Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2017 г. N Ф04-934/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
25 января 2017 г. |
Дело N А27-12700/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 января 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шатохиной Е.Г.,
судей Ждановой Л.И., Павловой Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником Косачевой О.С. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Намаконова Е.Г. на основании доверенности от 21.10.2015 (сроком по 15.09.2018), паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области (рег. 07АП-11138/16) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 октября 2016 года по делу N А27-12700/2016 (судья Мишина И.В.)
по иску Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово, Кемеровская область (ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478)
к акционерному обществу "Кемеровская генерация", г. Кемерово, Кемеровская область (ОГРН 1122224002284, ИНН 4205243192)
об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 04 июля 2006 года N 06-0249
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, г. Кемерово (далее - Комитет, КУГИ) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Кемеровская генерация" (далее - АО "Кемеровская генерация") об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды от 04 июля 2006 года N 06-0249 и изложить протокол определения величины арендной платы к дополнительному соглашению в следующей редакции:
"г. Кемерово
Адрес (местоположение) земельного участка:
Кировский район, Кадастровый N 42:24:0301002:79
Арендодатель: Комитет по управлению государственным имуществом
Кемеровской области
Арендатор: Акционерное общество "Кемеровская генерация"
Расчет арендной платы произведен в соответствии с Порядком определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово, утвержденным постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года N 62, с учетом изменений, установленных постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 декабря 2008 года N577, от 19 мая 2009 года N215, от 23 декабря 2009 года N508, от 28 декабря 2010 года N581, от 26 октября 2011 года N483, от 07 сентября 2012 года N364, от 09 ноября 2012 года N494, от 08 мая 2013 года N195, от 21 ноября 2013 года N510, от 11 ноября 2014 года N462.
С 01 января 2015 года арендная плата устанавливается в размере 739 029,34 рублей в месяц и определяется по формуле:
А = Кс х Кв х Ки х S/П, где:
А - размер арендной платы;
Кс= 562,68 руб./м2 - кадастровая стоимость земельного участка (руб. / м2);
Кв = 2,15 % - коэффициент, учитывающий вид использования земельного участка;
Ки = 1.1 х 1.065 х 1.06 х 1.055 х 1.05 х 1.055, где 1.1, 1.065, 1.06, 1.055, 1.05, 1.055 -
коэффициенты, учитывающие уровень инфляции 2010-2015 гг.;
S = 505 127.03 м - площадь земельного участка, за которую взимается арендная плата;
П = 12 - количество периодов внесения арендной платы в году".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 12 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, КУГИ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование к отмене судебного акта апеллянт указывает на то, что в Генеральном плане города Кемерово отсутствуют сведения об отнесении объекта, предоставленного в аренду по договору от 04 июля 2006 года N 06-0249, к объектам местного значения. Основания для расчета арендной платы, исходя из положений Приказа Минэкономразвития от 18 июня 2013 года N347, отсутствуют. Условия договора от 04 июля 2006 года N 06-0249, действующие на данный момент, не соответствуют действующему законодательству.
АО "Кемеровская генерация" в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает решение законным и обоснованным.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в отзыве. Просил решение оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, АО "Кемеровская генерация" является арендатором земельного участка площадью 505 127,03 кв.м. с кадастровым номером 42:24:0301002:79, находящегося по адресу: г. Кемерово, Кировский p-он напротив острова Евсеевский по договору аренды земельного участка от 04 июля 2006 года N 06-0249. Земельный участок предоставлен для размещения золошлакоотвала N2.
В соответствии с пунктом 2.1 данного договора срок действия устанавливается с момента его заключения по 31 декабря 2006 года.
На основании пункта 2.3 договора аренды условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 01 января 2006 года.
После окончания срока действия договора арендатор продолжает использовать арендованный земельный участок при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6.2. договора вышеуказанный договор аренды возобновил свое действие на тех же условиях на неопределенный срок.
Расчет арендной платы к договору аренды был произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", приказом Минэкономразвития России от 18 июня 2013 года N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов", в соответствии с которым арендная плата в отношении указанных участков не может быть более 7,68 руб. за 1 кв.м в год.
Ссылаясь на то, что в соответствии с Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21 сентября 2015 года N 303-КГ15-6224 Правила определения размера арендной платы, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, подлежат применению исключительно к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, и неприменимы к земельным участкам, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель государственная собственность на которые не разграничена, к которым и относится участок, предоставленный обществу в аренду по договору от 04 июля 2006 года N 06-0249, Комитетом был произведен перерасчет арендной платы па основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 февраля 2008 года N 62 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово" и 25 ноября 2015 года в адрес АО "Кемеровская генерация" направлен для подписания проект дополнительного соглашения к договору от 04 июля 2006 года N 06-0249.
Согласно данному проекту, с 01 января 2015 года арендная плата по договору аренды земельного участка от 04 июля 2006 года N 06-0249 устанавливается в размере 739 029, 34 рублей и определяется на основании протокола определения величины арендной платы к договору аренды земельного участка от 04 июля 2006 года N 06-0249, прилагаемого к настоящему дополнительному соглашению и являющегося его неотъемлемой частью. Дополнительное соглашение считается заключенным с даты подписания и применяется к отношениям сторон с 01 января 2015 года.
30 ноября 2015 года дополнительное соглашение было получено ответчиком, однако последний от его подписания отказался, что послужило основанием для обращения Комитета в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для внесения изменений в согласованные сторонами условия договора в части размера арендной платы за указанный период.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01 марта 2015 года) предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) (в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года) арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
При этом годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Согласно пункту 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ, действующей с 01 марта 2015 года) в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Как изложено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 306-ЭС15-6588 по делу N А55-5126/2014, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (вопрос 7), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года, до внесения Законом N 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Закон N 137-ФЗ, независимо от оснований предоставления в аренду земельных участков, а также земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, предельный размер годовой арендной платы, установленный пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон. Поскольку содержащиеся в Законе N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Данный вывод соответствует пункту 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в котором разъяснено, что в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Аналогичным образом решен вопрос в новой редакции пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленных в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 306-ЭС15-6588, до 01 марта 2015 года годовой размер арендной платы не может превышать максимального годового размера арендной платы, установленного пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
С 01 марта 2015 года указанное право закреплено в пункте 2 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (строительство, реконструкция объектов газоснабжения федерального, регионального или местного значения), а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что на спорном земельном участке расположено сооружение - золоотвал с золошлакопроводом, которое эксплуатируется АО "Кемеровская генерация". Золоотвал с золошлакопроводом является сооружением (отстойником), предназначенным для предотвращения вредного воздействия жидких отходов и относится к гидротехническим сооружениям электростанции, исходя из положений пункта 3.2.22 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19 июня 2003 года N 229, а также пункта 3.2.1 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей (утв. Минэнерго СССР 20 февраля 1999 года). Представленное в материалы дела описание данного объекта соответствуют понятию гидротехнического сооружения, предусмотренному в статье 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства в совокупности, суд первой инстанции правильно установил, что на спорном земельном участке находится гидротехническое сооружение. Поэтому на основании пункта 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации данный земельный участок относится к земельным участкам, ограниченным в обороте.
Принимая во внимание особый характер расположенного на земельном участке линейного объекта, предельный размер арендной платы, по существу, представляет собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 февраля 2010 года N 12404/09, от 10 мая 2011 года N 15575/10.
В связи с этим, до внесения изменений Федеральным законом N 171-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон N 137-ФЗ, независимо от оснований предоставления в аренду земельных участков, предельный размер годовой арендной платы за земельные участки, занятые линейными объектами, установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, является обязательным для сторон и не может быть установлен органом местного самоуправления в большем размере, независимо от применяемой им конкретной методики расчета.
Для договоров аренды земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, пунктом 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ установлен предельный годовой размер арендной платы - 1,5 процента кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно указал, что в данном случае отсутствуют основания для внесения изменений в согласованные сторонами условия договора в части размера арендной платы за указанный период. В удовлетворении исковых требований отказано правомерно.
Доводы, изложенные в жалобе, были предметом оценки суда первой инстанции, у апелляционного суда на основании анализа представленных в материалы дела доказательств оснований для иной оценки не имеется.
С учетом изложенного, при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 октября 2016 года по делу N А27-12700/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в установленном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-12700/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2017 г. N Ф04-934/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области
Ответчик: АО "Кемеровская генерация"