г. Чита |
|
30 января 2017 г. |
дело N А10-1486/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курскиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 сентября 2016 года по делу N А10- 1486/2016 по иску Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (ОГРН 1040302983698, ИНН 0326023187) о взыскании 3 240 211 рублей 81 копейки - убытков,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют муниципальное бюджетное учреждение "Городское лесничество" (ИНН 0323027923, ОГРН 1020300973615) и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ОГРН 1027739591010, ИНН 7707034952),
(суд первой инстанции: судья Усипова Д.А.),
при участии в судебном заседании:
Администрации города Улан-Удэ - Мотоевой М.К. - представителя по доверенности от 11.01.2017,
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия - Белусяк А.С. - представителя по доверенности от 16.12.2016
муниципального бюджетного учреждения "Городское лесничество" - Цыбикова А.Ц. - представителя по доверенности от 12.04.2016,
установил:
Администрация города Улан-Удэ (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - ответчик, Управление, ГУ МЧС России по РБ) о взыскании 3 240 211 рублей 81 копейки - убытков, а в случае недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за счет казны Российской Федерации.
Определениями Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2016 года, 20 апреля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное учреждение "Городское лесничество", Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены полностью. Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ МЧС России по РБ обжаловало его в апелляционном порядке.
Управление считает, функции по осуществлению тушения пожаров в городских лесах Главное управление на него не возложены. Также Главное управление не уполномочено на осуществление создания, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке подразделений федеральной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований.
Как указывает общество, согласно исковому заявлению Администрация понесла убытки в результате исполнения полномочий, возложенных на федеральные органы исполнительной власти.
Ввиду этого Главное управление считает, что применение нормативно правовых актов органов местного самоуправления при расчете убытков, понесенных в результате тушения пожаров в городских лесах, недопустимо.
Следовательно, размер убытков должен быть рассчитан в соответствии с федеральным законодательством, в том числе в соответствии с правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Частью 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней.
Администрация в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержала доводы отзыва и дополнения к нему.
Представитель муниципального бюджетного учреждения "Городское лесничество" (далее - МБУ "Городское лесничество" или учреждение) в судебном заседании также выразил свое согласие с решением суда первой инстанции.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий явку своего представителя не обеспечило.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 18 января 2017 года был объявлен перерыв до 12 часов 00 минут 23 января 2017 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и дополнение к апелляционной жалобе общества, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, проведенном 03.03.2015, принято решение о подготовке к пожароопасному периоду в 2015 году в городских лесах (т. 1 л.д. 11-17).
Во исполнение указанного решения Администрацией г. Улан-Удэ издано распоряжение от 02.04.2015 N 432-р (т. 1 л.д. 10) о выделении Комитету городского хозяйства денежных средств из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов на выполнение следующих работ:
- по содержанию службы тушения лесных пожаров,
- по окарауливанию лесных пожаров,
- на услуги связи,
- на приобретение инвентаря, оборудование и оснастки,
- на обучение руководителей тушения лесных пожаров,
- на приобретение автомобиля.
Всего на выполнение указанных работ администрацией выделено комитету 4 235 083 рубля.
20 мая 2015 года Администрацией г. Улан-Удэ внесены изменения в распоряжение от 02.04.2015 N 432-р, касающиеся размера выделенной суммы.
Принято решение о выделении 4 315 133 рублей на вышеуказанные цели (распоряжение от 20.05.2015 N 691-р, т. 1 л.д. 18).
10 апреля 2015 года между Комитетом городского хозяйства (далее - Комитет) и МБУ "Городское лесничество" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии N 31 (т. 1 л.д. 19-25).
Предметом заключенного соглашения явилось выполнение мероприятий по содержанию службы и тушению лесных пожаров городского округа "город Улан-Удэ", приобретению инвентаря, оборудованию, оснастке и обучению руководителей тушения лесных пожаров, приобретению автомобиля УАЗ (пункт 1).
Размер субсидии составил 4 235 083 рубля (пункт 3.1.2).
26 мая 2015 года, 21 декабря 2015 года Комитет и учреждение заключили дополнительные соглашения (т. 1 л.д. 26-34). Предмет соглашения о предоставлении субсидии дополнен сторонами. Учреждению выделены средства на выполнение также следующих мероприятий: окарауливание лесных пожаров, оказание услуг связи, приобретение спец. одежды, приобретение рубительной машины. Окончательная сумма выделенной субсидии составила 4 199 799 рублей 85 копеек.
Распоряжением от 31.07.2015 N 1161-р Администрация г. Улан-Удэ поручила дополнительно выделить Комитету городского хозяйства денежные средства в размере 23 796 рублей 80 копеек на возмещение фактически понесенных затрат по доставке воды для тушения пожара в п. Забайкальский (т. 1 л.д. 35).
На основании указанного распоряжения между Комитетом городского хозяйства и МБУ "Комбинат по благоустройству г. Улан-Удэ" заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии N 71 (т. 1 л.д. 36-40).
Факт перечисления денежных средств в размере 4 199 799 рублей 85 копеек подтверждается платежными поручениями от 15.04.2015 N 308, 05.05.2015 N 341, 01.06.2015 N 391, 01.07.2015 N 442, 04.08.2015 N 503, 21.08.2015 N 608, 04.09.2015 N 657, 23.09.2015 N 699, 09.10.2015 N 773, 12.10.2015 N 841, 23.10.2015 N 850, 23.12.2015 N 1146 (т. 1 л.д. 68-79).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В предмет судебного исследования по спорам о взыскании убытков, как правильно указал суд первой инстанции, необходимо включить следующие обстоятельства: противоправность поведения причинителя вреда; причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями; размер вреда (убытков); вину причинителя вреда.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68-ФЗ (далее - Закон защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций) финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 5 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ (далее - Закон о пожарной безопасности) установлено, что государственная противопожарная служба подразделяется на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 16 Закона о пожарной безопасности к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится, в том числе, осуществление тушения пожаров в городских лесах.
Судом первой инстанции установлено, что Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2005 N 385, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Федеральная противопожарная служба осуществляет свою деятельность через структурные подразделения территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органов, уполномоченных решать задачи гражданской 7 обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о федеральной противопожарной службе одной из основных задач федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы является осуществление тушения пожаров в населенных пунктах.
Согласно Порядку тушения пожаров подразделениями пожарной охраны, утвержденному Приказом МЧС России от 31.03.2011 N 156, на территории каждого субъекта Российской Федерации создаются территориальные гарнизоны пожарной охраны. Начальником территориального гарнизона пожарной охраны является начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожаров.
Таким образом, ГУ МЧС России по Республике Бурятия создано с целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера и уполномочено решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республике Бурятия.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что деятельность органов пожарной охраны Российской Федерации по тушению пожаров, в том числе в городских лесах, является законодательно установленной обязанностью органов МЧС России, в силу чего она должна финансироваться из федерального бюджета.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что доказанности факта, что муниципальное образование городской округ "город Улан-Удэ" было вынуждено самостоятельно осуществлять деятельность по тушению пожаров из-за неисполнения данной обязанность ответчиком, в связи с чем, затратило на противопожарные мероприятия 3 240 211 рублей 81 копейку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций.
Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи (пункт 4).
Как уже указывалось выше, на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности, проведенном 03.03.2015, принято решение о подготовке к пожароопасному периоду в 2015 году в городских лесах (т. 1 л.д. 11-17).
МБУ "Городское лесничество" предписано создать дополнительное формирование сезонных рабочих в количестве 20 человек для постоянного патрулирования и тушения лесных пожаров в городских лесах.
По окончании пожароопасного периода 2015 года подготовить исковой заявление к МЧС России по возмещению затрат на тушение лесных пожаров на территории г. Улан-Удэ.
Во исполнение указанного решения Администрацией г. Улан-Удэ издано распоряжение от 02.04.2015 N 432-р (т. 1 л.д. 10) о выделении Комитету городского хозяйства денежных средств из резервного фонда финансирования непредвиденных расходов на выполнение следующих работ: по содержанию службы тушения лесных пожаров, по окарауливанию лесных пожаров, на услуги связи, на приобретение инвентаря, оборудование и оснастки, на обучение руководителей тушения лесных пожаров, на приобретение автомобиля.
Всего на выполнение указанных работ администрацией выделено Комитету 4 235 083 рубля.
20 мая 2015 года Администрацией г. Улан-Удэ внесены изменения в распоряжение от 02.04.2015 N 432-р, касающиеся размера выделенной суммы.
Принято решение о выделении 4 315 133 рублей на вышеуказанные цели (распоряжение от 20.05.2015 N 691-р, т. 1 л.д. 18).
Из указанного следует, что Администрация самостоятельно, а не в связи с неисполнением ответчиком законодательно установленной обязанности по тушению пожаров в городских лесах, приняла решение о финансировании деятельности дополнительного формирования сезонных рабочих в количестве 20 человек, в том числе по тушению таких пожаров в будущем пожароопасном периоде 2015 года.
В такой ситуации Управление не могло и не совершало каких-либо неправомерных действий (бездействия), повлекших причинение вреда истцу.
Кроме того, статьей 22 Закона о пожарной безопасности установлено, что тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
При тушении пожаров с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на федеральную противопожарную службу.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
В ходе судебного разбирательства, возражая против заявленных исковых требований в части обстоятельств, свидетельствующих о неисполнении пожарной охраной обязанности по тушению пожаров в городских лесах, представитель Управления неоднократно указывал, что данная обязанность исполнялась в полном объеме.
Однако Администрация, при наличии таких возражений против ее доводов, каких-либо доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства по конкретным пожарам, не представила.
В силу приведенных норм права и установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности материалами дела противоправность поведения ответчика.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах могут предусматриваться субсидии бюджетным и автономным учреждениям. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Таким образом, Кодекс не устанавливает ограничений для возможности предоставления субсидий из бюджета некоммерческим организациям (за исключением казенных учреждений).
Вместе с тем статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых должно осуществляться за счет средств соответствующего бюджета.
Положениями пункта 1 статьи 85 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены основания для возникновения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Согласно положениям пункта 6 статьи 85 и пункта 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Кроме того, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с вопросами, отнесенными к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов).
Учитывая вышеуказанные нормы, из бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета могут предоставляться субсидии юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, включая общественные и религиозные организации (объединения), фонды, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением (государственных) муниципальных казенных учреждений), в пределах соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, на условиях и в порядке, установленном соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
При этом цели предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) должны быть связаны с решением вопросов, отнесенных к компетенции субъекта Российской Федерации, вопросов совместного ведения в соответствии с Федеральным законом N 184-ФЗ, которые вправе решать органы государственной власти субъекта Российской Федерации (с решением вопросов местного значения и вопросов, которые вправе решать органы местного самоуправления).
Как уже указывалось выше, в соответствии со статьей 24 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:
федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации;
регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;
в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров (абзац 1 статьи 22 Закона о пожарной безопасности).
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций (абзац 2 статьи 22).
Согласно заявленным исковым требованиям в состав убытков вошли расходы по содержанию службы тушения лесных пожаров, по окарауливанию лесных пожаров, на услуги связи, на приобретение инвентаря, оборудование и оснастки, на обучение руководителей тушения лесных пожаров, на приобретение автомобиля.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод, что данные расходы непосредственно составляют расходы, связанные с тушением, то есть с осуществлением действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию конкретных пожаров в городских лесах, обязанность по тушению которых лежит на ответчике, а не с содержанием службы тушения лесных пожаров в целом, истцом не представлено. Что, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о недоказанности в рассматриваемом случае размера вреда (убытков).
Кроме того, делая такой вывод, суд апелляционной инстанции также отмечает, что абзацем 6 статьи 22 Закона о пожарной безопасности установлено, что тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истцом не доказан факт наличия противоправности поведения ответчика, причинно-следственной связь между его действиями и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, и размер вреда (убытков).
С учетом указанного у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции, как принятого при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 08 сентября 2016 года по делу N А10-1486/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Никифорюк Е.О. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1486/2016
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Главное управление Министерства чрезвычайных ситуаций России по Республике Бурятия
Третье лицо: Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Муниципальное бюджетное учреждение Городское лесничество