Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2017 г. N Ф10-2005/17 настоящее постановление оставлено без изменения
8 февраля 2017 г. |
Дело N А84-2991/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.02.2017.
В полном объеме постановление изготовлено 08.02.2017.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" - Пьяникина В.В., доверенность б/н от 26.09.2016; от Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя - Андреевой Я.И., доверенность б/н от 17.05.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.11.2016 года по делу N А84-2991/2016 (судья Минько О.В.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" (ул. Шмидта, д. 4А, оф. 2, г. Севастополь, 299011, ОГРН 1149204029072)
к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (ул. Ленина, д. 2, г. Севастополь, 299011)
о признании незаконным и отмене решений, обязании совершить определенные действия,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 11.11.2016 года по делу N А84-2991/2016 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" обратилось с апелляционной жалобой. Считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, ввиду чего подлежит отмене, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
30.10.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1149204029072.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно договору купли-продажи объекта недвижимого имущества от 24.02.2014, заключенного между Публичным акционерным обществом "Енергобанк" и Обществом с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции", заявителю на праве собственности принадлежит 88/100 недвижимого имущества, здания и сооружения, находящиеся по адресу: г. Севастополь, Камышовое шоссе, д. 63, а именно: лит. "А" механическая мастерская площадью 187,7 кв.м., лит. "а" пристройка, лит "А1" навес, без литеры крыльцо, лит. "Б" хранилище площадью 544,3 кв.м., лит. "б" навес, лит "б1" навес, лит. "В" универсальный многопрофильный цех 890 кв.м., лит. "Г" проходная, лит. "Ж" навес, лит. "З" хранилище N 1, лит. "И" бытовое помещение, лит. "и" навес, без литеры крыльцо, лит. "М" бытовое помещение, лит. "м" навес, без литеры крыльцо, лит. "Н" хранилище N 3, лит. "О" навес, лит. "Р" РБУ, лит. "У" хранилище инвентаря, лит. "Ф" навес, лит. "Х" гардеробная, лит. "Щ" проходная, лит. "Е" сарай, лит. "Ю" бытовое помещение, лит. "ю" навес, лит. "Я" сарай, без литеры ограждение и другие хозяйственные постройки.
15.03.2016 ООО "Новые Крымские инвестиции" обратилось в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости: сооружения лит. "Ж", расположенного: г. Севастополь, Камышовое шоссе, д. 63 (навес); сооружения лит. "О", расположенного: г. Севастополь, Камышовое шоссе, д. 63 (навес).
Вместе с заявлением были представлены следующие документы: договор купли - продажи N б/н от 24.02.2014; выписка из реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности N 18187191 от 24.02.2014; договор купли - продажи N б/н от 25.02.2014; выписка из реестра вещных прав на недвижимое имущество о регистрации права собственности N 18222231 от 25.02.2014.
11.04.2016 главным специалистом Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя Сокур С.В. принято решение N 91/5/15-38805 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном в г.Севастополе, Камышовое шоссе, д. 63, литера "Ж", на основании п.34 Приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости", поскольку сооружение - навес не имеет пространственных границ и не обладает признаками недвижимого имущества.
11.04.2016 главным специалистом Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя Сокур С.В. принято решение N 91/5/15-38826 об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, расположенном в г.Севастополе, Камышовое шоссе, д. 63, лит. "О" навес на основании п.2 ч.17 ст. 45 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2004 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", поскольку сооружение - навес не имеет пространственных границ и не обладает признаками недвижимого имущества.
Не согласившись с указанными выше решениями административного органа, Общество с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением, в котором просит: признать незаконными и отменить решения Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя N 91/5/15-38805 от 11.04.2016, N 91/5/15-38826 от 11.04.2016; обязать Управления осуществить кадастровый учет и внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании ненормативного правового акта арбитражный суд проверяет оспариваемый акт и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа, который принял данный акт, выясняет, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии со статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части первой статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции на дату спорных правоотношений) до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения) (далее - Закон N221-ФЗ).
Согласно частью 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ, сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о кадастре, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Статьей 22 Закона N 221-ФЗ, предусмотрен состав необходимых для кадастрового учета документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 18 статьи 45 Закона N 221-ФЗ сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости осуществляется в порядке, установленном частью 7 статьи 45 Закона N 221-ФЗ.
Пунктом 1 части 17 статьи 45 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если имеется несоответствие представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, и сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти (в том числе органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним), органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа кадастрового учета (пункт 2 части 17 статьи 45 Закона N 221-ФЗ).
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально- определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Пунктом 5 указанной статьи Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости).
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу названной нормы понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяемой совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав, в отношении которого самостоятельно может быть поставлен вопрос о праве.
Имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном именно под строительство объекта недвижимости. Более того, помимо неразрывной связи с землей объект недвижимости должен иметь самостоятельное функциональное назначение.
В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Судебная коллегия отмечает, что судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание доводы заявителя относительно заключения N 29 от 24.10.2016 по результатам проведенной специалистами Общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз, исследований и испытаний в строительстве", в соответствии с которым обследуемые сооружения (навесы) литеры "Ж" и "О" по выполненным конструктивным решениям и примененным строительным материалам сооружения являются капитальными строениями, относящиеся к недвижимому имуществу.
Так как в силу указанных выше норм, в частности статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости.
При этом суд также обоснованно отметил, что из содержания технических паспортов на общественные строения и сооружения на недвижимое имущество - здание N 63 расположенное по ул. Камышовое шоссе в г.Севастополе, полученные ООО "Енергобанк" 28.08.2013 и ОАО "Новые Крымские инвестиции" 22.10.2014 усматривается несоответствие в описании недвижимого имущества навеса лит. "Ж".
Учитывая изложенное суд первой инстанции, установив, что навес не относится к объекту недвижимости, поскольку не обладает его признаками: не имеет тесной связи с землей, не может быть индивидуализировано и не относится к незаменимым вещам, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и не могут послужить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
С учетом сделанных выводов апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 11.11.2016 года по делу N А84-2991/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Новые Крымские инвестиции" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2991/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 июня 2017 г. N Ф10-2005/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Новые Крымские инвестиции"
Ответчик: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2005/17
01.06.2017 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2471/16
08.02.2017 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2471/16
11.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2991/16