г. Владимир |
|
17 января 2017 г. |
Дело N А43-11480/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2017.
Полный текст постановления изготовлен 17.01.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Фединской Е.Н., Долговой Ж.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский Водоканал" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016 по делу N А43-11480/2016,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3" (ОГРН 1045206599932 ИНН 524301001) к обществу с ограниченной ответственностью "Арзамасский Водоканал" (ОГРН 1105243000268 ИНН 5243027892) об урегулировании разногласий при заключении единого договора холодного водоснабжения и водоотведения,
при участии в заседании суда:
от истца - Чахлов В.Н. по доверенности от 01.09.2016 (сроком на 1 год), Рубцова О.В. по доверенности от 01.09.2016 (сроком на 1 год),
от ответчика - Кротова Н.М. по доверенности от 19.09.2016 (сроком на 1 год),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис-3" (далее - ООО "Жилсервис-3") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Арзамасский Водоканал" (далее - ООО "Арзамасский Водоканал") об урегулировании разногласий, возникших при заключении единого договора водоснабжения и водоотведения N 171 от 01.10.2015 по пункту 2 раздела I, пункту 5 раздела II, абз. 1 п. 7, п. 9 раздела III, подп. "л" п.15, подп. "е" п. 18 раздела IV, подп. "б" п. 23 разделаV, п. 30 раздела VII, п. 40 раздела IX, п. 47 раздела XI, раздел "Реквизиты сторон", Приложения N 2 и N 4 указанного договора в своей редакции, исключить из п. 68 раздела XIV указание на Приложение N 1, само Приложение N 1 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 27.09.2016 Арбитражный суд Нижегородской области урегулировал разногласия следующим образом:
1) во включении предложенного истцом дополнения в раздел "Основные понятия и термины по данному договору" отказал;
2) пункт 2 изложил в редакции, предложенной истцом: "Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации определяется в соответствии с п. 8 раздела I постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006";
3) пункт 5 изложил в редакции ресурсоснабжающей организации: "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного объема подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) приведены в Приложении N 4 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения";
4) абзац 1 пункта 7 дополнил словами: "и на основании платежных документов за расчетный период, предъявленных ресурсоснабжающей организацией абоненту к оплате до 05 числа месяца, следующего за расчетным (счет-фактура и акт выполненных работ)";
5) пункт 9 исключил;
6) подпункт "л" пункта 15 дополнил абзацем: "Возмещать абоненту реальный ущерб, возникший от аварий и повреждений централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения по вине ресурсоснабжающей организации. ";
7) подпункт "е" пункта 18 изложил в редакции ресурсоснабжающей организации: "требовать проведение перерасчета стоимости коммунальных ресурсов при нарушении согласованных договором параметров качества подачи (приема) коммунальных ресурсов, перерасчета стоимости коммунальных ресурсов по объектам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, при представлении в ресурсоснабжающую организацию информации и документации, подтверждающих необходимость проведения такого перерасчета в случаях, в порядке предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, гражданским законодательством и условиями настоящего договора.";
8) подпункт "б" пункта 23 изложил в редакции ресурсоснабжающей организации: "объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг.";
9) пункт 30 изложил в редакции ресурсоснабжающей организации: "Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать бесперебойное круглосуточное снабжение объектов. Перерыв в подаче холодной воды допускается в случаях, установленных настоящим договором, Правилами предоставления коммунальных услуг и действующим законодательством. Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать уровень давления холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, позволяющий абоненту соблюдать требование Правил предоставления коммунальных услуг о давлении в системе водоснабжения в точках водоразбора потребителями коммунальных услуг.";
10) в исключении пункта 40 отказал;
11) пункт 47 принял в редакции истца: "В случае нарушения ресурсоснабжающей организацией требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать перерасчета платы за данную коммунальную услугу в соответствии с постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению. Ответственность ресурсоснабжающей организации за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации, установленной в соответствии с постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.";
12) в разделе договора, предусматривающем реквизиты сторон, слово "гарантирующая" заменил на"ресурсоснабжающая";
13) Приложение N 1 и указание на него в пункте 68 исключил из договора;
14) Приложение N 2 изложил в редакции истца;
15) Приложение N 4 изложил в редакции истца.
ООО "Арзамасский Водоканал", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы, ссылаясь на пункты 12.13 Правил N 644, указал, что если по истечении 30 дней со дня поступления абоненту от организации водопроводно-канализационного хозяйства проектов договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров, такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Считает, что поскольку истцом представлены разногласия к проекту договора по истечении более 1,5 месяцев с даты поступления к нему договора и только в части условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства, то договор N 171 от 01.10.2015 является заключенным без каких-либо разногласий.
Также указал на то, что спорные сети являются общим имуществом многоквартирных жилых домов, а канализационные выпуски до первого смотрового колодца в соответствии с п. 3.4 СП 30.13330.2012. "Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий. Актуализированная редакция СНиП 2.04.01.-85*" относятся к внутренней системе канализации и обслуживаются организацией, занимающейся эксплуатацией внутренних систем зданий.
Заявитель жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец в заседании суда просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в обжалуемой части в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком, являющимся гарантирующим организацией, имеются фактические отношения по водоснабжению и водоотведению в целях оказания управляющей организацией (истцом) коммунальных услуг собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении.
26.10.2015 в адрес управляющей организации поступила подписанная ресурсоснабжающей организацией оферта - проект единого договора холодного водоснабжения и водоотведения N 171 от 01.10.2015.
16.12.2015 ответчик получил подписанный истцом проект договора с протоколом разногласий от 25.11.2015 (т.1 л.д.127-131). При этом истцом подписаны Приложения N 3,5,6 к договору и не подписаны Приложения N 1,2 и 4 к договору.
Письмами от 28.12.2015 и 20.02.2016 ресурсоснабжающей организацией отклонен протокол разногласий истца, указано на возможность урегулирования спора по условиям заключаемого договора в судебном порядке.
Имеющиеся разногласия сторон по условиям заключаемого единого договора холодного водоснабжения и водоотведения явились основанием для обращения в суд с иском.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1, 4, 5 статьи 426 ГК РФ договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (в том числе по энергоснабжению) признается публичным договором.
Согласно пункту 1 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (п. 1 ст. 446 ГК РФ).
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе связанные с порядком заключения договоров, регулируются положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644.
Согласно статье 15 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645).
С марта 2012 года вступили в силу Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), которые регламентируют порядок заключения управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил N 124).
Таким образом, неполучение в 30-дневный срок ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения не является основанием считать договор заключенным на условиях, предложенных ресурсоснабжающей организацией, а лишь предоставляет последней право на обращение в суд с иском о понуждении исполнителя к заключению договора.
Кроме того, переписка сторон, в частности, письма от 28.12.2015 и 20.02.2016 ресурсоснабжающей организации свидетельствуют о том, что сам ответчик считал договор незаключенным.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отклонил доводы ответчика об отсутствии оснований для рассмотрения судом заявленных разногласий по заключаемому договору и рассмотрел иск исполнителя об урегулировании разногласий по существу заявленных требований.
В данном случае Правила N 124 в части порядка заключения договора имеют приоритет над Правилами N 644, поскольку разработаны для специальных субъектов, обеспечивающих ресурсоснабжение в жилищной сфере.
Указанный приоритет также обозначен в п. 1 Правил N 644.
Условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения (пункт 16 Правил N 124).
Пунктом 17 Правил N 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых отнесены:
а) предмет договора (вид коммунального ресурса);
б) дата начала поставки коммунального ресурса;
в) показатели качества поставляемого коммунального ресурса;
г) порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса;
д) порядок определения цены договора исходя из установленных на соответствующий период регулирования тарифов (применяемых в соответствующем расчетном периоде цен) на соответствующий коммунальный ресурс, используемый для предоставления коммунальной услуги собственникам (пользователям) жилых и нежилых помещений, в том числе в зависимости от режима его потребления, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса;
е) порядок оплаты коммунального ресурса. При этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу;
ж) иные условия, являющиеся существенными в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия (п. 18 Правил N 124):
а) условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем). Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения. Исполнитель несет ответственность, в том числе, за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса;
б) порядок взаимодействия сторон при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги;
в) условие о разграничении обязательств сторон по обеспечению обслуживания внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем);
г) определенное с учетом требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности условие о разграничении обязательств сторон по оборудованию многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и (или) принятых по соглашению с собственниками жилых и нежилых помещений многоквартирного дома обязательств по оборудованию индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (жилого дома - индивидуальным прибором учета), включая обеспечение доступа к общедомовому имуществу для целей установки таких приборов учета, а также обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию до 1-го числа месяца, следующего за расчетным;
д(1)) обязательства сторон по подписанию актов, фиксирующих показания коллективных (общедомовых) приборов учета на момент прекращения обязательств управляющей организации, в том числе в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации или в связи с прекращением или аннулированием лицензии управляющей организации на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) (пп. "д(1)" введен постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 N 1434);
е) обязанность исполнителя уведомлять ресурсоснабжающую организацию о сроках проведения исполнителем проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях комнатных приборов учета электрической энергии, индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей ресурсоснабжающей организации участвовать в таких проверках;
е(1)) обязательства ресурсоснабжающей организации по передаче исполнителю показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и (или) иной информации, используемой для определения объемов потребления коммунального ресурса, сроки и порядок передачи указанной информации, а также обязанность ресурсоснабжающей организации уведомлять исполнителя о сроках проведения ресурсоснабжающей организацией проверки достоверности представленных потребителем сведений о показаниях указанных приборов учета и (или) проверки их состояния и право представителей исполнителя участвовать в таких проверках в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил (пп. "е(1)" введен постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603);
ж) обязанность исполнителя предоставить ресурсоснабжающей организации возможность подключения коллективного (общедомового) прибора учета к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета, а также оказать содействие в согласовании возможности подключения к таким системам индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета в случае, если установленные приборы учета позволяют осуществить их подключение к указанным системам. При этом расходы на подключение к автоматизированным информационно-измерительным системам учета ресурсов и передачи показаний приборов учета не должны возлагаться на потребителей и ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя компенсации расходов на осуществление таких действий, за исключением случая, когда собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании приняли решение о включении указанных расходов в плату за содержание и ремонт жилого помещения;
з) порядок взаимодействия сторон при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, а также порядок расчета размера платы за поставленный коммунальный ресурс в указанном случае (определяется с учетом требований к расчету размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, при выявлении неисправности коллективного (общедомового) прибора учета, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг);
з(1)) обязательства сторон по передаче информации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), по форме и в сроки, которые установлены такими актами, - в случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении такой социальной нормы.
При этом в силу подпункта "и" пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Суд, рассмотрев спорные условия заключаемого сторонами договора, пришел к следующим выводам.
Истец предлагает раздел "Основные понятия и термины по данному договору" дополнить законодательным актом, руководство которым, по его мнению, обязательно при исполнении сторонами данного договора - постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006.
Ответчик настаивает на редакции, изложенной в договоре, полагая, что данное условие напрямую не относится к правоотношениям сторон.
Суд первой инстанции, учитывая, что постановление Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 является общеобязательным, а стороны предусмотрели в последнем абзаце преамбулы договора, что при исполнении договора обязуются руководствоваться и другими нормативными актами, - в случае разногласий стороны при исполнении договора обязаны руководствоваться действующими нормативными правовыми актами, правомерно отказал во включении в договор предложенного истцом дополнения.
В связи с чем принял раздел "Основные понятия и термины по данному договору" в редакции ресурсоснабжающей организации.
По условиям пункта 2 договора в редакции предлагаемой ответчиком: "Граница раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности, приведенном в приложении N 1". Указанное Приложение N 1 "Акт о разграничении балансовой принадлежности" выполнено по каждому объекту ресурсоснабжения - многоквартирному дому, находящемуся в управлении истца.
Истец настаивает на изложении указанного пункта в следующей редакции: "Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации определяется в соответствии с п. 8 раздела I постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006", а также просит исключить из п. 68 раздела XIV указание на Приложение 1 и, соответственно, само Приложение N 1 из договора, не пописав соответствующего приложения.
Также истцом предложена своя редакция Приложения N 2 "Акт о разграничении эксплуатационной ответственности по объектам ООО "Жилсервис-3"", к которому имеется отсылка в п. 3 договора.
В предложенной же ответчиком редакции Приложение N 2 "Акт о разграничении эксплуатационной ответственности" выполнено по каждому объекту ресурсоснабжения - многоквартирному дому, находящемуся в управлении истца.
Учитывая, что в соответствии с подп. "в" п. 18 Правил N 124, п. 5 ст. 13, п. 5 ст. 14 Закона о водоснабжении и водоотведении в Приложении N 2 к договору предусмотрена граница раздела эксплуатационной ответственности сторон, и установление границы балансовой принадлежности не является существенным условием договора, согласование сторонами акта о разграничении эксплуатационной ответственности является в данном случае достаточным.
Таким образом, суд правомерно указал, что Приложение N 1 и указание на него в п. 68 договора подлежит исключению из договора как не имеющее принципиального значения.
В п. 7 ст. 13 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения.
Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения (п. 7 ст. 14 указанного закона).
Согласно п. 21 Правил N 354 если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В силу пункта 2 Правил N 644 "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются: внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Из пункта 8 Правил N 491 следует, что внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Следовательно, в отсутствие доказательств принадлежности участков водопроводной либо канализационной сети к общему имуществу многоквартирного дома, на исполнителя как лицо, осуществляющее функции содержания общего имущества и предоставления коммунальных услуг по поручению собственников помещений многоквартирного дома, не может быть возложена обязанность по несению затрат, связанных с эксплуатацией внешних (наружных) сетей ресурсоснабжения.
В материалы дела ответчиком названных доказательств не представлено.
Нахождение ряда спорных участков сетей не в собственности обеих сторон спора не накладывает обязательств по их эксплуатации на исполнителя. Напротив, законодательство о водоснабжении предоставляет возможность организации водопроводно-канализационного хозяйства урегулировать правоотношения по транспортировке воды и (или) сточных вод с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (п. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В пункте 6 статьи 8 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что в Приложении N 2 в редакции истца граница эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации предусмотрена в соответствии с требованиями ст. 36 ЖК РФ, пунктов 5 и 8 Правил N 491 до внешней стены границы многоквартирного дома (либо места соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом).
В редакции ответчика в Приложении N 2 необоснованно предложено включение в зону эксплуатационной ответственности истца также наружной водопроводной и канализационной сети.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что редакция пункта 2 договора и Приложения N 2 к договору, предложенная истцом, соответствует требованиям действующего нормативного регулирования и подлежит принятию за основу.
Список многоквартирных домов истца, изложенный в предложенной им редакции Приложения N 2, ответчиком не оспаривался.
По условиям пункта 5 договора (раздел II "Сроки и режим подачи холодной воды и водоотведения"), в редакции предлагаемой ответчиком: "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного объема подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения) приведены в Приложении N 4 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения".
Приложение N 4 к договору "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного объема подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированного уровня давления уровня холодной воды в системе водоснабжения в месте присоединения" изложено пообъектно, при этом для ряда многоквартирных домов гарантированный уровень давления холодной воды в системе водоснабжения на вводе в здание указан меньше, чем это предусмотрено нормативным регулированием, что не оспаривалось ответчиком.
Оценив представленные истцом документы, суд установил, что низкий уровень давления холодной воды по ряду объектов приводит к необходимости периодического актирования несоответствия качества соответствующей коммунальной услуги и произведения перерасчета со стороны ответчика в соответствии с п.101 Правил N 354. Указанное обстоятельство подтверждено представителем ответчика.
Согласно письму ответчика в адрес истца N 02-16-1477 от 08.08.2016 ресурсоснабжающая организация выражает готовность пересмотреть установленный в спорном договоре уровень давления.
Истец настаивает на изложении п. 5 договора в следующей редакции: "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного объема подачи воды, в том числе на нужды пожаротушения) приведены в Приложении N 4 в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к центральной системе холодного водоснабжения, гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения (на вводе в здание, каждый этаж, в точке разбора воды) в соответствии с нормативными правовыми актами и законодательством РФ (на дату составления и подписания договора - СНиП 2.04.02-84 ".
Также истцом предложена своя редакция Приложения N 4 к договору "Сведения о режиме подачи холодной воды (гарантированного уровня давления холодной воды в системе водоснабжения на вводе в здание)", подготовленная в соответствии с п.5.11 СП 31.13330.2012 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
В соответствии с "СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1", действовавшей на момент заключения договора, минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен приниматься при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м. (п. 5.11).
Свободный напор в наружной сети хозяйственно-питьевого водопровода у потребителей не должен превышать 60 м. При этом в качестве примечания указанный пункт содержит следующее указание: свободный напор в жилой застройке следует согласовывать с положениями СП 30.13330; при напорах в сети более 60 м для отдельных зданий или районов следует предусматривать установку регуляторов давления или зонирование системы водоснабжения (п. 5.13).
По смыслу ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, потребитель имеет право на коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с п. 1 ст. 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Данное правило в силу п. 2 ст. 548 ГК РФ распространяется и на снабжение водой.
Следовательно, субъекты хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать гарантированный уровень качества предоставления коммунальных услуг.
В подп. "в" пункта 3 Правил N 354 разъяснено, что при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в Приложении N 1 к Правилам N 354.
Пунктом 1 Приложения N 1 к названным Правилам установлено требование к качеству коммунальной услуги по холодному водоснабжению - бесперебойное круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения холодного водоснабжения - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, установленными для наружных водопроводных сетей и сооружений (СНиП 2.04.02-84*).
Пунктом 21 Правил N 354 закреплено, что если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Из пункта 20 Правил N 644 усматривается, что организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором холодного водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду в сроки, порядке и размере, которые определены договором холодного водоснабжения, и соблюдать предусмотренный договором холодного водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно п. 20 Правил N 124 при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, на границу эксплуатационной ответственности сторон ресурсоснабжающая организация должна поставить коммунальный ресурс, соответствующий установленным требованиям, что в свою очередь позволит исполнителю в целях обеспечения собственников многоквартирных домов коммунальным ресурсом надлежащего качества с использованием внутридомовой инженерной системы водоснабжения поставить его с обеспечением установленного уровня качества (в данном случае давления).
Судом установлено, что документальных доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности устранить технологические недостатки системы водоснабжения ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено. Также не представлено доказательств проведения ответчиком как гарантирующей организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий по улучшению принятых эксплуатируемых объектов коммунальной инфраструктуры.
Доводы ответчика о необходимости возложения на исполнителя бремени оборудования ряда многоквартирных домов специальным оборудованием для обеспечения необходимого уровня давления холодной воды в точке поставки судом правомерно отклонены как не основанные на действующем правовом регулировании.
Оценив представленные сторонами правовые позиции, суд приходит к выводу о принятии Приложения N 4 к договору в редакции истца, а пункт 5 договора суд принял в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку она отвечает требованиям закона и в совокупности с Приложением N 4, принятым в редакции исполнителя, и п. 30 договора обеспечивает закрепление необходимого режима подачи холодной воды.
По условиям абз. 1 п. 7 договора (раздел III "Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору") оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Истец предлагает дополнить указанный абзац пункта 7 договора словами: "и на основании платежных документов за расчетный период, предъявленных ресурсоснабжающей организацией абоненту к оплате до 05 числа месяца, следующего за расчетным (счет-фактура и акт выполненных работ)".
В силу подп. "е" п. 17 Правил N 124, порядок оплаты коммунального ресурса (при этом расчетный период принимается равным 1 календарному месяцу) является существенным условием договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 25 указанных Правил при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты:
в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации;
в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем внесения потребителями непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации в сроки и в случаях, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой в жилых и (или) нежилых помещениях в многоквартирном доме, за исключением платы за соответствующий вид коммунальной услуги, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме, а также внесения исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, в адрес ресурсоснабжающей организации платы за коммунальный ресурс, использованный для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида, потребляемой при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
В договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
Поскольку ни п. 7, ни иные пункты договора в нарушение абз. 4 п. 25 Правил N 124 не предусматривают обязанности ресурсоснабжающей организации по представлению исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, предложенное исполнителем дополнение абз.1 п. 7 договора обоснованно включено судом первой инстанции в договор.
Исполнитель, как в силу действующего нормативного регулирования, так и исходя из иных условий договора должен иметь возможность своевременно получать информацию от ответчика по объему задолженности за расчетный период и исполнять обязанность по оплате в соответствии с условиями договора, в том числе, с точным указанием назначения платежа, как это предусматривает п. 12 договора.
Что касается требования ответчика внести в договор условие, согласно которому истец обязан сформированные счета забирать у ресурсоснабжающей организации, апелляционный суд полагает таковое не соответствующим действующему законодательству, а потому отклоняет данный довод жалобы.
По условиям п. 9 договора (раздел III "Тарифы, сроки и порядок оплаты по договору"), в редакции предлагаемой ответчиком: "При размещении узла учета и приборов учета не на границе раздела эксплуатационной ответственности величина потерь холодной воды, возникающих на участке сети от границы раздела эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета, составляет __.
Указанный объем подлежит оплате в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего договора, дополнительно к оплате объема потребленной холодной воды в расчетном периоде, определенного по показаниям приборов учета.".
Истец настаивает на исключении из текста договора данного пункта.
Учитывая установленные выше обстоятельства правомерности установления границы эксплуатационной ответственности сторон по внешней границе стены многоквартирного дома, а при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, в месте соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом, суд пришел к выводу, что условия, изложенные в пункте 9 утрачивают свою актуальность.
Таким образом, суд правомерно исключил из текста договора пункт 9.
По условиям подп. "л" п. 15 договора ресурсоснабжающая организация обязана принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения и водоотведения, принадлежащих ей на праве собственности или ином законном основании, в порядки и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством российской Федерацией.
Истец предлагает дополнить указанный подпункт п. 15 договора абзацем: "Возмещать абоненту реальный ущерб, возникший от аварий и повреждений централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения по вине ресурсоснабжающей организации.".
Согласно п. 24 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения предусматриваются меры ответственности ресурсоснабжающей организации за нарушение показателей качества и объема поставляемого по договору коммунального ресурса, явившееся причиной предоставления исполнителем коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, которые применяются в отношениях между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в качестве дополнительных мер ответственности (помимо меры, предусмотренной подпунктом "д" пункта 22 настоящих Правил) и которые устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Обязанность по возмещению реального ущерба, причиненного исполнителю установлена в силу действующего нормативного регулирования, в частности в ст. 393 ГК РФ, согласно которой должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 ГК РФ и включают в себя реальный ущерб - расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Ответственность в виде возмещения реального ущерба от аварий и повреждений централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения по вине ресурсоснабжающей организации в разделе XI "Ответственность сторон" договора специально не оговорена, следовательно, заявленное ко включению в подп. "л" п. 15 договора дополнение предусмотрено п. 24 Правил N 124 правомерно включено в условия договора.
По условиям подп. "е" п. 18 договора, в редакции предлагаемой ответчиком, абонент имеет право "требовать проведение перерасчета стоимости коммунальных ресурсов при нарушении согласованных договором параметров качества подачи (приема) коммунальных ресурсов, перерасчета стоимости коммунальных ресурсов по объектам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, при представлении в ресурсоснабжающую организацию информации и документации, подтверждающих необходимость проведения такого перерасчета в случаях, в порядке предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг, гражданским законодательством и условиями настоящего договора."
Истец настаивает на изложении подп. "е" п. 18 договора в следующей редакции: "требовать проведения перерасчета стоимости предоставляемых по договору коммунальных услуг в случае нарушения ресурсоснабжающей организацией требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления воды в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Поскольку в преамбуле договора стороны согласовали принимаемые сокращенные наименования нормативных актов, ссылка на которые впоследствии используется в тексте договора, в частности, и в отношении Правил N 354, изложение подп. "е" п. 18 договора в редакции истца суд обоснованно принял указанный подпункт договора в редакции ресурсоснабжающей организации.
По условиям подп. "б" п. 23 в редакции ответчика: "объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг".
Истец настаивает на изложении подп. "б" п. 23 договора в следующей редакции: "объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Оценив представленные сторонами правовые позиции, суд пришел к выводу о принятии подп. "б" п. 23 договора в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку порядок определения объемов поставляемого коммунального ресурса между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем установлен в п. 21 Правил N 124.
По условиям п. 30 договора, в редакции предлагаемой ответчиком: "Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать бесперебойное круглосуточное снабжение объектов. Перерыв в подаче холодной воды допускается в случаях, установленных настоящим договором, Правилами предоставления коммунальных услуг и действующим законодательством. Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать уровень давления холодной воды на границе эксплуатационной ответственности, позволяющий абоненту соблюдать требование Правил предоставления коммунальных услуг о давлении в системе водоснабжения в точках водоразбора потребителями коммунальных услуг".
Истец настаивает на изложении п. 30 договора в следующей редакции: "Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать бесперебойное круглосуточное снабжение объектов. Перерыв в подаче холодной воды допускается в случаях, установленных настоящим договором, Правилами предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и действующим законодательством. Режим подачи на объекты холодной воды должен обеспечивать уровень давления холодной воды, позволяющий абоненту соблюдать требования действующего законодательства РФ (на дату составления и подписания договора - СНиП 2.04.02-84*)."
Пункт 30 договора суд принял в редакции ресурсоснабжающей организации, поскольку единственным указанным истцом правовым обоснованием данных разногласий является не указание полного наименования постановления Правительства РФ, которым утверждены Правила N 354, а как уже было установлено выше, стороны в преамбуле договора согласовали используемые по тексту договора сокращения. В совокупности с принятой судом редакцией Приложения N 4 к договору данная формулировка пункта 30 устанавливает соответствующие требования к режиму подачи холодной воды.
Истец настаивает на исключении из текста договора п. 40 следующего содержания: "Абонент в полном объеме несет ответственность за нарушения условий настоящего договора, произошедшие по вине лиц, объекты которых подключены к канализационным сетям абонента и которые не имеют договора водоотведения и (или) единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с Ресурсоснабжающей организацией."
Оценив доводы сторон, суд правомерно отказал в исключении данного пункта из договора, поскольку его формулировка соответствует п.58 единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 645) и подп. "а" п. 18 Правил N 124, согласно которому исполнитель несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса в пределах эксплуатационной ответственности, в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил N 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
По условиям п. 47 договора, в редакции, предлагаемой ответчиком: "В случае нарушения ресурсоснабжающей организацией требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
В случае нарушения ресурсоснабжающей организацией режима приема сточных вод абонент вправе потребовать пропорционального снижения размера оплаты по настоящему договору в соответствующем расчетном периоде.
Ответственность ресурсоснабжающей организации за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации, установленной в соответствии с актом о разграничении эксплуатационной ответственности, приведенным в приложении N 3. В случае отсутствия акта о разграничении эксплуатационной ответственности, ответственность ресурсоснабжающей организации за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы балансовой принадлежности."
Истец настаивает на изложении п. 47 договора в следующей редакции: "В случае нарушения ресурсоснабжающей организацией требований к качеству питьевой воды, режима подачи холодной воды и (или) уровня давления холодной воды абонент вправе потребовать перерасчета платы за данную коммунальную услугу в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Ответственность ресурсоснабжающей организации за качество подаваемой питьевой воды определяется до границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и ресурсоснабжающей организации, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006 г."
Оценив доводы сторон относительно формулировки данного пункта договора, суд пришел к выводу о принятии данного пункта в редакции исполнителя, поскольку она учитывает ранее установленные судом обстоятельства разграничения эксплуатационной ответственности сторон и соответствует действующему нормативному регулированию в сфере ресурсоснабжения для целей оказания коммунальных услуг.
Согласно статье 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
Апелляционная инстанция соглашается с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным доводам не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 27.09.2016 по делу N А43-11480/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арзамасский Водоканал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.Н. Фединская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11480/2016
Истец: ООО "Жилсервис-3"
Ответчик: ООО "АРЗАМАССКИЙ ВОДОКАНАЛ"