г. Тула |
|
27 января 2017 г. |
Дело N А23-7985/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.01.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Рыжовой Е.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ВИТА" (г. Москва, ОГРН 1097746331660, ИНН 7702709087) - Климова К.Э. (решение от 03.02.2016), от ответчика - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1054004004724, ИНН 4028033331) - Керимовой О.Ю. (доверенность от 01.03.2016 N 10), в отсутствие представителей главного государственного санитарного врача по Калужской области (г. Калуга), третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" (Московская область, Одинцовский район, д. Малые Вяземы, ОГРН 1035006452370, ИНН 5032067751), администрации МО ГП "Город Малоярославец" (Калужская область, г. Малоярославец), общества с ограниченной ответственностью "ЦОТ "АСЭКО" (Калужская область, г. Обнинск), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе" (Калужская область, г. Боровск), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИТА" на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2016 по делу N А23-7985/2015 (судья Кретова И.А.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ВИТА" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области (далее по тексту - ответчик, управление, Управление Роспотребнадзора по Калужской области) о признании незаконным и отмене решения главного государственного санитарного врача по Калужской области от 16.03.2015 N 7 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", главный государственный санитарный врач по Калужской области, администрация МО ГП "Город Малоярославец", ООО "ЦОТ "АСЭКО", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе".
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение санитарного врача принято в рамках административного регламента.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ООО "ВИТА" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что установленная санитарно-защитная зона исключает дальнейшее жилищное строительство и последующую эксплуатацию собственником принадлежащего ему земельного участка по прямому назначению.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Калужской области и ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", опровергая доводы жалобы, просят отказать в ее удовлетворении.
Администрация МО ГП "Город Малоярославец", ООО "ЦОТ "АСЭКО", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе" отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого решения суда первой инстанции, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ВИТА" на праве собственности (договор купли-продажи объекта незавершенного строительства и земельного участка от 06.07.2009 N 03-09 с ООО "Фирма "ЮМА") принадлежит земельный участок с кадастровым номером 40:13:030706:10 по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 6, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - многоэтажное жилищное строительство, общая площадь 5 303 кв. м.
Данный земельный участок непосредственно граничит с территорией промышленного предприятия по адресу: г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 8а, где на основании договора аренды располагается арендатор - филиал ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" (основной вид деятельности общества - производство пищевой полимерной упаковки из полистерола), использует нежилые помещения и промышленную площадку.
ООО "ВИТА" направило в Управление Роспотребнадзора по Калужской области запросы от 18.06.2015 и от 18.08.2015 о предоставлении информации об установлении санитарно-защитных зон предприятий, расположенных рядом с земельным участком, принадлежащим заявителю (кадастровый номер 40:13:030706:10), по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, о классе опасности предприятий, расположенных рядом, поскольку общество получило разрешение на строительство многоквартирного жилого дома.
Согласно ответам Управления Роспотребнадзора по Калужской области от 13.07.2015 N 03/393515 и от 24.08.2015 N 05/542815 в соответствии с решением главного государственного санитарного врача по Калужской области от 16.03.2015 N 7 для предприятия 4 класса опасности - ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", расположенного по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 8а установлена санитарно-защитная зона.
Управлением представлен ситуационный план с указанием границ санитарно-защитной зоны и координаты по контрольным точкам: Т1 - на границе предприятия с западной стороны с координатами 1280; 4142; Т2 - с юго-западной стороны в 35 м от границы предприятия с координатами 1364; 3707; Т3 - на границе селитебной зоны с юго-западной стороны в 65 м от границы предприятия и в 40 м от Т2 с координатами 1466; 3317; Т4 - с южной стороны на расстоянии 100 м от границы предприятия с координатами 1560; 2905; Т5 - с южной стороны на расстоянии 100 м от границы предприятия с координатами 2199; 2574; Т6 - с восточной стороны на расстоянии 50 м от границы предприятия с координатами 2820; 3915; Т7 - на границе предприятия с северо-восточной стороны с координатами 2563; 4783; Т8 - на границе предприятия с северной стороны с координатами 1555; 5148.
Полагая, что санитарно-защитная зона частично проходит по земельному участку, принадлежащему ООО "ВИТА", общество обратилось в Арбитражный суд Калужской области с требованием о признании незаконным и отмене решения главного государственного санитарного врача по Калужской области от 16.03.2015 N 7 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", заявив ходатайство о восстановлении срока на подачу заявления.
Рассмотрев данное ходатайство и оценив с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанную обществом причину пропуска установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное ходатайство и восстановил пропущенный срок на оспаривание указанного решения управления в арбитражном суде.
Оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды (то есть деятельности, связанной с любым воздействием, независимо от того, является это воздействие негативным или нет) регулирует Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ).
Требования в области охраны окружающей среды при установлении защитных и охранных зон определены в статье 52 Закона N 7-ФЗ.
В силу части 2 статьи 52 Закона N 7-ФЗ в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений-территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Закона N 52-ФЗ) должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей определены в статьях 50 - 51 Закона N 52-ФЗ.
Постановлением от 25.09.2007 N 74 главный государственный санитарный врач Российской Федерации утвердил новую редакцию Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее по тексту - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций (автомобильных, железнодорожных, авиационных, трубопроводных и т.п.) (пункт 1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитными зонами являются специальные территории с особым режимом использования, размер которых обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
Указанные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и по своему функциональному назначению являются защитными барьерами, обеспечивающими уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (пункт 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу пункта 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Согласно пункту 2.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ (пункт 2.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
В силу пункта 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и (или) группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и (или) от источника выбросов загрязняющих веществ (пункт 3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
В соответствии с пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при: объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений; подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже.
Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны (пункт 6.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Разделом VII СанПин установлена санитарная классификация промышленных объектов и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них.
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м.
Судом установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером 40:13:030706:10 и объект незавершенного строительства приобретен ООО "ВИТА" на основании договора купли-продажи от 06.07.2009 N 3-09 у ООО "Фирма "ЮМА" и передан обществу по акту приема-передачи от 07.07.2009.
Из представленной обществом копии технического паспорта объекта незавершенного строительства следует, что по состоянию на 14.12.2007 в плане изображен только фундамент.
В кадастровом паспорте на земельный участок кадастровый номер 40:13:030706:10 по состоянию на 26.06.2009 (до заключения договора купли-продажи с ООО "ВИТА") указан правообладатель - собственник ООО "Фирма "ЮМА", разрешенное использование - для эксплуатации зданий.
На основании заявления ООО "ВИТА" постановлением администрации ГП "Город Малоярославец" от 03.10.2013 N 671 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 40:13:030706:10, расположенный по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, в котором указан вид разрешенного использования земельного участка - зона жилой застройки многоэтажными жилыми домами до 9 этажей включительно.
ООО "ВИТА" 16.02.2015 получено положительное заключение негосударственной экспертизы объекта капитального строительства трехсекционного 9-ти этажного жилого дома с цокольным этажом, расположенного по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 6.
Администрацией МО ГП "Город Малоярославец" 25.03.2015 ООО "ВИТА" выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства: трехсекционный 9-ти этажный жилой дом с цокольным этажом, расположенный по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 6, на земельном участке с кадастровым номером 40:13:030706:10.
На градостроительном плане N RU 40521101 77-13 земельного участка с кадастровым номером 40:13:030706:10, расположенного по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, утвержденном постановлением администрации МО ГП "Город Малоярославец" от 03.10.2013 N 671, нанесены лишь границы земельного участка общества, границы соседних участков на плане отсутствуют.
На градостроительном плане N RU 40521101 29-16 земельного участка с кадастровым номером 40:13:000000:1400, расположенного по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 8а, утвержденном постановлением администрации МО ГП "Город Малоярославец" от 22.07.2016 N 681, также отсутствуют границы соседних участков.
Как пояснено представителем администрации в судебном заседании в суде первой инстанции, выкопировка из генерального плана носит информативный характер, границы участков на выкопировке не нанесены, определить земельные участки относительно друг друга невозможно, поскольку изображение на плане не координировано.
В представленной ООО "ВИТА" в судебное заседание в суд первой инстанции кадастровой выписке на земельный участок с кадастровым номером 40:13:030706:10 по состоянию на 10.05.2016 с изображением на нем санитарно-защитной зоны, установленной для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", указано разрешенное использование земельного участка - для многоэтажного жилищного строительства, указано о наличии обременения части земельного участка в виде санитарно-защитной зоны на указанном участке, об ограничении прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
На плане земельного участка кадастровой выписки нанесены границы санитарно-защитной зоны, из которого судом установлено, что санитарно-защитная зона налагается на часть земельного участка общества.
Как верно отмечено судом первой инстанции, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 10.05.2016 подтверждает, что земельный участок с кадастровым номером 40:13:030706:10 принадлежит ООО "ВИТА".
Признавая несостоятельной ссылку ООО "ВИТА" на рабочий проект 75-квартирного жилого дома с пояснительной запиской 1990 года, решение исполнительного комитета об отводе земельного участка Малоярославецкому приборному заводу под строительство 75-квартирного жилого дома, архитектурно-планировочное задание, суд первой инстанции обоснованно указал, что данные документы сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения об установлении санитарно-защитной зоны для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА".
Судом установлено и следует из материалов дела, в том числе из письма от 26.04.2016 N 14р/1-199, подписанного генеральным директором АО "Малоярославецкий приборный завод" Мелешкиным С.Ю., адресованного директору филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", проект строительства жилого дома не реализован Малоярославецким приборным заводом, срок разрешения на строительство истек.
ООО "ВИТА", как справедливо заключено судом первой инстанции, приобретая в 2009 году земельный участок и объект незавершенного строительства в виде останков фундамента, принимало на себя коммерческий риск, не учитывая уже расположенное вокруг и непосредственно граничащее с приобретаемым земельным участком действующее промышленное предприятие.
Доводы ООО "ВИТА" о проверке законности возведения промышленного предприятия филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" в г. Малоярославец в 2003 году, об истребовании строительного проекта в целях оценки законности акта его ввода в эксплуатацию, обоснованно не приняты судом первой инстанции во внимание, поскольку это выходит за пределы заявленных требований и не входит в предмет доказывания по заявлению об оспаривании решения главного государственного санитарного врача Калужской области.
Отклоняя довод заявителя о том, что класс опасности ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" ниже четвертого, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
На основании договоров аренды недвижимого имущества от 05.07.2002 и от 01.06.2015 ООО "Химпол" (арендодатель) предоставило в аренду ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" объекты недвижимости по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева д. 8а, а именно здание производственного корпуса N 25, здание корпуса N 26 с правом пользования прилегающей территории.
В договоре от 01.06.2015 конкретизированы кадастровые номера земельных участков 10:13:030708:3 и 40:13:030706:1003, в границах которых разрешено право пользования прилегающей территорией и на которых расположены передаваемые в аренду объекты недвижимости.
Согласно заключению заместителя председателя комитета природных ресурсов администрации города Малоярославец от 12.04.2002 N 34 комитет природных ресурсов, рассмотрев проект оценки воздействия на окружающую среду проектируемого производства по выпуску твердой упаковки для пищевых продуктов из ориентированного полистирола, банок из литьевого полистирола, полистирольной ленты на базе существующего цеха по производству газовых счетчиков, установил, что выполненные расчеты показывают, что воздействие на окружающую среду предполагаемого производства при соблюдении при проектировании действующих экологических нормативов является допустимым и посчитал возможным начало проектирования технического перевооружения цеха по производству газовых счетчиков под производство изделий из пищевого полистирола.
ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" в материалы дела представлено техническое заключение о возможности использования цеха по производству газовых счетчиков по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева под размещение производства изделий из пищевого полистирола, разработанное в 2002 году по заказу ООО "Химпол".
В выписке из генерального плана МО ГП "Город Малоярославец", утвержденной решением городской Думы МО ГП "Город Малоярославец" от 20.03.2014 N 403, установлены размеры санитарно-защитных зон вокруг наиболее крупных предприятий города Малолярославец, в том числе Малоярославецкий филиал ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" 4 класс опасности - 100 метров.
ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" во избежание предотвращения угрозы возникновения массовых заболеваний населения, учитывая, что в непосредственной близости от производства ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" расположены жилой дом и детский сад, по собственной инициативе выполнило комплекс мероприятий по изменению в сторону уменьшения нормативного размера санитарно-защитной зоны предприятия.
Санитарно-защитная зона была уменьшена в соответствии с вышеперечисленными правилами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
На основании обращения ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" аналитическая лаборатория ООО "ЦОТ "АСЭКО" (аккредитована в системе аккредитации аналитических лабораторий (центров) - аттестат аккредитации РОСС RU.515299, действительно до 20.04.2016) разработало проект расчетной санитарно-защитной зоны для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", расчеты уровней химического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух от предприятия проводились по лицензионной версии программы УПРЗА Эколог версия 3.1. фирмы "Интеграл" г. Санкт-Петербург и Эколог-Шум, версия 2.2.0.3362 фирма "Интеграл".
Согласно тексту проекта расчетной санитарно-защитной зоны задачей проекта расчетной санитарно-защитной зоны является объективное доказательство достижения уровня химического, биологического загрязнения воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух до уровней ПДК и ПДУ на границе ССЗ и за ее пределами, проект разработан на основании СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", ОНД-86 Росгидромет. Методика расчета концентрации в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, СанПиН 11-12-77 Защита от шума, СанПиН 23-03-03 Защита от шума, ГОСТ 12.1.003-83 Шум. Общие требования безопасности (с учетом изменения N 1), СН 2.2.2/2.1.88.562-96 Санитарные нормы "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; ГОСТ 31295.2-2005 "Шум. Затухание звука при распространении на местности".
В проекте расчетной санитарно-защитной зоны указано, что процесс производства пищевой полимерной упаковки из полистирола предусматривает термоформование изделия для упаковывания продуктов из ленты ударопрочного или двухосновноориенированного полистирола, дробление отходов производства, гранулирование, экструзию.
Таким образом, как справедливо заключено судом первой инстанции, промышленное производство филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" однозначно относится к 4 классу опасности с санитарно-защитной зоной 100 м (производства по переработке пластмасс (литье, экструзия, прессование, ваккум-формование), что подтверждается описанием производственного процесса указанного в проекте расчетной санитарно-защитной зоны и классификацией предприятий согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" подраздел 7.1.1. (производство по переработке пластмасс (литье, экструзия, прессование, ваккум-формование).
Кроме того, экспертным заключением от 18.03.2014 N 19, утвержденным главным врачом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе" Багровым В.П., подтверждено соответствие проекта расчетной санитарно-защитной зоны филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" нормам и правилам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
Управлением Роспотребнадзора Калужской области 16.04.2014 выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N 40.01.05.000.Е.000269.0414, удостоверяющее, что проект расчетной санитарно-защитной зоны, разработчиком которого является ООО ЦОТ АСЭКО для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 8а, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция", с указанием в приложении перечня точек с координатами для установления санитарно-защитной зоны.
Как обоснованно посчитал суд первой инстанции, Управлением Роспотребнадзора по Калужской области соблюден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775.
ООО ЦОТ АСЭКО на основании графика произведены натурные измерения в расчетных точках санитарно-защитной зоны и за ее пределами на течение 30 дней в 2014 году, на основании натурных измерений составлены протоколы замеров уровня шума и протоколы химических анализов, о чем составлен технический отчет.
Экспертом, врачом филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе" Николаевым А.В. на основании анализа указанных исследований в 19 контрольных точках не установлено превышения гигиенических нормативов атмосферного воздуха населенных мест и превышения допустимых уровней шума, о чем подготовлено экспертное заключение от 24.12.2014 N 62, утвержденное главным врачом филиала Багровым В.П., подтверждающее достаточность расчетной санитарно-защитной зоны филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА".
Таким образом, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, экспертные заключения от 18.03.2014 N 19 и от 24.12.2014 N 62 выполнены в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция".
С целью получения решения об окончательном установлении санитарно-защитной зоны на основании проекта расчетной санитарно-защитной зоны и подтверждения санитарно-защитной зоны экспертным заключением от 24.12.2014 N 62 ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" 21.01.2015 обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области.
В соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании полученных результатов 16.03.2015 главным государственным санитарным врачом по Калужской области было принято решение N 7 об установлении размера санитарно-защитной зоны для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" по адресу: Калужская область, г. Малоярославец, ул. Радищева, д. 8а в следующих размерах: с севера, запада и северо-запада - по границе территории промплощадки предприятия, с юга - 100 м от границы территории промплощадки, с юго-запада - 65 м от границы территории промплощадки, с северо-востока - 40 м от границы территории промплощадки, с востока - 50 м от границы территории промплощадки.
Довод заявителя о том, что установленная санитарно-защитная зона исключает дальнейшее жилищное строительство и последующую эксплуатацию собственником принадлежащего ему земельного участка по прямому назначению, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, сам по себе не является достаточным основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.
Санитарно-защитная зона должна отражаться в документах территориального планирования вне зависимости от наличия либо отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, разработанного эксплуатирующей организацией (пункты 3.9 СанПиН, часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемым решением установлен размер санитарно-защитной зоны не превышающий 100 м (именно данный размер - 100 м установлен нормативом (СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03) для предприятий 4 класса опасности и ранее до принятия оспариваемого решения внесен в генеральный план МО ГП "Город Малоярославец", утвержденный решением городской Думы МО ГП "Город Малоярославец" от 20.03.2014 N 403, и не увеличивался оспариваемым решением.
Признавая несостоятельной ссылку ООО "ВИТА" в обоснование своей позиции на рецензию специалиста ООО "Межрегиональное бюро судебных экспертиз им. Сикорского" Д.В. Демина на экспертное заключение от 18.03.2014 N 19, экспертное заключение от 24.12.2014 N 62, решение Главного государственного санитарного врача по Калужской области от 16.03.2015 N 7 и технический отчет, суд первой инстанции обоснованно указал, что специалист, составивший рецензию, Демин Д.В. по своей квалификации является специалистом в области "Почвоведение", удостоверений о получении специалистом знаний и повышении квалификации в области разработки и организации проектов санитарно-защитных зон в рецензии не представлено.
Отнесение филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" к 5 классу опасности в рецензии, как верно указал суд первой инстанции, необоснованно, поскольку специалистом не учтены производственные процессы, которые имеют место на указанном предприятии и подробно изложены в проекте расчетной санитарно-защитной зоны.
На данном предприятии производственный процесс включает в себя литье, экструзию, прессование, вакуум формование, что пунктом 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 производства по переработке пластмасс (литье, экструзия, прессование, вакуум-формование) отнесено к IV классу опасности с санитарно-защитной зоной равной 100 метрам.
В то же время согласно пунктам 4.3, 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть уменьшены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Ссылки в рецензии о необходимости уменьшения санитарно-защитных зон равноудаленно до минимально обоснованной границы, как справедливо заключил суд первой инстанции, не имеют правового обоснования, поскольку согласно пункту 2.3 СапПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и ПДУ физического воздействия на атмосферный воздух.
Следовательно, граница санитарно-защитных зон устанавливается непроизвольно.
Кроме того, специалист неверно указал расположение объектов по сторонам света.
Таким образом, данная рецензия, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, не является допустимым доказательством по делу.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что отмена оспариваемого решения само по себе не приведет к восстановлению каких-либо прав ООО "ВИТА", поскольку производство филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА" относится к 4 классу опасности.
При этом нормативно установленный размер санитарно-защитной зоны 100 м, в любом случае, должен отражаться в документах территориального планирования вне зависимости от наличия либо отсутствия проекта санитарно-защитной зоны, разработанного эксплуатирующей организацией (пункт 3.9 СанПиН, часть 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решение главного государственного санитарного врача по Калужской области от 16.03.2015 N 7 об установлении размера санитарно-защитной зоны для филиала ООО "Одинцовская фабрика "КОМУС-УПАКОВКА", как справедливо заключил суд первой инстанции, вынесено на основании пункта 56 Административного регламента, после проведения экспертизы представленных обществом результатов, оформленных в установленном порядке: проекта расчетной санитарно-защитной зоны и подтверждения санитарно-защитной зоны экспертным заключением от 24.12.2014 N 62, на основании проведенных натурных наблюдений.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.10.2016 по делу N А23-7985/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИТА" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-7985/2015
Истец: ООО "ВИТА", ООО Вита
Ответчик: Управление Роспотребнадзора по Калужской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калужской области
Третье лицо: Администрация МО ГП "Город Малоярославец", Главный государственный санитарный врач по Калужской области, ООО "Одинцовская фабрика "Комус-упаковка", ООО "ЦОТ "АСЭКО", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужская область в Боровском ррайоне", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Калужской области в Боровском районе"
Хронология рассмотрения дела:
18.07.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1572/17
11.05.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1572/17
03.04.2017 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1572/17
27.01.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-7860/16
20.10.2016 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-7985/15