Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-3667/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А40-129461/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Поташова Ж.В., |
при ведении протокола |
Секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ГУОТ Самарской области и ФАС России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2016 по делу N А40-129461/16, принятое судьей В.Д. Поздняковым
по заявлению ГУОТ Самарской области
к ФАС России
3 лицо: ГКУ Самарской области "Управление капитального строительства"
об оспаривании решения по делу N П-105/16 от 17.05.2016 в части
при участии:
от заявителя: |
Акопян А.П. по доверенности от 09.01.2017; |
от ответчика: |
Удалых А.Д. по доверенности от 06.07.2016; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Главное управление организации торгов Самарской области обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России об оспаривании решения по делу N П-105/16 от 17.05.2016 в части положений: 1) о признании заказчика и уполномоченного органа нарушившим статью 31 Закона о контрактной системе в части установления излишних требований к участникам закупок; 2) о признании нарушением со стороны заказчика и уполномоченного органа части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе в части размещения технического задания в формате не позволяющем производить поиск и копирование.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2016 оспариваемое решение признано незаконным в части признания нарушением со стороны заказчика и уполномоченного органа части 5 ст. 112 Закона о контрактной системе в части размещения технического задания в формате не позволяющем производить поиск и копирование, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представители подателей апелляционных жалоб доводы апелляционных жалоб поддержали по мотивам, изложенным в них.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, для государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" Главным управлением организации торгов Самарской области (далее - Главное управление) в 2015 году были опубликованы извещения: 1) Запрос предложений на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Корректировка проектной документации и строительство тренировочного ледового комплекса с заглубленным паркингом по ул. Советской Армии в Октябрьском районе г. Самары" для государственного казенного учреждение Самарской области "Управление капитального строительства" (0142200001315002470); 2) Электронный аукцион на поставку механического оборудования для комплектации объекта: "Создание объекта капитального строительства "Технопарк в сфере высоких технологий, создаваемый в г. Тольятти Самарской области - строительство и (или) реконструкция объектов технопарков в сфере высоких технологий, в том числе объектов сетей водоснабжения, канализации, водоотведения, электроснабжение, теплоснабжения, бизнес-инкубаторов, бизнес- центров, административно-хозяйственных и транспортных объектов" (корпус 3.2) для государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" (0142200001315006569). 17.05.2016 Федеральная антимонопольная служба провела внеплановую проверку, по результатам которого вынесла решение по делу N П-105/16 от 17.05.2016 о признании в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе при проведении вышеуказанных закупок.
ФАС России в своем Решении (пп. 4 и 5) указывает, что при установлении излишних требований к участникам закупок и размещения технического задания в формате не позволяющем производить поиск и копирование фрагментов уполномоченным органом и заказчиком были нарушены части 1, 6 статьи 31 и часть 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заявитель, полагая что доводы и выводы, изложенные в оспариваемой части решения, являются необоснованными и не основанными на нормах действующего законодательства, обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемый судебный акт, исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4-5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 26 Информационной карты документации о проведении Запроса предложений установлены следующие единые требования к участникам Запроса предложений: "Допуск СРО по видам работ: п. 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) 33.3.Жилищно-гражданское строительство или 2. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов) 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования 16. Устройство наружных сетей водопровода 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей 16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода 17. Устройство наружных сетей канализации 17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных 17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных 17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей 17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев 20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи 20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ 20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно 20.10. Монтаж и демонтаж трансформаторных подстанций и линейного электрооборудования напряжением до 35 кВ включительно 20.12. Установка распределительных устройств, коммутационной аппаратуры, устройств защиты. Лицензия согласно постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 на выполнение видов работ: по пунктам 5, 10, 11".
Таким образом, документация о проведении Запроса предложений содержит неправомерное требование о наличии у участника Запроса предложений свидетельства о допуске к конкретным видам работ.
Кроме того, документация о проведении Запроса предложений содержит требование о наличии у участника Запроса предложений лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, для выполнения всех требуемых (закупаемых работ) наличие лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не требуется.
Таким образом, действия Заказчика, уполномоченного органа, установивших в документации о проведении Запроса предложений ненадлежащим образом требования о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации к конкретным видам работ, а также излишнее требование к участникам закупки о наличии у участника Запроса предложений лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, официальным сайтом Российской Федерации в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14 декабря 2010 года N 646/21 н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом, пунктом 3 которого установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктами 7, 8, 11 данного Положения предусмотрено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей.
При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 названного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб- интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов.
Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Ведение официального сайта и размещение, на нем информации осуществляются на русском языке.
Иных требований (за исключением требований о защите информации) по размещению на официальном сайте информации, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд опубликованию или размещению, ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ни Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом не содержат.
Таким образом, требование о наличии возможности поиска и копирования фрагментов текста проектной документации средствами веб-обозревателя не предусмотрено названными выше нормативными правовыми актами.
Доводы обеих апелляционных жалоб о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.10.2016 по делу N А40-129461/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129461/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2017 г. N Ф05-3667/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Главное управление организации торгов Самарской области, ГУОТ Самарской области
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: ГКУ Самарской области Управление капитального строительства