Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А58-2772/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Э.В. Ткаченко, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Веда" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 21 ноября 2016 года по делу N А58- 2772/2016 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Веда" (ИНН 1435287505, ОГРН 1141447012662) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435035635, ОГРН 1021401058161) о признании недействительным решения от 29.04.2016 N 07/558 о возврате 19 151 685,42 рублей,
суд первой инстанции, судья Эверстова Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора:
- на стороне заявителя,
Ивановой Дарии Константиновны (677000г. Якутск, ул. Дзержинского, 2/1 кв. 33): не было;
Кузьминой Веры Тихоновны (677000 г. Якутск, ул. Дзержинского 22 /1): не было;
- на стороне ответчика,
Акционерного общества "Страховая медицинская компания "Сахамедстрах" (ИНН 1435079008, ОГРН 1021401046787): не было;
Общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина" (ИНН 7813171100, ОГРН 1027806865481): не было;
Закрытого акционерного общества "Капитал Медицинское страхование" (ИНН 7709028619, ОГРН 1028601441274): не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Веда", обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)
- о признании недействительным решения от 29.04.2016 N 07/558 о возврате 19 151 685, 42 рублей,
- о признании недействительным решения, изложенного в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Веда" от 21.04.2016,
- о необоснованном (неправомерном) получении ООО "Веда" средств по заключенным договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в размере 19 151 685,42 руб. (пункт 8 заключения акта проверки от 21.04.2016).
Решением суда первой инстанции от 21.11.2016 заявителю отказано в удовлетворении требований полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Все средства по статьям расходов включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в 2015 году получены обществом необоснованно, так как общество медицинскую помощь застрахованным лицам не оказывало, а поручило исполнение медицинских услуг индивидуальным предпринимателям, не имеющим права осуществлять медицинскую деятельность (т.8 л.д.12-19).
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206141001
Из апелляционной жалобы следует, что обществу вменяется оказание медицинских услуг за счет средств ОМС черед предпринимателей Иванову Д.К. и Кузьмину В.Т. не имеющих лицензий на оказание медицинских услуг, что свидетельствует об их нецелевом использовании. Данные выводы суда общество считает ошибочными, поскольку такой подход противоречит понятию нецелевого использования бюджетных средств. Все полученные от страховых компаний средства по ОМС были использованы по целевому назначению - оказание медицинской помощи гражданам. Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что лечебное учреждение не имеет законных оснований заключать договор на оказание медицинских услуг с медицинскими работниками, имеющими статус предпринимателя и одновременно состоящих в трудовых отношениях с данным медицинским учреждением. Договоры со страховыми компаниями ни кто недействительными не признавал, общество не исключали из реестра медицинских организаций.
Представитель ТФОМС в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206140998.
Представленным ходатайством ТУФОМС просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ТУФОМС просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель АО "ГСМК "Сахамедстрах" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206140967.
Представитель ООО "Росгосстрах-Медицина" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206140981.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ООО "Росгосстрах-Медицина" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Кузьминой В.Т. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206140974.
Представитель ООО "Капитал Медицинское страхование" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 672002016141018.
Представитель Ивановой Д.К. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление N 67200206140950.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.12.2016.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Как правильно установил суд первой инстанции и не оспаривается участниками процесса, ООО "Веда" зарегистрировано в качестве юридического лица в регистрирующем органе 27.10.2014. В качестве лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, указаны Иванова Д.К. - генеральный директор, Кузьмина В.Т. - исполнительный директор.
Одновременно с указанным, общество имеет лицензию серии ЛО-14 N 0000615 N ЛО-14-01-001527 от 17.12.2014 на осуществление медицинской деятельности согласно перечня в приложении N 1 (т. 1, л. 93) - организация здравоохранения и общественного здоровья; стоматология терапевтическая, а также состоит в реестре медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в 2015 году под реестровым номером 140122.
Из материалов дела следует и не оспаривается участниками процесса, что Иванова Д.К. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.02.2015 ОГРНИП 315144700003651 (т.1 л.д.87), уведомлением от 26.05.2016 регистрирующий орган сообщил о снятии 26.05.2016 с учета физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (т.6 л.д.3).
Кузьмина В.Т. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 19.02.2015 ОГРНИП 315144700003684 (т.1 л.д.88), уведомлением от 23.05.2016 регистрирующий орган сообщил о снятии 23.05.2016 с учета физического лица в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя (т.6 л.д.5).
В 2015 году ООО "Веда" со страховыми медицинскими организациями были заключены следующие договоры на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию:
Так между ОАО ГСМК "Сахамедстрах" и обществом был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 12.01.2015 N 101 (т.3 л.д. 88-90), согласно которому ООО "Веда" обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Также были заключены дополнительные соглашения без номера от 12.01.2015, без номера от 08.12.2015;
Между ООО "Росгосстрах-Медицина" филиал ООО "РГС-Медицина- Росгосстрах-Саха (Якутия) - Медицина" и обществом был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.01.2015 N 84 (т.3 л.д. 91- 93), согласно которому ООО "Веда" обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Также было заключено дополнительное соглашение от 09.12.2015 N 1.
Между ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в лице филиала ЗАО "Капитал Медицинское страхование" в городе Якутске и обществом был заключен договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию от 27.01.2015 N 84 (т.3 л.д. 94- 96), согласно которому ООО "Веда" обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. Также было заключено дополнительное соглашение от 09.12.2015 N 1.
В соответствии с указанными договорами, названными страховыми медицинскими организациями были направлены средства, полученные из фонда обязательного медицинского страхования в адрес ООО "Веда" - 19 151 685, 42 руб., из них 14 859 899,98 руб. направило АО "ГСМК "Сахамедстрах" (т.6 л.д.11), 4 184 102,44 руб. - филиал ООО "РГС-Медицина" - Росгосстрах-Саха (Якутия) - Медицина", 107 683,00 руб. - филиал ЗАО "Капитал Медицинское страхование в городе Якутске" (т.8 л.д. 13).
Названные средства получены страховыми компаниями по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования заключенным с ТФОМС, что не оспаривается участниками процесса.
Названные выше обстоятельства участниками по делу не оспариваются и в силу ч.3.1 ст. 70 АПК РФ считаются установленными.
По результатам проверки ТФОМС ООО "Веда", как медицинской организации осуществляющей предоставление медицинских услуг в рамках программы ОМС, было установлено следующее.
Обществом были заключены договоры на оказание медицинских услуг с индивидуальными предпринимателями, не имеющими лицензий на осуществление медицинской деятельности: договор от 19.02.2015 N 01/02 с ИП Ивановой Д.К.; договор от 19.02.2015 N 02/02 с ИП Кузьминой В.Т. (т.1 л.д.87, 88)
В соответствии с условиями указанных договоров заказчик (общество) поручает и оплачивает, а исполнитель (ИП) выполняет следующие медицинские услуги: врача- стоматолога-терапевта; управленческие услуги; услуги медицинских сестер и санитарок; техническое сопровождение стоматологических установок. Данные обстоятельства отражены в акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования в ООО "Веда" от 21.04.2016 (т. 1, л. 14). В акте проверки в его заключительной части содержатся выводы сделанные комиссией в ходе проверки, следующего содержания:
1. За проверяемый период от страховых медицинских организаций на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования поступило всего 19 151 685,42 руб.;
2. Учет средств ОМС ведется обособленно от других источников.
3. В проверяемом периоде страховым медицинским организациям к оплате предъявлено счетов всего - 27 369 342,71 руб.
4. Акты сверок расчетов со страховыми медицинскими организациями по состоянию на 31.12.2015 г. согласованы с разногласиями в части сумм снятых с оплаты по актам МЭК по дефекту "перевыполнение объемов". Всего снято с оплаты по актам МЭК 8 480 276,86 руб., в том числе по дефекту "перевыполнение объемов" 8 480 276,86 руб. Согласно данным ООО "Веда" долг страховых медицинских организаций на 31.12.2015 г. составляет 7 940 933,05 руб., согласно данным страховых медицинских организаций долг ООО "Веда" по оплате медицинской помощи (авансирование) составляет 1 866 635,68 руб.
5. Согласно данным бухгалтерского учета расходы в проверяемом периоде составили всего 19 133 556,60 руб. Использование средств на заработную плату и начисления на оплату труда не установлено. В общей структуре расходов расходы на оплату работ и услуг составляют 86,7%, расходы на приобретение материальных запасов (медикаментов, расходных материалов и т.д) составили - 8,6%.
6. В проверяемом периоде заключены договора на оказание медицинских услуг с индивидуальными предпринимателями Ивановой Дарией Константиновной и Кузьминой Веры Тихоновны, одновременно являющимися учредителями ООО "Веда". Все объемы медицинской помощи по территориальной программе обязательного медицинского страхования оказаны индивидуальными предпринимателями. Оплата выполненных услуг осуществлена на основании актов выполненных работ. Акты составлены формально, без указания конкретных видов оговоренных в договоре видов услуг. Всего по указанным договорам перечислено за оказанные медицинские услуги 13 158 609,00 руб., что составляет в общей структуре расходов 68,7%.
7. Проверке не представлены лицензии индивидуальных предпринимателей Ивановой Д.К. и Кузьминой В.Т. В нарушение ч.1 ст.49 ГК РФ, п. 46 ч.1 ст.12 федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также п. 11 ст. 2 федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ООО "Веда" фактически исполнение Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию возложила на третье лйцо- индивидуальным предпринимателям, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.
8. На основании вышеизложенного, все средства по заключенным договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ООО "Веда" получены необоснованно (неправомерно). Всего получено 19 151 685,42 руб.
Общество, не согласившись выводами, изложенными в акте проверки, представило в ТФОМС свои возражения (т. 1, л. 23), на которые получила соответствующий ответ (т. 1, л. 11).
Из содержания ответа на возражения к акту проверки от 21.04.2016 следует, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) требует принять меры по устранению выявленных нарушений представленных в Акте проверки от 21 апреля 2016 г. и рекомендует принять меры по возврату необоснованно полученных средств.
Информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений следует направить в контрольно-ревизионный отдел в срок до 29 мая 2016 года.
Не согласившись с выводами, содержащимися в акте проверки и требованиями, содержащимся в ответе на возражения общества по акту проверки, общество обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что субъектами обязательного медицинского страхования являются: застрахованные лица; страхователи; Федеральный фонд (ч.1).
Участниками обязательного медицинского страхования являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации (ч.2).
Статьей 13 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что Территориальные фонды - некоммерческие организации, созданные субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
Статьей 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - страховая медицинская организация), - страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Особенности лицензирования деятельности страховых медицинских организаций определяются Правительством Российской Федерации. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (далее - договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования).
Статьей 15 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что для целей настоящего Федерального закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации) относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее также - реестр медицинских организаций), в соответствии с настоящим Федеральным законом: 1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; 2) индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (ч.1).
Медицинская организация включается в реестр медицинских организаций на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций. Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации могут быть установлены иные сроки подачи уведомления вновь создаваемыми медицинскими организациями. Информация о сроках и порядке подачи уведомления о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, размещается территориальным фондом на своем официальном сайте в сети "Интернет" (ч.2).
Реестр медицинских организаций содержит наименования, адреса медицинских организаций и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Порядок ведения, форма и перечень сведений реестра медицинских организаций устанавливаются правилами обязательного медицинского страхования. Реестр медицинских организаций ведется территориальным фондом, размещается в обязательном порядке на его официальном сайте в сети "Интернет" и может дополнительно опубликовываться иными способами (ч.3).
Статьей 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что медицинские организации имеют право: 1) получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 2) обжаловать заключения страховой медицинской организации и территориального фонда по оценке объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона (ч.1).
Медицинские организации обязаны, в том числе: предоставлять страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи, необходимые для проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи; использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ч.2).
Статьей 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (ч.2).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (ч.9).
Статьей 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" установлено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями. Территориальный фонд по месту оказания медицинской помощи проводит медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи в случае, если медицинская помощь оказана застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования. Эксперты территориального фонда должны соответствовать требованиям, установленным частями 5 и 7 настоящей статьи (п.11).
Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 N 857 (ред. от 29.11.2016) "Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" утвержден устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с указанным постановлением, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования; издает нормативные правовые акты и методические указания в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; осуществляет в установленном им порядке контроль за соблюдением субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии; определяет общие принципы построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования; ведет единый реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования; в пределах своих полномочий проводит проверку достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, и проверку соблюдения требований к порядку и условиям ее предоставления, получения и использования.
Приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
Пунктом 2 Положения установлено, что Территориальным фондом проводятся проверки медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования (далее - медицинские организации), имеющих право на осуществление медицинской деятельности и включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования: организаций любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что ТФОМС на законных основаниях осуществил проверку ООО "Веда", медицинскую организацию, являющуюся участником программы оказания услуг ОМС населению за счет средств ФОМС.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений условий и порядка проведения проверки установленного названным Положением.
В соответствии с раздела V Положения по результатам проверки составляется акт проверки, включающий: Заголовочную часть; Содержательную часть; Заключительную часть, включающую обобщенную информацию о результатах проверки, с указанием выявленных нарушений и недостатков и сроков их устранения или сроков представления плана мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков; Заверительную часть.
Пунктом 26 Положения установлено, что не позднее 10 (десяти) рабочих дней после окончания проведения проверки руководитель комиссии (рабочей группы) представляет директору (заместителю директора) территориального фонда служебную записку о результатах проверки использования средств обязательного медицинского страхования медицинской организацией.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326-ФЗ (п.23).
При наличии письменных возражений на акт проверки в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня их получения территориальный фонд направляет руководителю медицинской организации письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки, подготовленное структурным подразделением территориального фонда, ответственным за организацию проведения конкретной проверки, подписанное директором (заместителем директора) территориального фонда, с указанием оснований, по которым возражения признаются необоснованными, или о признании обоснованными возражений (обоснованными частично возражений) медицинской организации..
В случае непризнания обоснованными возражений или признания обоснованными частично возражений медицинской организации в письменное сообщение включается информация о том, что сроки устранения нарушения и (или) сроки возврата (возмещения) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплаты штрафов, пеней исчисляются со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Письменное сообщение о результатах рассмотрения возражений на акт проверки вручается руководителю медицинской организации или лицу, им уполномоченному, под расписку либо направляется медицинской организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае несогласия с результатом рассмотрения территориальным фондом возражений на акт проверки медицинская организация вправе обжаловать данное решение в досудебном и (или) судебном порядке (п.28).
Учитывая указанное и последствия вступления в силу акта проверки, ответа на возражения по акту проверки, предусмотренные ст.41 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя подлежат рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ в отношении как акта проверки, так и ответа на возражения по акту проверки, поскольку именно данные акты ТФОМС являются основанием для применения к медицинскому учреждению мер принуждения.
Как указано выше, обществу вменяется, что оно, получая средства ТФОМС через страховые медицинские компании использовало их на выплату по договорам гражданско-правового характера с индивидуальными предпринимателями, которые и оказывали непосредственно медицинские услуги в области стоматологии и что расценено ТФОМС как нарушение установленного порядка предоставления медицинских услуг.
Так, проверкой установлено и следует из акта проверки и материалов дела, а также пояснения от 13.10.2016 N 12/67-ю, что по данным бухгалтерским банковских операций за 01.01.2015 по 31.12.2015 проверкой было выявлено, что на оплату медицинских услуг по договорам от 19.02.2015 NN 01/02, 02/02 было выплачено ИП Ивановой Д.К. - 6 756 685,03 руб., ИП Кузьминой В.Т. 6 401 923,97 руб.
Всего за медицинские услуги обществом было выплачено 13 158 609,00 руб., всего на прочие расходы - 5 974 947,60 руб., остаток на 31.12.2015 - 18 128, 82 руб. (т.1 л.д.14-22, т.8 л.д.12-19)
Между тем, названные предприниматели лицензиями на оказание медицинской деятельности не обладают, в реестре лиц осуществляющих деятельность в сфере ОМС в 2015 году не состояли. Данное обстоятельство не оспаривается участниками процесса.
Таким образом, из указанного следует, что фактические услуги по обязательному медицинскому страхованию были оказаны не медицинской организацией ООО "Веда" и состоящей в соответствующем реестре лиц имеющих право на осуществление деятельности в сфере ОМС в 2015.
Суд апелляционной инстанции считает, что деятельность в сфере ОМС регламентированная выше названными правовыми актами не допускает передоверия оказания медицинских услуг в сфере ОМС третьим лицам, не имеющим ни соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности и допущенным к осуществлению деятельности в сфере ОМС.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно согласился с доводами ФОМС, что средства полученные обществом в рамках осуществления деятельности в сфере ОМС и направленные по договорам гражданско-правового характера указанным предпринимателям, использованы им по нецелевому назначению.
В статье 147 Бюджетного кодекса РФ указано, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств
Из содержания договоров общества со страховыми компаниями и природы взаимоотношении в данной сфере между медицинскими организациями, ФОМС и страховыми компаниями, следует, что именно общество, как медицинская организация в сфере обязательного медицинского страхования, в смысле придаваемой ей ст. 15 (Закона 326-ФЗ) обязана лично оказывать услуги ОМС либо по ее направлению иные медицинские организации, входящие в систему ОМС.
Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные предприниматели одновременно являются медицинскими работниками общества, не принимаются судом апелляционной инстанции как основание для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку как следует из материалов дела указанные денежные средства ФОМС ими были получены не в качестве заработной платы, а в качестве платы по договорам с индивидуальными предпринимателями по которым последние оказывали услуги медицинского характера.
Доводы о том, что законодательство не запрещает заключать медицинским организациям договоры с индивидуальными предпринимателями, не принимается во внимание, поскольку в данном случае, договоры были заключены лицами, оказывавшими медицинские услуги - врача стоматолога-терапевта, медицинской сестры и медицинской санитарки, техническое сопровождение стоматологических установок, управленческие услуги в области медицины, в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Сам факт, что денежные средства ФОМС были использованы медицинским учреждением путем перечисления их третьим лицам, которые оказывали медицинскую помощь по системе ОМС в отсутствие у этих лиц соответствующих лицензий свидетельствует об их нецелевом использовании, поскольку оказание медицинской помощи в отсутствие лицензии уже является нарушением оказания медицинской помощи, а следовательно и услуг ОМС.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что в действиях общества нет нецелевого использования средств, поскольку денежные средства в размере 13 158 609 руб. были перечислены именно на оказание медицинской помощи, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку перечисление их лицам, не имеющим права оказывать медицинскую помощь в целом, в связи с отсутствием соответствующей лицензии и не состоящих в системе ОМС в частности, не свидетельствует о надлежащем оказании медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что 6 000 076, 42 руб. были направлены на обеспечение деятельности ООО "Веда" по оказанию медицинских услуг: за медицинское оборудование, аренду помещения, компьютеры, мебель и так далее, также не могут быть приняты во внимание, поскольку, во-первых на указанные цели, как правильно установил суд первой инстанции, было направлено 5 974 947, 60 руб., из 19 133 556, 60 руб., в то время как на выплаты предпринимателям ушло 13 158 609 руб.
Во вторых, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Использование средств обязательного медицинского страхования по статьям расходов включенных в тарифы на оплату медицинской помощи, осуществляется медицинскими организациями на цели, связанные с деятельностью медицинских организаций по реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию установлена Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (далее - Методика расчета). Расходы, произведенные обществом на сумму 5 974 947, 60 руб., необоснованно осуществлены за счет целевых направлений расходования средств обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела следует, что услуги по ОМС оказывало не общество, а индивидуальные предприниматели не имеющие для этого законных оснований.
Как обоснованно сослался суд первой инстанции, из сведений Управления Пенсионного фонда РФ в городе Якутске от 06.05.2016 вх.N 22/9897 следует, что обществом в 2015 году не уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, что свидетельствует о том, что у общества в указанный отчетный период не имелось работников, за которых работодатель обязан уплачивать страховые взносы (т.1 л.д.113-116). Проверкой установлено отсутствие расходов по расчетам с персоналом по оплате труда и расчетам по социальному страхованию и обеспечению, что соответствует анализу счета 51 "Расчетные счета". Заработная плата не выплачивалась.
Исходя из правовой природы фактических отношений, сложившихся между сторонами, и разъяснения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 14.1 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что общество направило денежные средства обязательного медицинского страхования на цели, не соответствующие условиям их получения.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Федеральным законом N 326- ФЗ (пункт 27 Положения N 73).
С учетом указанных нормативных установлений, составленный ТФОМС РС (Я) в рамках реализации предоставленной компетенции акт проверки, содержащий требование о возврате использованных средств обязательного медицинского страхования является основанием для возврата медицинской организацией в бюджет ТФОМС РС (Я) использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доказательств опровергающие выводы ФОМС и суда первой инстанции обществом в суд не представлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые ненормативные правовые акты не нарушают прав и законных интересов общества и в полной мере соответствуют указанному законодательству.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришёл к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "21" ноября 2016 года по делу N А58-2772/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2772/2016
Истец: ООО "Веда"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: ЗАО "Капитал Медицинское страхование", Иванова Дарья Константиновна, Кузьмина Вера Тихоновна, ОАО ГСМК "Сахамедстрах", ООО "РОСГОССТРАХ-МЕДИЦИНА", ООО "БалансПрофи"