Требование: о признании незаконным акта органа власти по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А56-57167/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Лущаева С.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Николаевым И.И.
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от заинтересованного лица: 1) Чкалова Т.П. по доверенности от 21.12.2016;
2) Шевцова Е.Н. по доверенности от 11.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32861/2016) ООО "Банк БЦК-Москва" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2016 по делу N А56-57167/2016 (судья Терешенков А. Г.), принятое
по заявлению ООО "Банк БЦК-Москва"
к 1) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ленинградской области,
2) Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "БАНК БЦК-МОСКВА" (ОГРН 1077711000201, место нахождения: г. Москва, проезд Шмитовский, 3, 3, далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 8 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 28.04.2016 N 8205.
Решением суда от 14.10.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит судебный акт отменить. Податель жалобы полагает, что решение Инспекции вынесено с нарушением требований налогового законодательства. По мнению Общества, налоговый орган неправомерно применил повышенную ставку земельного налога за период до вынесения решения о выявлении нецелевого использования земельных участков. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Общество не использовало земельные участки в целях дачного строительства и извлечения прибыли.
Общество, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ.
В судебном заседании представители заинтересованных лиц против удовлетворения требований жалобы возражали, просили судебный акт оставить в силе.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной налоговым органом в отношении декларации по земельному налогу за 2015 год, представленной Обществом 26.02.2016, Инспекцией составлен акт от 14.03.2016 N 11600.
На основании материалов проверки и возражений налогоплательщика, Инспекцией принято решение от 28.04.2016 N 8205 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 765 716,60 руб., также заявителю доначислен земельный налог в размере 3 828 583 руб. и пени в размере 91 511,11 руб.
Решением УФНС России по Ленинградской области N 16-21-25/08757@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о правомерности выводов налогового органа.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и доводы жалобы, не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Статьей 388 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В силу абзаца первого подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В спорный период на территории муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 21.11.2014 N 18 в следующих размерах:
0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства (дачного строительства);
- предназначенных для размещения объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства;
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства (пункт 2.1 Решения N 18);
1% от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (пункт 2.2 Решения N 18);
1,5 (одна целая пять десятых) процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства.
Решением Совета депутатов муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 14.11.2013 N 12 (Решение N 12), установлены налоговые ставки земельного налога в следующих размерах:
0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства;
- отнесенных к землям особо охраняемых территорий и объектов (пункт 2.1. Решения N 12).
1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков (пункт 2.2. Решения N 12).
На основании статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, применение пониженной ставки земельного налога 0,3 процента возможно при соблюдении двух обязательных условий: отнесении земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения и их использовании для сельскохозяйственного производства, согласно целевому назначению земель.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлено, что Общество в проверяемом периоде являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 47:14:12-03-001:0147; 47:14:12-03-001:0148; 47:14:12-03-001:0149; 47:14:12-03-001:0151; 47:14:12-03-001:0152; 47:14:12-03-001:0162; 47:14:08-02-001:0156; 47:14:08-02-001:0157; 47:14:08-02-001:0158; 47:14:08-02-001:0159; 47:14:08-02-001:0160; 47:14:08-02-001:0161; 47:14:08-02-001:0165; 47:14:0802001:0155 расположенных по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, МО "Ропшинское сельское поселение", ЗАО "Красносельское", у д. Михайловская, рабочий участок 93, участки 5,4,3,20,22 и МО "Лопухинское сельское поселение", ЗАО "Лопухинка", у д. Новая Буря, рабочий участок 11. Категория земли- земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - "для дачного строительства".
В отношении земельных участков Обществом исчислен земельный налог за 2015 год с применением ставки в размере 0,3%, в то время как налоговым органом сделан вывод о необходимости применения ставки в размере 1,5%.
В соответствии с данными ЕГРЮЛ основным видом деятельности налогоплательщика является "Прочее денежное посредничество" (код по ОКВЭД 65.12), то есть деятельность не связанная с сельскохозяйственным производством.
Согласно статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально- хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства; дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 66-ФЗ установлено, что граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Положения Закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 ЗК РФ регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Следовательно, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства. Действующее законодательство не запрещает продажу некоммерческими организациями и физическими лицами в собственность юридических лиц земельных участков с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" и "для дачного строительства", однако отсутствие такого ограничения не означает, что покупатель земельного участка - юридическое лицо (коммерческая организация) имеет возможность использовать тот объем прав в отношении приобретенного земельного участка, который принадлежит лицам, ведущим дачное хозяйство или дачное строительство в целях, установленных Федеральным законом N 66-ФЗ.
Положениями действующего законодательства использование земельных участков для дачного строительства коммерческими организациями не предусмотрено. Переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач, ведения дачного хозяйства, к юридическому лицу не связан с реализацией указанных целей.
Следовательно, Общество, являясь коммерческой организацией, лишено права применять пониженную ставку земельного налога в отношении земельных участков, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства".
Аналогичная правовая позиция изложена в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: от 22.03.2011 N ВАС-2745/11 по делу NА26-3024/2010, от 21.01.2013 N ВАС-15663/12 по делу N А41-42470/2011, и Определениях Верховного суда Российской Федерации: от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869 по делу N А41-11328/14, от 18.05.2015 г. N 305-КГ14-9101 по делу N А41-63325/13, от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502 по делу N А41-8191/2014.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности и взаимосвязи все представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отклонил заявленные Обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.10.2016 по делу N А56-57167/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57167/2016
Истец: ДОЧЕРНЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АО "БАНК ЦЕНТРКРЕДИТ" ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАНК БЦК-МОСКВА"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N8 ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ