Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф04-901/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
8 февраля 2017 г. |
Дело N А27-11077/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белозеровой А.А.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 ноября 2016 года по делу N А27-11077/2016 (судья Е.И. Семенычева)
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное),
г. Кемерово
к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района, Кемеровская область, Кемеровский район, с.Березово (ОГРН 1034234003143, ИНН 4234004953)
о взыскании 8772,20 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее - заявитель, Пенсионный фонд, апеллянт) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района (далее - заинтересованное лицо, учреждение) о взыскании штрафных санкций за нарушение пенсионного законодательства в размере 8772,20 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 17 ноября 2016 года удовлетворены частично, с муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района в доход Пенсионного фонда взыскано 1586,1 рублей штрафа. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, указывая на непредставление 31 документов, что образует правонарушение, судом неправомерно применена статья 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) в отношении муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района проведена выездная проверка по вопросу соблюдения плательщиком страховых взносов правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам проведенной выездной проверки был составлен акт от 28.12.2015 N 279.
04.02.2016 пенсионным фондом вынесено решение N 20 о привлечении плательщика к ответственности, предусмотренной статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в виде штрафа в размере 6400 руб.; пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательною пенсионного страхования и Учреждению назначен штраф в размере 2372,20 руб. Общая сумма штрафа составила 8772,20 руб.
На основании решения от 04.02.2016 N 20 Ответчику выставлено требование от 03.03.2016 N 55 об уплате штрафных санкций.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности, пересчитав количество непредставленных документов, снизил размер штрафных санкций.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
В силу пункта 3 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Частью 1 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что виновным в совершении правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (часть 2 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (часть 3 статьи 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Вина организации в совершении правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения (ч. 4 ст. 42 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Таким образом, в целях привлечения страхователя к ответственности страховщик должен объективно установить наличие в действиях (бездействии) страхователя вины в совершении нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела, 02.11.2015 директору муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района было вручено требование о предоставлении документов от 02.11.2015 N 261 по приведенному в нем перечню из 32 позиций, а именно истребованы: главная книга за 2012 год (помесячно), журнал операций расчетов по оплате труда с января по декабрь 2012 (помесячно); журнал операций с безналичными денежными средствами за январь 2012 и с марта по август (помесячно); первичные банковские документы за март 2012.
Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Березовская основная общеобразовательная школа - интернат психолого - педагогической поддержки" Кемеровского муниципального района в нарушение части 5 статьи 37 Закона N 212-ФЗ не представлены документа, поименованных в требовании от 02.11.2015 N 261.
Отказывая в удовлетворении требования о начислении суммы штрафа за непредставление 32 документов, суд обоснованно пришел к выводу, что заинтересованным лицом не представлено три документа, а именно: главной книги за 2012 год, журнала операций расчетов по оплате труда за 2012, а так же журнала операций с безналичными денежными средствами за 2012.
Доказательств иного апеллянтом в материалы дела в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, позиция о том, что истребуемые журналы и книги велись обществом помесячно апеллянтом со ссылками на конкретные доказательства и нормы права не обоснована.
Согласно статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе выездной проверки проверены индивидуальные сведения о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже на 30 застрахованные лиц. В результате проверки первичных бухгалтерских документов выявлено несоответствие страховых взносов, начисленных в индивидуальных сведениях, и страховых взносах, начисленных по результатам проверки, на 3 застрахованных лиц.
16.05.2016 на основании акта выездной проверки от 28.12.2015. N 279 ответчиком представлены корректирующие формы сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, в отношении которых были выявлены нарушения по начисленным страховым взносам и страховому стажу.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ), за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Исходя из правовой позиции, сформулированной Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", размер штрафа, подлежащего взысканию за непредставление или представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены либо представлены неполные сведения.
Судом установлено, что учреждение привлечено к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете с начислением финансовых санкций.
Страховые взносы в отношении застрахованных лиц, по которым должны были быть представлены исходные и корректирующие формы индивидуальных сведений по установленным нарушениям, составили 47444,06 руб. в том числе: на страховую часть трудовой пенсии в сумме 42349,62 руб.; на накопительную часть в сумме 5094,44 руб.
Сумма штрафа начисленная пенсионным фондом с учетом нарушения срока представления сведений на 1 день правомерно составила 2372,20 руб.
Отклоняя довод апелляционной жалобы о применение судом статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Правомочия суда применительно к признанию того или иного обстоятельства смягчающим ответственность нарушителя и определению конкретных пределов снижения финансовых санкций по конкретному делу, в том числе, по спору о взыскании органом Пенсионного фонда РФ финансовых санкций, были установлены положениями ст. 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), который регулирует правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, в силу чего, применим при привлечении страхователей к ответственности, в том числе, установленной Законом N 27-ФЗ.
Действующая до 1 января 2015 года статья 44 названного Федерального закона N 212-ФЗ предполагала установление обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение правонарушения, судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и их учет при привлечении к ответственности (часть 4), причем перечень смягчающих обстоятельств носил открытый характер.
С принятием Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ указанная статья Закона N 212-ФЗ утратила силу, а его статья 39 "Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки" подверглась изменениям, по смыслу которых, в соответствии с действующей редакцией руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения (пункт 4 части 6 статьи 39). Выявлять же обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, и учитывать их при назначении наказания руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов не должен, в связи с чем и суд, по буквальному смыслу названных законоположений, при проверке законности и обоснованности решения о привлечении к ответственности также не может учесть такие обстоятельства и снизить размер назначенного наказания. Соответствующие изменения внесены положениями подпункта "а" пункта 22 и пункта 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
Одновременно в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Руководствуясь данным подходом, учитывая необходимость единообразного применения правовых норм, регламентирующих правила применения ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования, суд первой инстанции правомерно исходил из возможности снижения размера финансовых санкций, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом судом учтено, что принцип уменьшения размера штрафных санкций в случае установления обстоятельств, смягчающих ответственность правонарушителя, обусловлен возможностью достижения цели применения наказания за совершение конкретного правонарушения взысканием штрафа, сниженного до соответствующих пределов.
Судом учтены указанные заявителем смягчающие вину обстоятельства: совершение правонарушения без умысла; отсутствия у Учреждения задолженности по страховым взносам, отсутствие негативных последствий для бюджета Пенсионною фонда, а также факт осуществления Учреждением государственно значимой деятельности, степень общественной опасности допущенного правонарушения, в связи с чем вывод о наличии оснований для снижения штрафа в общей сумме 3172,2 руб. в 2 раза является обоснованным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого судебного акта, повторяют позицию Фонда социального страхования, изложенную в ходе рассмотрения дела, которой судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, обстоятельства дела, а также доказательства, представленные участниками арбитражного процесса в обоснование своих требований и возражений на основании статьи 65, 70 АПК РФ правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Общества.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 17 ноября 2016 года по делу N А27-11077/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11077/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2017 г. N Ф04-901/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное)
Ответчик: муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Березовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" (с группами для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) Кемеровского муниципального района