Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 января 2017 г. N 03АП-7036/16
Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат, о признании недействительным требования
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А69-2188/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" января 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (акционерного общества "Народный банк Тувы"): Ооржак О.Д., представителя на основании доверенности 20.12.2016, паспорта;
от ответчика (Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации): Намажап Д.С., представителя на основании доверенности от 30.10.2015 N 61, паспорта; Чакар М.С., представителя на основании доверенности 30.10.2015 N 61, паспорта; Арандол И.В., представителя на основании доверенности от 10.01.2017 N ДВР16-Т93/1, паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Народный банк Тувы"
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "26" сентября 2016 года по делу N А69-2188/2016, принятое судьей Ханды А.М.,
установил:
акционерное общество "Народный банк Тувы" (далее - АО "Народный банк Тувы", Банк, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Банка России по Республике Тыва, ответчик) о признании недействительным требования от 20.04.2016 N T 693-15-12/599 ДСП о предоставлении в Банк России отчетности по формам: - 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета", - 0409117 "Данные о крупных сделках", -0409118 "Данные о концентрации кредитного риска", - 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш", -0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации", 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты; об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Народный банк Тувы" и взыскании судебных расходов в размере 3000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 26 сентября 2016 года по делу N А69-2188/2016 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Народный банк Тувы" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный. В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) Банк ссылается на следующие обстоятельства:
- не доказано наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого требования;
- суд первой инстанции неправомерно установил тот факт, что куратором Банка Арандол И.В. были выявлены нарушения (недостатки) в деятельности, закрепленной за ней кредитной организации, а также ситуации, угрожающие законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, в соответствии с пунктом 2.5 Положения Банка России от 07.09.2007 N 310-П "О кураторах кредитных организаций";
- обращение к руководству Банка третьих лиц с деловым предложением третьих лиц, имеющих неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, и намерение открыть кредитно-кассовый центр вне места нахождения Банка не может свидетельствовать о возникновении риска проведения сомнительных операций;
- является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ответчик не устанавливал в отношении заявителя дополнительного контроля;
- Отделение Банка России по Республике Тыва не вправе требовать предоставления формы отчетности 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
Представители ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнения) не признали, сослались на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с применением системы видеоконференцсвязи в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа Национального банка Республики Тыва от 17.04.2016 N ОД/П-77 куратором АО "Народный банк Тувы" с 05.05.2014 назначена Арандол И.В.
25.03.2016 куратор АО "Народный банк Тувы" Арандол И.В. была приглашена и участвовала в заседании Совета директоров АО "Народный банк Тувы", 5 вопросом повестки которого был вопрос: "Организационные вопросы", по которому выступила президент банка, которая сообщила, что банком проводятся переговоры с потенциальными инвесторами (группа лиц, представляющая интересы Кыштымова С.Л.), которые готовы увеличить размер собственных средств (капитала) банка путём выдачи банку субординированного кредита в размере 1 000 000 000 рублей, а также выкупить акции АО "АИЖК" на вторичном рынке, цель инвесторов - открытие 5 кредитно-кассовых офисов в городах: Мосвке, Твери, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Новосибирске, о чём куратором Банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 28.03.2016 N ВН-15-12/3290ДСП.
13.04.2016 куратором АО "Народный банк Тувы" Арандол И.В. проведена рабочая встреча с президентом Банка Кара-Сал К.В., с повесткой встречи:
Информация по потенциальным инвесторам банка:
* Кыштымов С.Л. - бывший председатель правления ОАО "Акционерный коммерческий банк "Объединенный банк промышленных инвестиций" (регистрационный N 2626), акционер банка с долей 19,93%. У Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций 21.07.2015;
* Никитин К.В. - председатель правления банка/член Совета директоров, управляющий филиалом Московский Коммерческого Банка "Интеркапитал-Банк" (общество с ограниченной ответственностью) (регистрационный N 2706). У Банка отозвана лицензия на осуществление банковских операций 20.01.2015.
В ходе рабочей встречи президент Банка сообщила, что планируется 14.04.2016 приезд Никитина К.В. в регион по вопросу открытия кредитно-кассовых офисов банка, куратором банка отмечено, что Кыштымов СЛ. и Никитин К.В. имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России и находятся в "черном списке" Банка России, в этой связи кредитная организация подпадает под "особый контроль" со стороны Банка России, о необходимости доведения информации о деловой репутации вышеуказанных лиц до акционеров банка и совета директоров АО "Народный банк Тувы", о чём куратором банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 15.04.2016 N ВН-15-12/4141ДСП.
14.04.2016 куратор Банка Арандол И.В., по приглашению президента АО "Народный банк Тувы", участвовала в рабочей встрече АО "Народный банк Тувы", организованной в связи с приездом Никитина К.В. в Республику Тыва, в ходе которой Никитин К.В. в прошлом, председатель правления банка/член Совета директоров, управляющий филиалом Московского Коммерческого Банка "Интеркапитал-Банк" (ООО) (рег. N 2706), у которого отозвана лицензия на осуществление банковских операций, 20.01.2015 обсуждал вопросы открытия кредитно-кассового офиса АО "Народный банк Тувы" в г. Нижний Новгород, в последующем - Москве и Екатеринбурге, основные операции кредитно-кассового офиса - инкассация денежных средств и работа с платежными терминалами, который также отметил, что помещение для открытия офиса в Нижнем Новгороде сертифицировано, есть охрана и сейфовые помещения и сообщил об отсутствии намерения по приобретению акций АО "Народный банк Тувы" у акционера АО "АИЖК" и выдаче субординированного кредита АО "Народный банк Тувы".
В ходе рабочей встречи куратор банка Арандол И.В. пояснила Никитину К.В.. что банк убыточный, открытие кредитно-кассового офиса повлечет дополнительные расходы на его содержание, задала вопрос Никитину К.В., за счет каких средств планируется открытие внутреннего структурного подразделения на что был получен ответ, что деятельность ККО окупится банку за 1,5-2 месяца. Куратором банка отмечено, что в связи с тем, что в кредитно-кассовом офисе планируется проведение операций с денежной наличностью, осуществляемых платежными агентами (субагентами), возможно вероятное проведение подозрительных операций. Банк подпадает под особый контроль со стороны Банка России, о чём куратором банка Арандол И.В. была составлена справка о посещении от 15.04.2016 N ВН-15-12/4142ДСП.
18.04.2016 Отделением - Национальным банком Республики Тыва с акционерами и руководством АО "Народный банк Тувы" проведена рабочая встреча с повесткой:
"О доведении информации до акционеров и руководства АО "Народный банк Тувы" о предложениях третьих лиц", о чём был составлен протокол рабочей встречи от 18.04.2016 N 1 (от 19.04.2016 N ВН-15-17/4247ДСП).
20.04.2016 Отделением Банка России по Республике Тыва с акционером ОАО АБ "Народный банк РТ" (Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва) проведена рабочая встреча с повесткой: "О доведении информации до представителя акционера Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва о намерениях третьих лиц", о чём был составлен протокол рабочей встречи от 20.04.2016 N 2 (от 20.04.2016 N ВН-15-17/4302ДСП).
20.04.2016 Отделение Банка России по Республике Тыва Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации в адрес АО "Народный банк Тувы" направлено требование N T693-15-12/599 ДСП о необходимости представления на внутримесячные даты в Банк России отчётности по формам:
* 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета";
* 0409117 "Данные о крупных сделках";
* 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска";
* 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш";
- 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации";
- 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте"
и в оперативном порядке информировать Отделение Банка России по Республике Тыва (в устной форме или письменно) о любых сведениях, касающихся дальнейшего развития изложенной в письме ситуации, способной отрицательным образом повлиять на финансовую устойчивость банка.
Не согласившись с оспариваемым требованием, считая его несоответствующим закону, АО "Народный банк Тувы" обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно оспариваемому требованию Отделением Банка России по Республике Тыва на АБ "Народный банк Тувы" возложена обязанность по предоставлению отчётности по формам: 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета", 0409117 "Данные о крупных сделках", 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска", 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) Базель Ш"; 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации", 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты.
В качестве основания требования содержится указание на то, что Отделением Банка России по Республике Тыва установлены факты, свидетельствующие о том, что органы управления АБ "Народный банк Тувы", действуют в интересах третьих лиц (Кыштымова С.Л., Никитина К.В.), которые имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, информация о них внесена в базу данных о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (статья 75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации"). Кроме того, АБ "Народный банк Тувы" намерено открыть кредитно-кассовый офис в г. Нижний Новгород (протокол заседания Совета директоров АБ "Народный банк Тувы" от 25.03.2016 N 01-03-2016/03), что свидетельствует о возникновении риска проведения через АБ "Народный банк Тувы" сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов АБ "Народный банк Тувы".
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Отделением Банка России по Республике Тыва доказательств, свидетельствующих о том, что органы управления АБ "Народный банк Тувы", действуют в интересах третьих лиц (Кыштымова С.Л., Никитина К.В.), в материалы дела не представлены.
Таким образом, ответчик не доказал обоснованность его утверждения о том, что органы управления АБ "Народный банк Тувы" действуют в интересах третьих лиц (Кыштымова С.Л., Никитина К.В.).
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что намерение или даже открытие АБ "Народный банк Тувы" кредитно-кассового офиса вне места нахождения банка, является правом самой кредитной организации (часть 8 статьи 22 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности") и один лишь факт открытия ККО не может свидетельствовать о возникновении риска проведения через кредитную организацию сомнительных операций, угрожающих законным интересам её вкладчиков и кредиторов.
Вместе с тем, арбитражный суд оценив, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, текст оспариваемого требования также пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае Отделение Банка России по Республике Тыва, как территориальное учреждение Банка России (статьей 84 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; пункты 1.1 и 1.3 Положения о Территориальных учреждениях Банка России, утверждённого Центральным Банком Российской Федерации 11.04.2016 N 538-П), вправе требовать от кредитной организации представления отчётности, перечисленной в оспариваемом требовании, в том числе и на внутримесячные даты.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ) для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям.
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) регламентирован Инструкцией Центрального Банка Российской Федерации от 05.12.2013 N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России" (далее - Инструкция N 147-И).
АО "Народный банк Тувы" настаивает на том, что в рассматриваемом случае со стороны Отделения Банка России по Республике Тыва к Банку были незаконно применены меры воздействия, предусмотренные Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 31.03.1997 N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" (далее - Инструкция N 59), при отсутствии с их стороны какого-либо нарушения.
Вместе с тем, материалами дела не подтверждается факт проведения проверки АО "Народный банк Тувы", что также не получило своего подтверждения со стороны Отделения Банка России по Республике Тыва.
Кроме того, факт предъявления или получения поручения на проведение проверки, в порядке предусмотренной Инструкцией N 147-И, представители АО "Народный банк Тувы" не подтвердили.
Следовательно, Отделение Банка России по Республике Тыва и АО "Народный банк Тувы" не вступали в правоотношения, регулируемые Инструкцией N 147-И.
В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений (статья 74 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ).
Меры, применяемые Банком России в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России, предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, предусмотрены также в статьей 19 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Перечень и порядок применения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности, установлен Банком России в Инструкции N 59, в пункте 1.2 которой указано, что основной задачей, решаемой надзорными органами в случае применения мер воздействия, является регулирование деятельности кредитных организаций в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями федеральных законов и Банка России. При этом выбор мер воздействия, применяемых к кредитным организациям в рамках, установленных федеральными законами, должен определяться наиболее эффективным решением указанной задачи.
Выбор мер воздействия, если это специально не оговорено Инструкцией N 59 Банка России, производится надзорными органами самостоятельно, исходя из положений Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", нормативных актов Банка России с учетом характера допущенных кредитной организацией нарушений; причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений; общего финансового состояния кредитной организации; положения кредитной организации на федеральном и региональном рынке банковских услуг (1.3 - 1.4 Инструкции N 59).
Пунктом 1.14 Инструкции N 59 установлены основания для применения принудительных мер воздействия, которыми являются нарушения (невыполнение) кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность нормативных актов и предписаний Банка России; непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также в случае, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).
В оспариваемом требовании содержится указание о необходимости представления АО "Народный банк Тувы" соответствующей отчётности, кроме того, сведения о нарушении заявителем федеральных законов и нормативных актов Банка России, предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непредставления информации в бюро кредитных историй в случае получения согласия субъекта кредитной истории, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, предусмотрены также в статье 19 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" не приведены, следовательно в данном случае нельзя говорить о применении к АО "Народный банк Тувы" мер воздействия, предусмотренных Инструкцией N 59.
Нельзя говорить и о применении предупредительных мер воздействия в виде установления дополнительного контроля, поскольку абзац 4 оспариваемого требования имеет формулировку "в целях установления дополнительного контроля", и содержит требование о необходимости представления определённой отчётности, что не может свидетельствовать об установлении дополнительного контроля, в порядке пункта 1.9 Инструкции N 59.
В данном случае, вынесение оспариваемого требования явилось результатом исполнения куратором банка Арандол И.В. своих обязанностей, по выявлению нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам её кредиторов и вкладчиков (пункт 2.5 Положения ЦБ РФ от 07.09.2007 N 310-П "О кураторах кредитных организаций").
С учетом изложенного, доводы заявителя об обратном не принимаются апелляционным судом как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Учитывая обращение к руководству АО "Народный банк Тувы" с деловыми предложениями третьих лиц (Кыштымова С.Л., Никитина К.В.), которые имеют неудовлетворительную деловую репутацию в Банке России, информация о них внесена в базу данных о лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России (статья 75 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ, а также намерение АО "Народный банк Тувы" открыть кредитно-кассовый офис в г. Нижний Новгород (протокол заседания Совета директоров АБ "Народный банк Тувы" от 25.03.2016 N 01-03-2016/03), то у куратора банка имелись все основания утверждать о возникновении риска проведения через АБ "Народный банк Тувы" сомнительных операций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов АБ "Народный банк Тувы", что согласуется с основной задачей куратора банка, в том числе по выявлению нарушений (недостатков) в её деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации (пункты 1.1 - 1.2 Положения N 310-П).
АО "Народный банк Тувы" также полагает, что Отделение Банка России по Республике Тыва при рассмотрении настоящего спора, неправомерно ссылается на часть 2 статьи 57 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ, согласно которой для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций информацию о деятельности, указывая, что информация и отчётность это совершенно разные понятия и ответчик, затребовав представление ежедневной отчётности, вышел за пределы предоставленных законом прав, тем самым своим ненормативным правовым актом нарушил требования нормативных актов, установленных Банком России.
Суд апелляционной инстанции признает указанный довод заявителя необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ к компетенции Банка России отнесено осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
Согласно статье 56 указанного Федерального закона Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
Главными целями банковского регулирования и банковского надзора, в силу требований действующего законодательства являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. При этом Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы Российской Федерации (статья 75 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ).
Частью 2 статьи 57 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ предусмотрено, что для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитная организация обязана раскрывать по формам, в порядке и сроки, которые устанавливаются Банком России, следующую информацию о своей деятельности, в том числе: ежеквартально - промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (абзац 2 части 1 статьи 8).
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 25.10.2013 N 3081-У "О раскрытии информации кредитными организациями информации о своей деятельности" утверждён Порядок раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности, согласно главы 1 ("Форма раскрытия кредитными организациями информации о своей деятельности") раскрытию кредитными организациями подлежат, в том числе, ежеквартально - промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность в составе следующих форм отчетности, установленных Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Из смысла вышеназванных норм следует, что информация о деятельности кредитной организации включает в себя и понятие отчётность.
Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У установлены формы отчетности кредитных организаций и порядок их составления и представления в Центральный банк Российской Федерации (далее - Порядок составления и представления отчетности N 2332-У).
Пунктом 8 Порядка составления и представления отчетности N 2332-У по форме 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.
Пунктом 20 Порядка составления и представления отчетности N 2332-У по форме 0409117 "Данные от крупных ссудах" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.
Пунктом 11 Порядка составления и представления отчетности N 2332-У по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.
Пунктом 12 Порядка составления и представления отчетности N 2332-У по форме 0409123 "Расчёт собственных средств (капитала) Базель III" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.
Пунктом 10 Порядка составления и представления отчетности N 2332-У по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации" предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требования от кредитной организации представления данного отчёта на внутримесячные даты в установленный им срок.
Вышеперечисленные положения названного Порядка согласуются с положениями пункта 9 статьи 4, статьи 56, части 2 статьи 57, статьи 75 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с доводом АБ "Народный банк Тувы" о том, что Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У прямо не предусмотрено право территориальных учреждений Банка России требовать от кредитной организации представления отчётности по форме 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты.
Вместе с тем, как обоснованно указал ответчик, право территориальных учреждений Банка России требовать представления отчётности по форме 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты вытекает из положений пункта 9 статьи 4, статьи 56, части 2 статьи 57, статьи 75 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ. Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании указанных норм права.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, Отделение Банка России по Республике Тыва, как территориальное учреждение Банка России, в силу пункта 9 статьи 4, статьи 56, части 2 статьи 57, статьи 75 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в совокупности с Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У, вправе требовать представления отчётности: формы 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации"; формы 0409117 "Данные от крупных ссудах"; формы 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска"; "формы 0409123 "Расчёт собственных средств(капитала) Базель III"; формы 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации"; в том числе и формы 0409202 "Отчёт о наличном денежном обороте" на внутримесячные даты, поскольку в данном случае в рамках надзорной деятельности Банка России достигаются цели, определённые статьёй 3 и частью 2 статьи 56 Федерального закона от 27.06.2002 N 86-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 Положения N 310-П целью назначения кураторов является совершенствование банковского надзора, в том числе на основе лучшего понимания и оценки таких аспектов деятельности кредитной организации, как финансовая устойчивость (состояние капитала, качество активов, доходность, ликвидность), корпоративное управление (включая организацию систем управления рисками и внутреннего контроля, стратегическое планирование), прозрачность структуры собственности, структура группы, в которой кредитная организация является головной организацией или участником.
Основной задачей куратора в соответствии с пунктом 1.2. Положения N 310-П является своевременная и точная оценка экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, в том числе выявление нарушений (недостатков) в ее деятельности на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.5 Положения N 310-П, в ходе исполнения своих обязанностей куратор: производит оценку достоверности отчетности закрепленной за ним кредитной организации; осуществляет оценку экономического положения закрепленной за ним кредитной организации; выявляет нарушения (недостатки) в деятельности закрепленной за ним кредитной организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуации, угрожающие законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации; оценивает перспективы деятельности закрепленной за ним кредитной организации.
При этом, в соответствии с письмом Банка России от 15.04.2013 N 69-Т "О неотложных мерах оперативного надзорного реагирования", подписанным Председателем Банка России, в целях оперативного предотвращения ситуаций быстрого ухудшения финансового положения, территориальным учреждениям Банка России, необходимо выявлять ситуации, оказывающие существенное влияние на деятельность банка и (или) указывающие на наличие угрозы интересам ее кредиторов и вкладчиков.
В соответствии с пунктом 11 вышеуказанного письма Банка России N 69-Т, территориальному учреждению Банка России рекомендовано выявлять ситуации, свидетельствующие о том, что акционеры (участники) кредитной организации, лица, оказывающие существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, информация о которых раскрывается Банку России, действуют в интересах третьих лиц.
Указанием Банка России N 2332-У предусмотрено прямое право территориального учреждения Банка России требовать от кредитной организации представления отчетов на внутримесячные даты в установленный им срок:
- в соответствии с пунктом 8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409101 ""Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета";
- в соответствии с пунктом 20 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409117 "Данные о крупных ссудах";
- в соответствии с пунктом 11 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409118 "Данные о концентрации кредитного риска";
- в соответствии с пунктом 10 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409123 "Расчет собственных средств (капитала) Базель III";
- в соответствии с пунктом 10 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409135 "Информация об обязательных нормативах и других показателях деятельности кредитной организации".
В данном случае вынесение Отделением Банка России по Республике Тыва оспариваемого требования, осуществлено с учетом результатов исполнения куратором Банка своих обязанностей по оценке экономического положения закрепленной за ним кредитной организации, выявлению нарушений (недостатков) в деятельности кредитной организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуаций, угрожающих законным интересам ее кредиторов и вкладчиков (пункт 2.5 Положения N 310-П) и с учетом выявления ситуаций, в соответствии с пунктом 11 письма Банка России от 15.04.2013 N 69-Т, требовавшей неотложных мер надзорного реагирования.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 26 сентября 2016 года по делу N А69-2188/2016 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "26" сентября 2016 года по делу N А69-2188/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2188/2016
Истец: АО "НАРОДНЫЙ БАНК ТУВЫ"
Ответчик: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления
Третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Тыва Сибирского главного управления