Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2017 г. N Ф02-1472/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
23 января 2017 г. |
Дело N А74-9832/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "17" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
от заявителя (акционерного общества "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод") - Храбрых А.В., представителя по доверенности от 26.02.2016,
от таможенного органа (Хакасской таможни) - Желудковой Е.В., представителя по доверенности от 10.01.2017 N 07-16/00144,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хакасской таможни
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" октября 2016 года по делу N А74-9832/2016, принятое судьей Тутарковой И.В.,
установил:
Акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" (ИНН 1902014500, ОГРН 1021900670758) (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Хакасской таможне (ИНН 1901015893, ОГРН 1021900533423) (далее - ответчик, таможенный орган) о взыскании 23 717 350 рублей 83 копейки, составляющих сумму процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные пошлины и пени, за период с 11 апреля 2014 года по 15 января 2016 года.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" октября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, таможенный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы таможенный орган ссылается на следующие обстоятельства.
- Хакасская таможня не нарушила установленного законодательством Российской Федерации о таможенном деле срока для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, который является единственным законодательно установленным правовым основанием для начисления процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей.
- Общество неправомерно произвело расчёт процентов на сумму пени, так как часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканных сумм таможенных пошлин и налогов, а не пеней; при этом ссылка истца на часть 12 статьи 151 Закона о таможенном регулировании ошибочна.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель таможенного органа в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Решением Хакасской таможни от 13.08.2013 N 10604000/400/130813/Т0021/001, вынесенного по результатам камеральной таможенной проверки общества с ограниченной ответственностью "Хакасский Алюминиевый Завод", последнему отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, оформленных ООО "ХАЗ" по ГТД N N : 10604020/260106/0000090, 10604020/070306/0000330, 10604020/070306/0000331, 10604020/140306/0000367, 10604020/100506/0000713, 10604020/220806/0001340, 10604020/050906/0001421, 10604020/260107/0000088.
В связи с отказом в предоставлении льгот по указанным декларациям, в адрес общества таможенным органом 20.08.2013 выставлены требования N 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 на общую сумму таможенных пошлин 140 168 741 рубль 88 копеек и пени 12 296 302 рубля 36 копеек.
Посчитав указанное решение таможни незаконным, общество с ограниченной ответственностью "Хакасский Алюминиевый Завод" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.11.2013 по делу N А74-4790/2013 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А74-4790/2013 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования общества отказано.
Во исполнение решения Хакасской таможни от 13.08.2013 N 10604000/400/130813/Т0021/001 общество по платёжным поручениям от 10.04.2014 N 118, N 117 перечислило в бюджет таможенные пошлины в сумме 140 168 741 рубль 88 копеек и пени в сумме 12 296 302 рубля 36 копеек соответственно.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.07.2014 постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А74-4790/2013 оставлено без изменения.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2014 N 302-КГ14-3959 обществу отказано в передаче кассационной жалобы на постановление суда апелляционной инстанции от 25.03.2014 и постановление суда кассационной инстанции от 25.07.2014 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Правопреемник общества - акционерное общество "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод" 15.10.2015 обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции от 25.03.2014 по новым обстоятельствам.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2015 в порядке процессуального правопреемства в деле N А74-4790/2013 произведена замена заявителя -общества с ограниченной ответственностью "Хакасский Алюминиевый Завод" на акционерное общества "РУСАЛ Саяногорск".
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 заявление общества о пересмотре вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции от 25.03.2014 по новым обстоятельствам удовлетворено, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2014 по делу N А74-4790/2013 отменено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.03.2016, решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 21.11.2013 по делу N А74-4790/2013 оставлено без изменения. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016 N N 302-КГ14-3959 Хакасской таможне отказано в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
30.12.2015 общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
15.01.2016 таможенный орган уведомил общество о произведённом возврате излишне взысканных сумм ввозной таможенной пошлины и пеней по платёжным поручениям от 15.01.2016 N 599620 на сумму 140 168 741 рубль 88 копеек (таможенные пошлины) и N 599410 на сумму 21 277 615 рублей 02 копейки (пени).
20.04.2016 общество направило таможенному органу претензию об уплате процентов на сумму излишне взысканных таможенной пошлины и пеней, которая получена последним 24.04.2016 (почтовое уведомление N 65560397202502).
По результатам рассмотрения претензии таможенный орган направил 02.06.2016 обществу ответ об отказе в удовлетворении требования о выплате процентов.
Поскольку возврат излишне уплаченных таможенных платежей и пеней осуществлен таможенным органом без учёта суммы процентов, начисляемых в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утв., Президиумом ВС РФ от 25 ноября 2015 года, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Указанная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 22.09.2015 по делу N 303-КГ15-4157, А04-5086/2014, от 02.06.2015 по делу N303-КГ14-7912, А51-10499/2014.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, доводы таможенного органа о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, являются несостоятельными.
Апелляционный суд также отмечает, что вывод об обязанности таможенного органа выплачивать проценты, начисляемые на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем взыскания, был сделан Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации не только на основе толкования части 6 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 -ФЗ, но также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной применительно к возврату излишне взысканного налога в Определении от 27 декабря 2005 года N 503-О.
Разрешая вопрос о наличии у фискальных органов обязанности выплачивать проценты, оба высших судебных органа исходят из того, что начисление процентов при возврате излишне взысканной суммы налога или таможенного платежа является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействий) органов государственной власти, направленной на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом.
Следовательно, учитывая вышеприведенные положения Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, довод таможенного органа, изложенный в апелляционной жалобе, об отсутствии оснований для начисления процентов является несостоятельным.
Также апелляционный суд считает необходимым указать, что в силу положений статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Частями 2 и 3 статьи 150 указанного закона предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152.
В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155).
Таким образом, взыскание таможенных платежей представляет собой единый длящийся процесс: на первом этапе плательщику направляется требование об уплате таможенных платежей с предложением погасить в установленный срок обнаруженную таможенным органом недоимку, а на втором - таможенным органом применяются меры принудительного взыскания таможенных платежей.
Как следует из вышеприведенных положений указанного Федерального закона, требование таможенного органа об уплате таможенных платежей является мерой государственного принуждения, которая, в свою очередь, также обеспечена мерами государственного принуждения (приостановление операций по счетам и т.п.).
Следовательно, перечисление денежных средств во исполнение требований об уплате таможенных платежей носит характер принудительного взыскания и не может рассматриваться как добровольное исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов. К аналогичным выводам пришел Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 503-О.
На основании изложенного, довод таможенного органа о том, что общество добровольно перечислило таможенные пошлины и пени, в связи с чем принудительное взыскание не производилось, является несостоятельным подлежит отклонению.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Как указывалось ранее, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные частью 6 статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 названного Федерального закона, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
Ссылка таможенного органа на неправомерность начисления суммы процентов на сумму пеней основана на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежит отклонению.
Частью 12 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311 -ФЗ предусмотрено, что уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правило, установленное статьей 147 указанного Федерального закона, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу части 12 статьи 151 названного Федерального закона, применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней.
Расчёт процентов произведён истцом, исходя из требований части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, по ставке банка, действующей в период нарушения срока возврата, повторно проверен апелляционным судом, признан верным.
Расчёт ответчиком не опровергнут. Таможенным органом представлен расчёт в части начисления процентов на сумму таможенной пошлины, который совпадает с расчётом истца в соответствующей части.
При таких обстоятельствах, с таможенного органа в пользу общества судом первой инстанции обоснованно взыскано 23 717 350 рублей 83 копейки, составляющих сумму процентов, начисленных на излишне взысканные таможенные пошлины и пени, за период с 11 апреля 2014 года по 15 января 2016 года.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку Хакасская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "14" октября 2016 года по делу N А74-9832/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-9832/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2017 г. N Ф02-1472/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "РУСАЛ Саяногорский Алюминиевый Завод"
Ответчик: Хакасская таможня
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1472/17
11.05.2017 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-9832/16
23.01.2017 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7475/16
14.10.2016 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-9832/16