г. Владимир |
|
31 января 2017 г. |
Дело N А79-5006/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2017 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Фединской Е.Н., судей Богуновой Е.А., Долговой Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сороковой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.10.2016 по делу N А79-5006/2016,
принятое судьей Борисовым Д.В.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, (ИНН 2126000651, ОГРН 1022101139268), Россия 428000, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Энгельса, 27, к акционерному обществу "Чувашская энергосбытовая компания", (ИНН 2128700232, ОГРН 1052128000033), Россия 428020, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Гладкова, д. 13 а,
о признании не подлежащим исполнению уведомления от 26.05.2016 N 06/01-2101, признании действий по введению ограничения режима потребления электрической энергии по уведомлению от 26.05.2016 N 01/01-2101 незаконными,
и встречному иску акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" к муниципальному унитарному предприятию "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики"
о признании уведомления от 26.05.2016 N 06/01-2101 подлежащим исполнению, обязании произвести действия, направленные на частичное ограничение режима потребления электрической энергии,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала - "Чувашэнерго", общества с ограниченной ответственностью "Энергосеть".
В судебном заседании приняли участие:
от истца (ответчика по встречным исковым требованиям) МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" - Горомова Е.Н. по доверенности N 5000/1 от 09.01.2017 сроком до 31.12.2017; Куликов А.В. по доверенности N 5000/2 от 09.01.2017 сроком до 31.12.2017;
от ответчика (истца по встречным исковым требованиям) АО "Чувашская энергосбытовая компания" - Лукина Т.А. по доверенности N 08/21-02 от 21.09.2016 сроком до 31.12.2017;
от третьих лиц - не явились, извещены.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное унитарное предприятие "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Предприятие, МУП "ЧТУ") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании не подлежащим исполнению уведомления акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" (далее - Общество, АО "ЧЭСК") от 26.05.2016 N 06/01-2101.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в уведомлении неправомерно указано на полное ограничение режима электропотребления по точкам поставки тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч.N 15) и тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114), поскольку согласно действующему законодательству частичное ограничение потребления электрической энергии предполагает сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности) в точках поставки до уровня ограничения, указанного в уведомлении, а не полное ограничение потребления. Тяговые подстанции относятся к электроприемникам первой категории, в результате введения в отношении них полного ограничения режима потребления на подстанциях будет нарушено функционирование особо важных объектов коммунального хозяйства и жизнедеятельности города Чебоксары. Уведомление содержит ссылку на счет от 13.04.2016 N 33400 за потребленную в мае 2016 года электрическую энергию; расчет авансовых платежей произведен на основании данных о стоимости потребленного в марте 2016 года энергоресурса, в то время как должен основываться на данных за апрель 2016 года. В уведомлении не указан срок, на который вводится частичное ограничение энергопотребления.
К производству арбитражным судом принято встречное исковое заявление АО "ЧЭСК" о признании уведомления от 26.05.2016 N 06/01-2101 подлежащим исполнению, обязании Предприятия по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести все действия, направленные на введение частичного ограничения режима потребления в полном объеме по точкам поставки потребителя тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч.N 15) и тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114).
В обоснование встречного иска АО "ЧЭСК" ссылается на наличие за Предприятием задолженности в сумме 41 492 959 руб. 14 коп. по оплате потребленной электрической энергии за февраль - март 2016 года, соблюдение условий и предусмотренной законом процедуры направления уведомления.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала - "Чувашэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Энергосеть".
Решением от 31.10.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики исковое заявление муниципального унитарного предприятия "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики удовлетворил. Признал не подлежащим исполнению уведомление акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" от 26.05.2016 N 06/01-2101 о планируемом введении ограничения режима потребления. В удовлетворении встречного искового заявления акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" отказал.
АО "ЧЭСК" не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы поясняет, что Арбитражный суд связывает факт первой категории надежности электроснабжения энергопринимающего устройства "Тяговая ПС N 14" с обязательностью применения к ограничению данной точки поставки в порядке, определенном лЛ 5-18 Правил ограничения.
Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, закреплены в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442.
Именно Правила ограничения устанавливают основания, порядок ограничения энергопотребления и являются специальной нормой права в данном вопросе.
При этом Арбитражным судом Чувашской Республики не учтена и не дана оценка доводу исполнителя услуг по данной точке поставки, сетевой компании ПАО "МРСК Волги", которая указала на обоснованность позиции АО "Чувашская энергосбытовая компания", в том числе в части ограничения потребления энергопринимающих устройств, относящихся к токоприемникам первой категории.
Также указывает, что суд пришел к необоснованному выводу, что применительно к МУП "ЧТУ" ограничение режима потребления электрической энергии необходимо проводить с учетом п.п. 15-18 Правил ограничения, так как законодатель исходит из необходимости проведения специальных мероприятий до полного ограничения режима потребления в отношении потребителей, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони, либо ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в целях защиты особо значимых охраняемых законом интересов.
Между тем МУП "ЧТУ" акт согласования аварийной и (или) технологической брони не имеет.
Не согласен с выводом суда о необходимости применения к МУП "ЧТУ" правил ограничения, предусмотренных пунктами 15-18 Правил ограничения.
Однако, согласно п. 18 Правил ограничения, в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно Приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
Указанное Приложение содержит закрытый перечень потребителей электрической энергии, ограничение которых производится в порядке п.17 Правил ограничения. Городской электротранспорт, к которому относится МУП "ЧТУ", в перечень, указанный в Приложении, не включен.
Таким образом, вывод Арбитражного суда Чувашской Республики о необходимости произведении ограничения режима потребления электрической энергии МУП "ЧТУ" в соответствии с п.15-18 Правил ограничения нарушает требования Правил ограничения и является ошибочным.
МУП "ЧТУ" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным и соответствующим требованиям действующего законодательства, в связи с чем просило оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 01.12.2014 между МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары -столицы Чувашской Республики и АО "Чувашская эпергосбытовая компания" заключен договор энергоснабжения N 01-01/65-295, в соответствии с которым гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии и оказывать услуги по передаче электрической энергии, а потребитель обязался оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги.
26.05.2016 в адрес МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" поступило уведомление N 06/01-2101 о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии. Указанное уведомление мотивировано тем, что по состоянию на 25 мая 2016 года за МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" числится непогашенная задолженность в размере 41 492 959 руб. 14 коп. за потребленную электрическую энергию в феврале - мае 2016 года.
Согласно уведомлению N 06/01-2101, в случае непогашения образовавшейся задолженности в полном объеме в срок до 07 июня 2016 года в отношении потребителя МУП "ЧТУ" будет введено ограничение режима потребления электрической энергии путем ограничения режима потребления в полном объеме по следующим точкам поставки электрической энергии:
- тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч. N 15);
- тяговая ПС-14 (пС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В силу положений статьи 546 ГК РФ ограничение (полностью и (или) частично) режима потребления электрической энергии и мощности потребителю производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Частью 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что Правительством Российской Федерации утверждается Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций.
Указанный Порядок должен обеспечивать:
- обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение Порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии; обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии в отношении потребителей для которых предусмотрен особый порядок предоставления обеспечения обязательств за счет средств бюджетов соответствующих уровней; недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
Исходя из положений части 7 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике", при применении Гарантирующим поставщиком Порядка ограничения им должно быть обеспечено соблюдение принципов и требований, перечисленных в указанном Федеральном законе и соответственно Порядок ограничения должен применяться Гарантирующим поставщиком в части, не противоречащей требованиям Федерального закона N 35-ФЗ.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены "Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии"), (далее - Правила N 442), которыми установлены основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии.
Пунктом 2 Правил N 442 предусмотрено ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в случае нарушения обязательств потребителя, выразившегося в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям (абзац 2 подпункта "б").
Как усматривается из материалов дела, АО "Чувашская энергосбытовая компания" указало в уведомлении в качестве просроченного денежного обязательства авансовые платежи за потребленную электрическую энергию в мае 2016 года.
МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" полагает, что на момент направления в адрес Предприятия уведомления о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии использовать в качестве основания наличие непогашенной задолженности за потребленную в мае 2016 года электрическую энергию преждевременно, поскольку окончательный расчет за потребленную электроэнергию производится на основании выставленного акта приема-передачи оказанных услуг и счета-фактуры после 18 числа месяца, следующего за расчетным, то есть после 18 июня 2016 года.
Пунктом 6.1 договора энергоснабжения от 01.12.2014 N 01-01/65-295 стороны предусмотрели, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится в случае неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности), в том числе обязательств оп предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежей.
Названное условие договора соответствует императивной норме, изложенной в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 Правил N 442.
Согласно пункту 5.5 договора в период с 1 до 10 числа расчетного месяца потребитель оплачивает 30% стоимости договорной величины электропотребления расчетного месяца, до 25 числа расчетного месяца 40% стоимости договорной величины; в срок до 18 числа включительно месяца, следующего за расчетным, потребитель производит оплату стоимости объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца.
Суд верно указал, что поскольку по состоянию на 26.05.2016 у Предприятия имелась задолженность по оплате электрической энергии (мощности) в размере 30% стоимости договорной величины электропотребления за май 2015 года (срок уплаты до 10.05.2016) и 40% стоимости договорной величины за май 2015 года (срок уплаты до 25.05.2016), Общество правомерно учло наличие данной задолженности в качестве основания введения режима ограничения по абзацу второму подпункта "б" пункта 2 Правил N 442.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанном в абзаце втором подпункта "б" пункта 2 настоящих Правил, - по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства или обязательства по договору с которым прекращаются.
Согласно пункту 5 Правил N 442 Ограничение режима потребления, инициированное в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, вводится сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии в точке (точках) поставки потребителя, в отношении которого требуется введение ограничения режима потребления (далее по тексту - исполнитель), а в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" и пунктом 6 настоящих Правил, - при участии указанных в пункте 6 настоящих Правил субисполнителей.
В силу пункта 7 Правил N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения: наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления; основания введения ограничения режима потребления; вид подлежащего введению ограничения режима потребления; сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения); сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 названных Правил, -также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления.
Уведомление о введении ограничения режима потребления электроэнергии N 1496 направлено АО "ЧЭСК" исполнителю (ПО "МРСК "Волги") письмом от 26.05.2016 N 06/01-2102 и получено сетевой организаций 27.05.2016.
Время и дата начала ограничения указаны 07.06.2016 в 10 час, время и дата прекращения ограничения - "согласно уведомлению о возобновлении режима энергопотребления".
Между тем, в уведомлении от 26 мая 2016 года N 06/01 -2101 в нарушение пункта 7 Правил N 442 не указан срок, на который вводится режим частичного ограничения потребления электрической энергии.
Согласно подпункту "а" пункта 15 Правил N 442 введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором подпункта "б" пункта 2 настоящих правил, осуществляется в следующем порядке:
- обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
- размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
- даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
- даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения.
Согласно подпункту "б" пункта 15 Правил N 442 в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления, вводится частичное ограничение режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 Правил N 442 на указанный в уведомлении срок.
Как следует из уведомления N 06/01-2101 в случае непогашения образовавшейся задолженности в полном объеме в срок до 07.06.2016 в отношении потребителя МУП "ЧТУ" будет введено ограничение режима потребления электрической энергии путем ограничения режима потребления в полном объеме по следующим точкам поставки электрической энергии:
- тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч. N 15);
- тяговая ПС-14 (пС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114).
В уведомлении также отражено, что режим частичного ограничения производится потребителем самостоятельно. В случае невыполнения требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении, введение частичного ограничения режима потребления производится в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 Правил ограничения на указанный в уведомлении срок.
Подпункт "в" пункта 7 Правил ограничения предусматривает, что под частичным ограничением понимается:
1) сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности);
2) прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца;
3) ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя.
В силу пункта 9 Правил N 442 частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно.
При невыполнении потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, такое ограничение осуществляется исполнителем (субисполнителем) при наличии технической возможности сокращения уровня потребления электрической энергии (мощности) потребителя с центров питания исполнителя (субисполнителя).
Техническая возможность частичного ограничения режима потребления с центров питания исполнителя (субисполнителя) отсутствует в случае, если ограничение режима потребления в требуемом объеме возможно осуществить только путем отключения всех объектов электросетевого хозяйства, питающих энергопринимающие устройства потребителя, что приведет к ограничению режима потребления ниже заданного уровня частичного ограничения и (или) уровня аварийной и (или) технологической брони, а отключение части питающих потребителя объектов электросетевого хозяйства не приведет к требуемому ограничению режима потребления.
Конкретный способ введения ограничения нормами Правил N 442 не предусмотрен, в связи с чем выбор такого способа оставлен на усмотрение исполнителя.
АО "ЧЭСК" в уведомлении указан способ частичного ограничения в виде ограничения режима потребления в полном объеме по точкам поставки: ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч. N 15 и ПС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114.
Между тем инициатором введения ограничения не учтено следующее.
Согласно акту о разграничении балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электротехнических устройств от 20.08.2013, составленным между ОАО "МРСК "Волги" и МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" через центры питания ПС "Южная", ЗРУ-6кВ, яч. 114 (резервный ввод) и ПС "ВНИИО" яч. 15 (основной ввод) осуществляется питание энергопринимающего устройства "Тяговая ПС N 14".
В приложении N 1 к договору энергоснабжения N 01 -01/65-295 отражено, что энергопринимающее устройство "Тяговая ПС N 14" имеет 1 категорию надежности электроснабжения.
Пунктом 6.1.4 Правил технической эксплуатации троллейбуса, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 26 марта 2011 года N АН-20-р тяговые подстанции городского электротранспорта отнесены к электроприемникам первой категории.
В соответствии с пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 08.07.2002 N 204 (далее Правила N 204), электроприемники первой категории являются электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Согласно пункту 1.2.19 Правил N 204 электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания.
Правила N 442 не содержат положений, прямо запрещающих производить ограничение режима потребления в отношении электроприемников потребителя первой категории надежности.
На основании подп. "б" п. 2 Правил N 442, ограничение режима потребления электрической энергии вводится при нарушении потребителем своих обязательств, выразившемся в неисполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
В п. 15 Правил ограничения установлено, что введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абз. 2 и 3 подп. "б", подп. "д" п. 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием:
размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям;
даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем;
даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:
введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с п. 9 или п. 11 настоящих Правил на указанный в уведомлении срок;
введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе (если введение частичного ограничения невозможно по причине, указанной в п. 11 настоящих Правил). Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
Уведомление от 26.05.2016 N 06/01-2001 не содержит конкретный срок, на который вводится режим ограничения потребления эклектической энергии; не содержит ссылок на событие, которое должно наступить и указать окончание срока введения режима потребления эклектической энергии.
Следовательно, АО "Чувашская энергосбытовая компания" не соблюден предусмотренный п. 15 Правил N 442 порядок введения ограничения потребления электрической энергии в отношении МУП "ЧТУ" в части надлежащего уведомления о введении ограничения режима потребления электроэнергии.
В силу пункта 18 Правил N 442 ограничение режима потребления в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям" к названным Правилам, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил N 442 не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.
При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами ограничения режима потребления.
Согласно пункту 2 приложения к Правилам ограничения режима потребления к числу потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов, - в отношении этих объектов.
Поскольку частичное ограничение путем полного ограничения было инициировано в отношении двух точек поставки, питающих энергопринимающее устройство "Тяговая подстанция N 14", перерыв электроснабжения которого может повлечь за собой опасность для жизни людей, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, суд признает данные действия инициатора ограничения не соответствующими Правилам N 442 и N 204.
Судом также учтено, что исходя из утвержденной схемы движения троллейбусных маршрутов введение полного ограничения отношении двух точек поставки, питающих энергопринимающее устройство "Тяговая подстанция N 14" неминуемо может привезти к неблагоприятным социальным последствиям, к значительному осложнению транспортной ситуации в Ленинском районе г.Чебоксары.
С учетом изложенного в целях недопущения нарушения законных прав и интересов Предприятия, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование о признании уведомления акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" от 26.05.2016 N 06/01-2101 о планируемом введении ограничения режима потребления не подлежащим исполнению.
В связи с удовлетворением первоначального искового заявления встречное исковое заявление о признании уведомления от 26.05.2016 N 06/01-2101 подлежащим исполнению, обязании Предприятия по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда провести все действия, направленные на введение частичного ограничения режима потребления в полном объеме по точкам поставки потребителя тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "ВНИИР" ЗРУ-6 кВ яч.N 15) и тяговая ПС-14 (ПС 110/6 кВ "Южная" ЗРУ-6 кВ яч. N 114) правомерно оставлено без удовлетворения.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые бы не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта. В связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 31.10.2016 по делу N А79-5006/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Чувашская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.Н. Фединская |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-5006/2016
Истец: МУП "Чебоксарское троллейбусное управление" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики
Ответчик: АО "Чувашская энергосбытовая компания"
Третье лицо: ООО "Энергосеть", ПАО "МРСК Волги" в лице филиала - !Чувашэнерго"