город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2017 г. |
Дело N А32-32659/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Величко М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Конозовой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Хомякова А.В. по доверенности N ТЦФТО-СК/006 от 25.05.2015, паспорт
от ответчика: представитель Деревенец И.В. по доверенности N Д-УТА-25.12.14-Г/439-1 от 05.12.2014, паспорт
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2016 по делу N А32-32659/2016 (судья Гречко О.А.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к ответчику акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", истец, железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "ТМТП", порт, ответчик) о взыскании платы за время нахождения на пути общего пользования в размере 429 656, 88 руб.
В процессе рассмотрения спора от истца в суд первой инстанции поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания 20 488, 34 руб., из которых: 1 938, 74 руб. по акту общей формы N 9/5798, 18 549, 60 руб. по акту общей формы N 9/5688 (в части платы по ж.д. накладной ЭИ272954).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в упрощенном производстве в порядке главы 29 АПК РФ.
Решением от 21.12.2016 принят частичный отказ от иска. С ОАО "ТМТП" в пользу ОАО "РЖД" взыскана задолженность по договору N 85/4 от 24.01.2012 в размере 409 168, 54 руб., расходы по госпошлине в сумме 11040 руб. 32 коп. В остальной части производство по делу прекращено. ОАО "РЖД" возвращена излишне уплаченная государственная пошлина за подачу искового заявления в размере 552, 82 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 21.12.2016 (резолютивная часть от 29.11.2016) отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает, что ведомости подачи и уборки вагонов не содержат информации о невыполнении срока оборота вагонов с указанием виновной стороны, которой может являться также и перевозчик, производящий как подачу, так и уборку вагонов. Согласно изложенным в актах общей формы обстоятельствам, не подтверждаемым транспортной железнодорожной накладной, и в соответствии со статьями 33 и 97 УЖТ РФ АО "ТМТП" имеет право предъявления встречного иска за нарушение срока доставки груза. Также истец неверно толкует понятие "срок оборота вагонов", который для ОАО "ТМТП" определен пунктом 12 Договора N 85/4 на подачу и уборку вагонов. Истец указывает, что право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено п. 4.7. Правил N26, что не соответствует действительности. АО "ТМТП" производило обработку вагонов в соответствии с Договором N 85/4 на подачу и уборку вагонов. Причин нахождения вагонов на путях общего пользования, зависящих от АО "ТМТП", не допускалось. Нарушение сроков уборки вагонов перевозчиком привело к занятости железнодорожного пути необщего пользования АО "ТМТП" вагонами с оконченной грузовой операцией и ограничению возможности приема вагонов с экспортными грузами с путей общего пользования на пути порта.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "ТМТП" (порт) заключен договор N 85/4 на подачу и уборку вагонов на ж/д путь необщего пользования порта, принадлежащий дороге при станции Туапсе-Сортировочная СКЖД от 24.01.2012, в соответствии с которым осуществляется эксплуатация ж/д пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, примыкающего к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД стрелочным переводом N 207 к пути N 6 и стрелочным переводом N 228 к пути N 5 паркам "В", обслуживаемого локомотивом порта, арендуемым у дороги.
Пунктом 22 установлен срок действия договора до 01.02.2017.
Указанным договором урегулирован порядок подачи, уборки и продвижения вагонов, а также платежи, которые вносит порт перевозчику.
Пунктом 5 договора установлен порядок подачи вагонов, периодичность подач, порядок уведомления. Пунктом 5.6 договора установлено, что поданные на ж/д путь необщего пользования порта вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятки приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточной операции. Сдаваемые на ж/д путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика и маневровой бригадой станции Туапсе-Сортировочная на ж/д выставочные пути N 5 или N 6 парка "В" в количестве не более 13 вагонов. По согласованию сторон допускается подача вагонов локомотивом перевозчика на свободные участки внутриподъездных путей порта (п. 6 договора). В соответствии с п. 7 договора с ж/д пути необщего пользования вагоны возвращаются на выставочные пути N 5, 6 парка "В" в количестве не менее 13 порожних или 10 груженых вагонов. Маневровые работы по подаче вагонов с выставочных путей к местам погрузки, выгрузки, на перевеску, протарку, дозировку, расстановку и перестановку групп вагонов по местам погрузки выгрузки, а также уборки с мест погрузки, выгрузки производятся локомотивом порта, арендованным у дороги (п. 8 договора). Пунктом 12 на ж/д пути необщего пользования порта устанавливается срок оборота вагонов - 6,0 часов.
Пунктом 12 договора установлен срок оборота вагонов 6 часов.
Пунктом 15 договора установлены платежи, которые вносит порт перевозчику, в том числе в п. 17.6 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания ж/д путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В период ноябрь - декабрь 2015 г. в адрес ответчика - грузополучателя на станцию назначения Туапсе-Сортировочная следовали 5 поездов, которые перевозчик был вынужден остановить в пути следования на промежуточных станциях в связи с несвоевременной выгрузкой грузополучателем ранее прибывших на станцию Туапсе - Сортировочная вагонов (нарушением технологических сроков оборота вагонов).
Обстоятельства задержки вагонов на промежуточных станциях зафиксированы в актах общей формы, перечисленных в расчете, в которых указаны номера вагонов и продолжительность задержки на промежуточной станции, причина задержки - невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом.
Ответчик подписал акты общей формы с разногласиями.
Общая сумма платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций составила 409 168, 54 руб.
В адрес ответчика были направлены претензии с требованием о внесении платы за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, в удовлетворении которых ответчиком отказано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД" с исковым заявлением в суд.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации размер платы за пользование вагонами и контейнерами определяется договором, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам, так как дорога в силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В пункте 17.6 договора N 85/4 сторонами согласовано, что ответственность за задержку вагонов на путях станции Туапсе-Сортировочная в ожидании подачи и на промежуточных станциях порт несет в соответствии со ст. 39 Устава, пунктами 4.6, 4.7 Правил эксплуатации обслуживания ж/д путей необщего пользования по ставкам платы, предусмотренным пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Проанализировав нормы п. 11, 12 Тарифного руководства N 2 и п. 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, применение которых к спорным правоотношениям вытекает из условий заключенного сторонами договор, суд установил, что пункты 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования определяют случаи, в которых перевозчику вносится плата за пользование вагонами: п. 4.6 предусматривает внесение платы за пользование вагонами в случае задержки таковых на путях станции назначения, п. 4.7 предусматривает внесение платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях. При этом в Правилах содержится указание на внесение платы, независимо от принадлежности вагонов.
Таким образом, согласовав в договоре условие о внесении платы в соответствии с п. 4.6, 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей, стороны определили обстоятельства внесения платы: нахождение вагонов на путях станции назначения и в пути следования, сославшись на внесение платы по ставкам п. 11, 12 Тарифного руководства N 2 стороны согласовали размер платы как за вагоны принадлежащие, так и не принадлежащие перевозчику.
Как следует из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы N N 9/5756, 9/5688, 9/5527, 9/5621, в которых указана причина задержки вагонов на промежуточных станциях - невозможность обеспечения своевременной выгрузки портом груза уголь.
Поезд с индексом 8000-758-5334 (54 вагона) задержан на станции Мирскач по причине невозможности обеспечения портом выгрузки вагонов с грузом уголь, составлен акт общей формы N 9/5756;
Поезд с индексом 8000-725-5334 (56 вагонов) задержан на станции Тихонькой по причине невозможности обеспечения портом выгрузки вагонов с грузом уголь, составлен акт общей формы N 9/5688;
Поезд с индексом 8000-723-5334 (58 вагонов) задержан на станции Овечка по причине невозможности обеспечения портом выгрузки вагонов с грузом уголь, составлен акт общей формы N 9/55271;
Поезд с индексом 6573-942-5334 (57 вагонов) задержан на станции Псекупс по причине невозможности обеспечения портом выгрузки вагонов с грузом уголь, составлен акт общей формы N 9/5621;
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов, акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4 Правил составления актов при перевозках грузов ж/д транспортом, в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;
В пункте 3.5 Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт и причина задержки вагонов (необеспечение ответчиком как грузополучателем сроков выгрузки вагонов) удостоверены актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Причина задержки (нарушение срока оборота вагонов) является зависящей от ответчика, т.к. обязанность ответчика соблюдать данный срок установлена п. 12 договора N 85/4, в связи, с чем суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований в части 409 168, 54 руб.
Нарушение ответчиком срока оборота вагонов подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов за N N 114635, 114656, 114657, 114672, 114675, 114676, 115692, 115695, 115708, 115729, 115733,115752, 115769, 116784, 116787, 116801,116806, 116825, 116846, 116848, 116869, 121887, 121892, 121907, 121909, 121940.
Порт полагает, что ответственность за нарушение срока оборота вагонов лежит на перевозчике.
Данные доводы отклонены судом в силу следующего.
Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов регламентирован Приказом N 67 от 29.09.2003 "Об утверждения Порядка разработки и определения технологических сроков оборота вагонов и технологических норм погрузки грузов и выгрузки грузов из вагонов (далее -Порядок).
Согласно статье 55 УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок заключения и исполнения такого договора регламентирован Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26.
Согласно п. п. 4.3 и 4.5 Правил время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Довод порта в этой части не соотносится с пунктом 5.6. договора N 85/4, согласно которому, поданные на железнодорожный путь необщего пользования ОАО "ТМТП" вагоны находятся на ответственности порта с момента передачи вагонов согласно памятке приемосдатчика до времени приема приемосдатчиком станции Туапсе-Сортировочная уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, увеличенное на время проведения приемо-сдаточных операций.
Согласно ведомостям подачи и уборки вагонов (графа 4), содержащим обобщенные данные памяток приемосдатчика, в расчетное время нахождения вагонов у ответчика входит количество часов с момента подачи вагонов на выставочный путь до момента получения уведомления о завершении грузовой операции.
Довод заявителя жалобы о том, что нарушение сроков уборки вагонов приводит к нарушению сроков оборота вагонов, противоречит пункту 2.1. Порядка, которым определено, что "При расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:
маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно;
маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
маневровая работа по расстановке вагонов по местам погрузки, выгрузки и их уборке после выполнения грузовых операций;
выполнение грузовых операций;
маневровая работа по перестановке вагонов в процессе выполнения сдвоенных операций;
маневровая работа по формированию групп вагонов (если это требуется по технологии);
приемо-сдаточные операции;
прочие операции (взвешивание, ожидание подачи и уборки на места погрузки, выгрузки, межоперационные простои)".
Уборка вагонов на путь общего пользования в срок оборота вагонов, разрабатываемый для пути необщего пользования, Порядком не включена.
Пунктом 9 договора 85/4 установлено, что о готовности вагонов к уборке техник по вагонным операциям порта подает приемосдатчику станции Туапсе-Сортировочная уведомление о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке, которое вносится в графу 4 ведомости подачи и уборки вагонов, завершая временной период, нарушение которого учитывается в целях взимания платы.
Согласно абз. 5 пункта 9 договора 85/4 готовые к уборке вагоны убираются локомотивом перевозчика с железнодорожных выставочных путей N 5 или N 6 в течение 2 часов после получения уведомления порта о завершении грузовой операции и готовности вагонов к уборке.
Таким образом, довод ответчика о том, что в срок оборота включается время на ожидание отправления вагонов на станцию, операции по отправлению вагонов и отправление вагонов на станцию примыкания, не соответствует условиям договора между сторонами.
Пункт 4.7. Правил не содержит в качестве обязательного условия для начисления платы отказ грузополучателя, на отсутствие которого ссылается ответчик.
Довод порта о том, что задержка уборки вагонов перевозчиком освобождает его от обязанности вносить спорную плату, отклонен судом в силу следующего.
Пункт 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожным путей необщего пользования ставит обязанность вносить плату за пользование вагонами в прямую зависимость от выполнения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов: "Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов".
Железная дорога представила в материалы дела все доказательства, обосновывающие и подтверждающие требования последнего. В то же время, ответчик не подтвердил документально довод о том, что причиной нахождения вагонов, прибывших в адрес порта на путях общего пользования явилось нарушение перевозчиком сроков уборки вагонов с путей необщего пользования, принадлежащих ответчику.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении ответчиком своих обязательств перед истцом в сумме 409 168, 54 руб.
Аналогичная правовая позиция по схожему спору между теми же сторонами изложена в Постановлении АС СКО от 16.01.2017 по делу N А32-32880/2015.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.12.2016 (резолютивная часть от 29.11.2016) по делу N А32-32659/2016 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Г. Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32659/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД", Северо-Кавказкий ТЦФТО, ОАО "Российские железные дороги" влице Северо-Кавказской железной дороги-филиала "Ржд"
Ответчик: ОАО ТМТП