Правоотношение: по страховым взносам
г. Пермь |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А50-14674/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя индивидуального предпринимателя Лопатина Геннадия Михайловича (ОГРНИП 313590523300027, ИНН 592100054124) - Кислицын А.В., доверенность от 25.08.2016, Лапитин Г.М., паспорт,
от заинтересованного лица Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Индустриальном районе г. Перми (ОГРН 1025901209289, ИНН 5905007996) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Индустриальном районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 03 ноября 2016 года
по делу N А50-14674/2016
принятое судьей В.В. Самаркиным
по заявлению индивидуального предпринимателя Лопатина Геннадия Михайловича
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Индустриальном районе г. Перми
о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.03.2016 N 203S01160087640, от 15.03.2016 N 203S01160087648,
установил:
Индивидуальный предприниматель Лопатин Геннадий Михайлович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Лопатин Г.М., страхователь) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Индустриальном районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление ПФР, Управление, фонд) о признании недействительными требований Управления ПФР об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.03.2016 N 203S01160087640, от 15.03.2016.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 03 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что те обстоятельства, которые приводят суд первой инстанции, не являются исключительными, поскольку на момент регистрации в качестве ИП Лопатин Г.М. уже достиг возраста 72 лет и имел первую группу инвалидности; процедура взыскания заинтересованным лицом соблюдена; суд не учел, что с 01.01.2010 военные пенсионеры имеют право одновременно получать пенсию за выслугу лет и страховую пенсию.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.08.2013 в регистрирующем (налоговом) органе по месту учета (л.д.46-49) и, исходя из положений части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" имеет статус страхователя по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию.
Управлением ПФР в порядке реализации компетенции по контролю за полнотой и своевременностью уплаты администрируемых страховых взносов в связи с наличием недоимки по страховых взносам и задолженности по пеням за нарушение срока уплаты страховых взносов в адрес предпринимателя направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 15.03.2016 N 203S01160087640 и от 15.03.2016 N 203S01160087648.
ИП Лопатин Г.М., не согласившись с указанными требованиями Управления от 15.03.2016 N 203S01160087640 и N 203S01160087648, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных актов недействительными, с нарушением установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока, с учетом части 3 статьи 128 АПК РФ, соответственно.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что возраст заявителя (75 лет), состояние здоровья заявителя (инвалидность первой группы, необходимость в постоянном постороннем уходе), относятся к обстоятельствам, которые имеют исключительный (экстраординарный) характер, подтверждают фактическое отсутствие осуществления заявителем в 2014 и 2015 годах деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и позволяют сделать вывод об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, фактически не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам и пени за спорные периоды.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что те обстоятельства, которые приводят суд первой инстанции, не являются исключительными, поскольку на момент регистрации в качестве ИП Лопатин уже достиг возраста 72 лет и имел первую группу инвалидности; процедура взыскания заинтересованным лицом соблюдена; суд не учел, что с 01.01.2010 военные пенсионеры имеют право одновременно получать пенсию за выслугу лет и страховую пенсию.
Указанные доводы исследованы судом апелляционной инстанции и не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) предприниматель является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно пункту 4.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 12.05.2005 N 210-О, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, - в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Исходя из статьи 16 Закона N 212-ФЗ, расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями самостоятельно, страховые взносы уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Рассмотрев вопрос об обязанности индивидуальных предпринимателей, являющихся военными пенсионерами, уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2005 N 223-О выразил правовую позицию о том, что взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, притом, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24.02.1998, от 23.12.1999, от 03.06.2004, от 23.12.2004 и в настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 этого Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, с 01.01.2010 законодательно установил организационно-правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - пенсионеров МВД от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены. Следовательно, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные в Законе N 212-ФЗ.
Вместе с тем, в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, от 12.05.2005 N 213-О отражена правовая позиция о том, что, если индивидуальный предприниматель при фактическом прекращении предпринимательской деятельности в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства. При этом суд, рассматривая требования о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по страховым взносам, не может - исходя из принципов состязательности и равноправия сторон - ограничиться формальной констатацией лишь факта нарушения обязательства, не принимая во внимание иные связанные с ним обстоятельства, в том числе представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. При этом предписания законодательства об обязательном пенсионном страховании не препятствуют суду при наличии доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов за соответствующий период.
Корреспондирующая правая позиция содержится в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 211-О, N 212-О, от 20.06.2006 N 175-О.
Из пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что при рассмотрении дел, связанных с взысканием с индивидуальных предпринимателей недоимок по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также пеней и штрафов, арбитражным судам следует учитывать следующее: в случае представления индивидуальным предпринимателем доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суд не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период. При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Судом первой инстанции установлено, что из представленных заявителем справок налогового органа по месту учета, предпринимателем счета в банках не открывались, сумма налогооблагаемого дохода за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 составляет 0 руб., за период с 01.01.2015 по 31.1.2015 - 0 руб. (справки налогового органа от 25.10.2016 N 31228, от 27.10.2016 N 05-03/12375).
Заявитель в спорный период проходил лечение, предпринимательскую деятельность фактически не осуществлял, доход не получал. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
На основании изложенного, учитывая возраст заявителя (75 лет), а также то, что он является инвалидом 1 группы (справка от 15.09.2010 серия МСЭ-2007 N 4605532, состояние здоровья заявителя (инвалидность первой группы, необходимость в постоянном постороннем уходе), суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанные обстоятельствами имеют исключительный (экстраординарный) характер, подтверждающими фактическое отсутствие осуществления заявителем в 2014 и 2015 годах деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и позволяющими сделать вывод об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя, фактически не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам и пени за спорные периоды.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что те обстоятельства, которые приводит суд первой инстанции, не являются исключительными, поскольку на момент регистрации в качестве ИП Лопатин уже достиг возраста 72 лет и имел первую группу инвалидности, отклоняется, поскольку доказательств того, что в спорный период предприниматель не был лишен возможности зарегистрировать прекращение предпринимательской деятельности или, фактически осуществлял предпринимательскую деятельность, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что с 01.01.2010 военные пенсионеры имеют право одновременно получать пенсию за выслугу лет и страховую пенсию, не может быть принят в связи со следующим.
Закон N 167-ФЗ не содержит прямого указания на то, что индивидуальные предприниматели - военные пенсионеры освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
В тоже время, Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", как следует из части 1 статьи 4 данного закона, вступил в силу со дня его официального опубликования - с 25.07.2008. При этом частью 2 этой же нормы предусмотрено распространение положения статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1, на правоотношения, возникшие с 01 января 2007 года.
Как следует из материалов дела, заявителю исполнилось 60 лет в 2001 году и с заявлением в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате ему второй пенсии он не обращался.
Наряду с этим, заявитель обратился с заявлением в Управление ПФР с письменным обращение об отказе от права на получение второй пенсии.
Из пояснения заявителя, единственным источником денежных средств является военная пенсия, уплата взносов из пенсии приведет к ухудшению финансового положения заявителя.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 03 ноября 2016 года по делу N А50-14674/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-14674/2016
Истец: ИП Ип Лопатин Геннадий Михайлович, Лопатин Геннадий Михайлович
Ответчик: УПФ РФ в Индустриальном р-не г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
01.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-19503/16