г. Пермь |
|
26 января 2017 г. |
Дело N А60-44454/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.
при участии:
от заявителя ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ - не явились, извещены надлежащим образом
от заинтересованного лица ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ - не явились, извещены надлежащим образом
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 31 октября 2016 года
по делу N А60-44454/2016,
принятое судьей С.Е.Калашником
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6661102940, ОГРН 1026605228154)
к Департаменту по недропользованию по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671153800, ОГРН 1046604005139)
о взыскании штрафа в сумме 460 421 руб. 46 коп., штрафа в сумме 591 312 руб. 09 коп.,
установил:
Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Екатеринбурга Свердловской области Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с департамента штрафа в сумме 460 421 руб. 46 коп., штрафа в сумме 591 312 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2016 года заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Департамента по недропользованию по Уральскому федеральному округу (ИНН 6671153800, ОГРН 1046604005139) в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации штраф за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за I квартал 2015 года в сумме 173 104 руб. 03 коп., за полугодие 2015 года в сумме 153 473 руб. 82 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заинтересованное лицо, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части дальнейшего уменьшения размера штрафа.
В обоснование доводов жалобы ссылается на открытый перечень обстоятельств смягчающих ответственность за совершение правонарушений в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, формальный характер совершенного правонарушения, отсутствие негативных правовых последствий, общеправовой принцип соразмерности наказания.
Заявитель по делу с доводами не согласен, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Феде рации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов заявителем установлено, что департаментом нарушены сроки представления отчета РСВ-1 за полугодие, 1 квартал 2015 года.
Установленные сроки для сдачи отчета РСВ-1 за полугодие 2015 года в форме электронного документа с 01.07.2015 и не позднее 20.08.2015, дата представления отчета страхователем в форме электронного документа 09.11.2015.
Установленные сроки для сдачи отчета РСВ-1 за 1 квартал 2015 года в форме электронного документа с 01.04.2015 и не позднее 20.05.2015. Дата представления отчета страхователем в форме электронного документа 09.11.2015.
Управлением Пенсионного фонда составлены акты камеральной проверки от 26.11.2015 N 075С03150011874, от 15.12.2015 N 075С03150013933, вынесены решения от 15.01.2016 N 075С04160001093 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершенное нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде взыскания финансовых санкций в размере 460 421 руб. 46 коп., от 10.02.2016 N 075С04160003181 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершенное нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в виде взыскания финансовых санкций в размере 591 312 руб. 09 коп.
Департаменту предложено добровольно уплатить сумму финансовых санкций в срок до 17.03.2016 (требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 26.02.2016 N 075S01160053299 на сумму 460 421 руб. 46 коп.), до 15.04.2016 (требование об оплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 28.03.2016 N 075S01160124387 на сумму 591 312 руб. 09 коп.).
Неисполнение требования в установленный срок, послужило основанием для обращения Управления Пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части, пришел к выводу об обоснованности привлечения Департамента к ответственности и наличии оснований для снижения штрафных санкций в 3 раза.
Указанные выводы суда являются законными и обоснованными.
В силу ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлен срок представления расчета по страховым взносам, в соответствии с которым плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля
за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не
позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1, 2 статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным
страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет в силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате
за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный ли неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
По правилам п. 1, 3 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2, 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ч. 3 настоящей статьи, согласно которой требование об уплате
недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
В п. 5, 5.3, 5.4, 5.5 ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О
страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" указано, что решение о взыскании
принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Решение о взыскании, принятое после истечения сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи, считается недействительным и исполнению
не подлежит.
В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 настоящей статьи для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля
за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых
взносов.
Судом первой инстанции правильно установлено, что расчеты формы РСВ-1 ПФР за проверяемые периоды были представлены департаментом с нарушением установленного срока. Установленные сроки для сдачи отчета РСВ-1 за полугодие 2015 года в форме электронного документа: с 01.07.2015 и не позднее 20.08.2015, дата представления отчета страхователем в форме электронного документа 09.11.2015. Установленные сроки для сдачи отчета РСВ-1 за 1 квартал 2015 года в форме электронного документа: с 01.04.2015 и не позднее 20.05.2015. Дата представления отчета страхователем в форме электронного документа 09.11.2015.
Заявителем апелляционной жалобы выводы суда в части существа правонарушения не оспариваются.
В обоснование доводов жалобы Департамент ссылается на наличие оснований для дальнейшего снижения штрафных санкций, поскольку перечень обстоятельств смягчающих ответственность за совершение правонарушений в сфере уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является открытым. Суд не учел, формальный характер совершенного правонарушения, отсутствие негативных правовых последствий, общеправовой принцип соразмерности наказания.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации,
содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.
Принцип соразмерности, выражающий требование справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и
иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом
характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Право оценки доказательств и установления фактических обстоятельств
дела в силу ст. 71 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации принадлежит суду, рассматривающему дело.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П указано, что "закрепляя нормы, направленные на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, федеральный законодатель вправе предусмотреть и санкции, в том числе, штрафного характера за их нарушение. Однако такого рода санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать
принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного
истолкования и применения".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35
(части 1-3) и 55 (части 2 и 3), подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования", как исключивший возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", индивидуализировать наказание за
нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона
N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству
и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок
снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер
штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного
размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения
об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция
была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен
возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд первой инстанции, исследовав надлежащим образом, представленные по делу доказательства, обстоятельства совершенного заявителем правонарушения и степень его вины, обоснованно признал обстоятельствами, смягчающими ответственность, значимый характер деятельности департамента, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие для бюджета негативных последствий, и правомерно признал необходимым и справедливым снизить размер штрафа,
установленный решением от 15.01.2016 N 075С04160001093 в размере 460 421 руб. 46 коп. в три раза, решением от 10.02.2016 N 075С04160003181 в размере 591 312 руб. 09 коп. также в три раза.
При снижении суммы штрафных санкций судом первой инстанции также принят во внимание формальный характер состава правонарушения, приведенные выше обстоятельства, а также принцип соразмерности наказания допущенному нарушению, предполагающий дифференциацию ответственности и в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств,
обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999
N 11-П.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при определении размера штрафа, подлежащего взысканию, учел все поименованные Департаментом в апелляционной жалобе обстоятельства, и правомерно снизил штраф в три раза, что соразмерно совершенному правонарушению и имеющимся смягчающим вину обстоятельствам.
Суд апелляционной инстанции считает, что дальнейшее снижение штрафных санкций нарушит принципы соразмерности и справедливости, а также баланс частных и публичных интересов.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2016 года по делу N А60-44454/2016 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 31 октября 2016 года по делу N А60-44454/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-44454/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛЕНИНСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ