Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2017 г. N Ф01-1468/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А43-16201/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.01.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016
по делу N А43-16201/2016,
принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению индивидуального предпринимателя Гурьянова Романа Александровича (ОГРН 310525209700011, ИНН 526201508377, г. Нижний Новгород)
о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, изложенного в письме от 28.04.2016 N 326-03-02-11103/16,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Гурьянова Романа Александровича - Гонда Н.Н. по доверенности от 14.06.2016,
и установил:
индивидуальный предприниматель Гурьянов Роман Александрович (далее - Предприниматель, ИП Гурьянов Р.А., заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), изложенного в письме от 28.04.2016 N 326-03-02-11103/16, об отказе в предоставлении Предпринимателю земельного участка площадью 910 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060305:15, расположенного по адресу: г.Нижний Новгород, слобода Верхне-Печерская, д. 15А, и обязании Министерства в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка, направить его заявителю с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент градостроительного развития территории Нижегородской области (далее - Департамент).
Решением от 28.09.2016 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Предпринимателя.
Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Департамент заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие, в котором также поддержал позицию Министерства.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 09.04.2012 N 1539 между администрацией г. Нижнего Новгорода и Самойловым Алексеем Викторовичем (далее - Самойлов А.В.) заключен договор аренды от 27.04.2012 N 16701/06 земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:15 площадью 910 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу.
Пунктом 1.3. договора аренды предусмотрено, что участок предоставляется под личное подсобное хозяйство.
Срок действия договора - до 09.04.2022 (пункт 2.1. договора).
23.07.2013 между Самойловым А.В. и ИП Гурьяновым Р.А. в отношении указанного земельного участка заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.04.2012 N 16701/06.
На указанном земельном участке ИП Гурьяновым Р.А. построены четыре индивидуальных жилых дома:
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 183,8 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:75, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская, д. 15А;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 189,3 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:91, адрес: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 183,9 кв.м, кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:93, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу;
- жилой дом, назначение: жилое, 3-этажный (подземных этажей - 1), общей площадью 189, 3 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 52:18:0060305:95, адрес: Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу.
Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости в установленном порядке зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (свидетельства о государственной регистрации права от 21.07.2014 серии 52-АЕ N 599651, от 06.11.2014 серии 52-АЕ N 652890, от 14.11.2014 серии 52-АЕ N 654564, от 05.12.2014 серии 52-АЕ N 768801).
24.06.2014 Предприниматель обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 910 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060305:15, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу.
Письмом от 05.09.2014 N 12-01-18-7940ис администрация г. Нижнего Новгорода в лице Департамента отказала заявителю в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка ввиду обнаружения на нем возведенных двух многоквартирных 4-х этажных жилых домов без получения разрешения на строительство, которые были определены как самовольные постройки.
Впоследствии постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 15.10.2014 N 4197 земельный участок площадью 910 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060305:15 был предоставлен ИП Гурьянову Р.А. в собственность за плату.
Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 26.11.2014 N 4898 было отменено постановление администрации г.Нижнего Новгорода от 15.10.2014 N 4197.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2015 по делу N А43-32332/2014 постановление администрации г.Нижнего Новгорода от 26.11.2014 N 4898 "Об отмене постановления администрации г.Нижнего Новгорода от 15.10.2014 N 4197" признано недействительным.
В связи с вступлением в силу Закона Нижегородской области от 23.12.2014 N 197-З "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образования Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области" ИП Гурьянов Р.А. 18.06.2015 обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка площадью 910 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060305:15, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Верхне-Печерская, д. 15А.
Письмом от 24.09.2015 Предприниматель просил возобновить работы по рассмотрению данного заявления.
Письмом от 20.08.2015 Министерство отказало ИП Гурьянову Р.А. в предоставлении земельного участка.
30.09.2015 ИП Гурьянов Р.А. вновь обратился в Министерство с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату указанного земельного участка, приложив свидетельства о государственной регистрации права собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости, договор аренды от 27.04.2012 N 16701/06, кадастровую выписку на земельный участок от 01.09.2015 N К-В(ГКУ)/15-656310, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2015 по делу N А43-32332/2014.
Письмом от 28.04.2016 N 326-03-02-11103/16 Министерство со ссылкой на пункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и подпункт 8 пункта 6 статьи 7.1 Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции от 02.12.2015) отказало заявителю в предоставлении земельного участка в частную собственность, указав на несоответствие адреса земельного участка и расположенных на нем жилых домов; нахождение части жилого дома на смежном земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:123; нарушение требований градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2, в границах которой не предусмотрен вид разрешенного использования "под личное подсобное хозяйство"; отсутствие правоустанавливающих документов на расположенные на земельном участке деревянное строение (летняя кухня) и газовый шкаф.
Посчитав такое решение Министерства не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, ИП Гурьянов Р.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 -11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно статье 4 Закона Нижегородской области от 13.12.2003 N 192-З и пункту 2 постановления Правительства Нижегородской области от 10.02.2006 N 31 при формировании и предоставлении земельных участков уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными ресурсами на территории Нижегородской области является Министерство.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 1).
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 2).
В силу статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6 статьи 39.17 ЗК РФ).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ИП Гурьянов Р.А. как собственник объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:15 площадью 910 кв.м, расположенном по адресу: г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу, обладает исключительным правом на приобретение в собственность этого земельного участка.
Оценив основания для отказа в предоставлении испрашиваемого Предпринимателем земельного участка в собственность, суд первой инстанции признал их несостоятельными.
Так, суд установил, что в соответствии с договором аренды от 27.04.2012 N 16701/06 земельный участок площадью 910 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060305:15, расположенный по адресу: г.Нижний Новгород, Нижегородский район, ул.Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 25 метров по направлению к югу, передан администрацией г.Нижнего Новгорода арендатору под личное подсобное хозяйство.
Указанный земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", входит в границы города Нижнего Новгорода и согласно установленному в границах муниципального образования городской округ город Нижний Новгород градостроительному зонированию и планированию расположен в территориальной зоне Ж-3 - зоне индивидуальной высокоплотной жилой застройки.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Следовательно, с учетом приведенных норм, а также исходя из категории земель (земли населенных пунктов) и разрешенного использования земельного участка (под личное подсобное хозяйство), суд пришел к правильному выводу о том, что на спорном земельном участке разрешено осуществлять строительного индивидуального жилого дома.
При наличии арендных правоотношений в связи с заключением соглашения от 23.07.2013 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.04.2012 N 16701/06 заявитель осуществил застройку спорного земельного участка, на котором в настоящее время, как установлено выше, расположены 4 индивидуальных 3-этажных жилых дома, находящиеся в собственности Предпринимателя.
Кроме того, расположение принадлежащих заявителю четырех индивидуальных жилых домов именно на испрашиваемом земельном участке подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 01.09.2015 N К-В(ГКУ)/15-656310.
На этом основании и ввиду отсутствия опровергающих указанные выводы доказательств суд правомерно отклонил доводы Министерства и Департамента о нарушении заявителем требований градостроительного регламента территориальной зоны Ж-2.
Довод Министерства о несоответствии адреса земельного участка и расположенных на нем жилых домов также признан судом необоснованным.
Так, адрес местонахождения спорного земельного участка: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Верхне-Печерская, д. 15А.
Адресами 3-х из четырех построенных домов являются: г.Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Верхне-Печерская, д.15Б; г.Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Верхне-Печерская, д.15В; г.Нижний Новгород, Нижегородский район, слобода Верхне-Печерская, д.15Г.
В отношении жилого дома 15А суд установил, что была допущена техническая ошибка, а именно: вместо "слобода Верхне-Печерская" в свидетельстве о праве собственности было указано "улица Верхне-Печерская", которая в настоящее время устранена.
В этой связи суд правильно указал на отсутствие несоответствия адреса земельного участка и расположенных на нем жилых домов.
Рассмотрев довод о нахождении части жилого дома с кадастровым номером 52:18:0060305:93, адрес: г.Н.Новгород, Нижегородский район, ул. Верхне-Печерская, д. 15Г, на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:123 площадью 70 кв.м, расположенном по адресу: г. Н.Новгород, Нижегородский район, ул. Богдановича, напротив дома N 4, корпус 1, на удалении 65 метров по направлению к югу, суд верно установил, что данное обстоятельство не нарушает права и законные интересы каких-либо лиц, поскольку указанный смежный земельный участок также принадлежит Предпринимателю на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 12.09.2015 серии 52 01 N 234732).
При этом позиция Министерства о необходимости применения к рассматриваемой ситуации подпункта 8 пункта 6 статьи 7.1. Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" (в редакции закона Нижегородской области от 01.12.2015 N 182-З) судом правомерно признана несостоятельной.
В данном случае суд правомерно признал и материалами дела подтверждается, что спорные правоотношения по выкупу земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060305:15 возникли до вступления в силу подпункта 8 пункта 6 статьи 7.1. Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", а именно с момента первоначального обращения Предпринимателя еще 24.06.2014 в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка. Данные правоотношения длятся более 2-х лет.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Следовательно, с учетом приведенной нормы подпункт 8 пункта 6 статьи 7.1. Закона Нижегородской области от 13.12.2005 N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" к спорным правоотношениям применению не подлежит.
Несостоятельной признана и ссылка Министерства на то, что на испрашиваемом земельном участке располагаются деревянное строение и газовый шкаф. Справками Балахнинского филиала ГП НО "НижТехИнвентаризация" от 09.03.2016 по состоянию на 03.03.2016 подтверждается, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0060305:15 деревянное строение (летняя кухня) и газораспределительный шкаф не имеют заглубленного фундамента и являются временными объектами.
Более того, доказательств принадлежности этих объектов на каком-либо праве третьим лицам в материалы дела не представлено.
Материалами дела подтверждается, что у Министерства имелись все документы, необходимые для предоставления Предпринимателю в собственность испрашиваемого земельного участка.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.05.2015 по делу N А43-32332/2014 и имеющих в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для настоящего дела, приходит к выводу о том, что права заявителя на земельный участок с кадастровым номером подлежали оформлению по действующим правилам ЗК РФ, соответственно, у Министерства не имелось оснований для ненаправления Предпринимателю проекта договора купли-продажи спорного земельного участка.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Доказательств невозможности предоставления заявителю спорного земельного участка в собственность по основаниям, предусмотренным в законе, Министерством не представлено.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Министерство возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Суд апелляционной инстанции считает, что со стороны Министерства имело место фактическое уклонение от совершения действий, предусмотренных ЗК РФ, выраженное в отказе Обществу в предоставлении земельного участка в собственность, неподготовке и ненаправлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Министерства противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Министерством не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ИП Гурьянова Р.А. и с учетом положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложил на уполномоченный орган обязанность в десятидневный срок с момента вступления решения в законную силу подготовить проект договора купли-продажи спорного земельного участка, направить его заявителю с предложением о его заключении.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Министерства по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.09.2016 по делу N А43-16201/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16201/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 мая 2017 г. N Ф01-1468/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Гурьянов Р.А., ИП ИП Гурьянов Р.А.
Ответчик: Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области
Третье лицо: Департамент градостроительного развития территории Ниж.обл.