной процедуры. К ним относятся: прекращение права пользования недрами по инициативе владельца лицензии; непосредственно после принятия уполномоченным органом решения об этом с письменным уведомлением недропользователя; принятие решения о прекращении права пользования недрами только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Таким образом, из указанной нормы прямо следует, что она регулирует процедуру досрочного прекращения права пользования недрами и не распространяется на приостановление права пользования недрами.
В случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии право пользования недрами может быть как досрочно прекращено, так и приостановлено или ограничено (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
Вместе с тем, в отличие от процедуры досрочного прекращения права пользования недрами, государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о приостановлении права пользования участками недр может быть реализована исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления пользователю недр о необходимости устранения нарушений. Единственным возможным последствием неустранения нарушений, указанных в уведомлении, является досрочное прекращение права пользования недрами.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о неправомерности выводов суда первой инстанции о том, что предусмотренных статьей 20 Закона о недрах оснований для приостановления действия лицензии ЛОД 47151 ТР в связи с нарушением Обществом существенных условий лицензии, перечисленных в акте проверки от 06.07.2016 N 1-13-20254-16/ВД и протоколе от 10.08.2016 N 10-2016/ОПИ, не имелось, а, соответственно, у Комитета отсутствовали основания для вынесения оспариваемого распоряжения от 23.08.2016 N 855.
Комитет правомерно приостановил действие лицензии, выданной Обществу, поскольку Обществом допущены существенные нарушения ее условий.
Оспариваемое распоряжение Комитета соответствует требованиям законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку пунктом 3 указанного Распоряжения предусмотрено право ООО "Регион" в месячный срок с даты устранения нарушений представить в Комитет по земельным ресурсам Ленинградской области в письменном виде информацию об устранении нарушений.
Кроме того частью 7 статьи 21 Закона о недрах предусмотрено, что в случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах принятое по делу решение подлежит отмене на основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 270 АПК РФ с вынесением по делу нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 марта 2017 года по делу N А56-85913/2016 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Регион" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-85913/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2017 г. N Ф07-11193/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РЕГИОН"
Ответчик: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11193/17
07.07.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9127/17
03.02.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-85913/16
26.12.2016 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-85913/16