Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12 апреля 2017 г. N Ф06-19445/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А12-41755/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Акимовой М.А., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефановым Е.Е.,
при участии в судебном заседании представителя ТСЖ "Комус-1" Полякова М.Г., действующего на основании доверенности от 10.07.2016, представителей ООО "Виктори МОЛ" Алещенко С.В., действующей на основании доверенности от 30.01.2017 N 2, Евстегнеевой Д.В, действующей на основании доверенности от 30.01.2017 N 1,
иные стороны в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктори МОЛ" (г. Волгоград, ИНН 3444125092, ОГРН 1053444080414)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2016 года по делу N А12-41755/2016 (судья Пономарева Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Виктори МОЛ" (г. Волгоград, ИНН 3444125092, ОГРН 1053444080414) к Комитету по рекламе администрации Волгограда (г. Волгоград)
о признании недействительными предписаний,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, товарищества собственников жилья "Комус - 1" (г. Волгоград),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Виктори МОЛ" (далее - ООО "Виктори МОЛ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительными предписаний комитета по рекламе администрации Волгограда от 07.07.2016 N 545, N546 о демонтаже рекламных конструкций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Комус - 1".
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, Общество обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по изложенным в ней основаниям.
Комитетом по рекламе администрации Волгограда, ТСЖ "Комус-1" в порядке, установленном статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу с просьбой решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2016 года по делу N А12-45755/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Виктори МОЛ" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ТСЖ "Комус-1" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Информация о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий размещена на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Виктори МОЛ" на праве собственности принадлежит незавершенное строительством встроенное нежилое помещение, расположенное по адресу: Волгоград, улица Краснознаменская, 7.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от 09.11.2011 серии 34-АА N 674014, 674015 обществу на праве собственности также
принадлежат сооружения - незавершенные строительством конструкции рекламного блока "А" и "Б", степень готовности 90 процентов, расположенные по адресу: Волгоград, улица Краснознаменская, 7.
В ходе проведения мониторинга территории Волгограда на предмет выявления фактов установки или эксплуатации незаконных рекламных конструкции главным специалистом отдела инспектирования и договорной работы комитета по рекламе администрации Волгограда установлено, что ООО "Виктори МОЛ" допустило установку двух рекламных конструкций - крышная 11,00-м*5,00-м*2 ст по адресу: Волгоград, Краснознаменская, 7 без разрешения на их
установку и эксплуатацию, о чем составлены акты проверки от 07.07.2016 N 305, 306.
В связи с выявленными нарушениями комитетом по рекламе администрации Волгограда вынесены предписания от 07.07.2016 N 545, N 546 о демонтаже рекламных конструкций.
Считая данные предписания не соответствующими закону и нарушающими его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом или действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Положением о комитете по рекламе администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/972, комитет является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда, созданным для реализации полномочий органов местного самоуправления Волгограда в сфере распространения наружной рекламы, праздничного оформления Волгограда, осуществляет контроль за соблюдением требований муниципальных правовых актов Волгограда при установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории Волгограда, принимает меры, направленные на демонтаж рекламных конструкций, установленных с нарушением правил, закрепленных законодательством Российской Федерации о рекламе и муниципальными правовыми актами Волгограда, выдает предписания о демонтаже рекламных конструкций.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
В силу части 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе".
Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Требования настоящей статьи в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики в случае размещения рекламы непосредственно на указанных объектах (без использования конструкций и приспособлений, предназначенных только для размещения рекламы) (часть 23 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 N 36/1129 утверждены Правила распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, согласно пункту 3.12. которых рекламные конструкции должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены, смонтированы и установлены с соблюдением требований технических регламентов и других нормативных актов, содержащих требования для конструкций данного типа (вида), настоящих Правил.
Согласно пункту 3.20. Правил распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград не допускается установка рекламных конструкций, не предусмотренных приложением 1 к настоящим Правилам. Рекламные конструкции, установленные с нарушением настоящих Правил, подлежат демонтажу в соответствии с настоящими Правилами, действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок демонтажа рекламных конструкций регламентирован разделом 5 Правил распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 N 36/1129, согласно которому выявление фактов установки и (или) эксплуатации незаконных рекламных конструкций осуществляется комитетом по рекламе администрации Волгограда при проведении мониторинга территории Волгограда (пункт 5.1). Комитет по рекламе администрации Волгограда при выявлении незаконных рекламных конструкций проводит работу по установлению их собственников (владельцев) (пункт 5.2). В случае установления собственника (владельца) незаконной рекламной конструкции ему вручается либо направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении предписание о демонтаже незаконной рекламной конструкции (далее - предписание) в течение 3 дней с момента установления собственника (владельца) рекламной конструкции. Одновременно предписание может быть размещено непосредственно на рекламной конструкции. В случае если собственник (владелец) рекламной конструкции не установлен, предписание помещается непосредственно на рекламную конструкцию, опубликовывается в официальном печатном издании администрации Волгограда, а информация о выданном предписании размещается на официальном сайте администрации Волгограда. В этом случае датой получения предписания будет являться дата публикации предписания в официальном печатном издании администрации Волгограда. Собственник (владелец) незаконной рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж незаконной рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение 3 дней со дня выдачи указанного предписания (пункт 5.3).
При этом законодательство Российской Федерации о рекламе, муниципальные правовые акты Волгограда не содержат нормативных требований, в силу которых комитет обязан уведомлять владельца средств наружной рекламы о мероприятиях мониторинга, составлять акты проверочных мероприятий в присутствии представителей заявителя.
Отсутствие соответствующего уведомления, составление актов проверочных мероприятий без участия представителей владельца рекламных конструкций не лишает его возможности предоставить свои возражения по существу возникшего спора.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что отнесение к рекламным указанных конструкций, в отношении которых вынесены оспариваемые предписания о демонтаже от 07.07.2016 N 545, N546, подтверждается указанием на целевое назначение объектов в свидетельствах о праве собственности заявителя на: незавершенную строительством конструкцию рекламного блока "А", кадастровый номер 34-34-01/414/2007-036, незавершенную строительством конструкцию рекламного блока "Б", кадастровый номер 34-34-01/414/2007-035, а степень готовности металлоконструкций не имеет связи с обстоятельствами настоящего дела.
Неразмещение заявителем на обозначенных конструкциях рекламы не изменяет целевое назначение конструкции рекламного блока "А" и конструкции рекламного блока "Б".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Общества о признании недействительными предписаний Администрации Волгограда от 07.07.2016 N 545, 546 о демонтаже рекламных конструкций.
Довод апеллянта о том, что общество приобрело имущество: незавершенное строительством встроенное нежилое помещение и сооружения - незавершенные строительством конструкции рекламного блока "А" и рекламного блока "Б", разрешение на строительство которого согласовано и оформлено в установленном порядке, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования и иных технических средств стабильного территориального размещения и установки рекламных конструкций определен Федеральным законом "О рекламе", согласно которому установка и эксплуатация рекламных конструкций допускаются при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района (городского округа), на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Доказательств наличия такого разрешения на установку спорных рекламных конструкций апеллянтом в материалы дела не представлено.
Довод апеллянта о том, что рекламные конструкции являются конструктивной частью здания и не могут быть демонтированы в рамках ФЗ "О рекламе" также отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку согласно Техническому заключению по результатам обследования двух металлических каркасов рекламы, находящихся на кровле корпусов А и Б 23-х этажного жилого дома по ул. Краснознаменская 7 в Центральном районе г. Волгограда, проведенному в июне-июле 2012 г., выданному ООО "Научно-производственное предприятие "Кермет", из-за указанных конструкций на последних этажах многоквартирного дома возникает вибрация, которая может вызвать неприятные ощущения у людей, что регламентируется СанПин 2.1.2.1002-00.
При обследовании данных конструкций было выявлено 33 их дефекта, в т.ч. отсутствие сварных швов, разрывы швов, коррозии металла (7%), разрывы металла.
В данном техническом заключении указывалось на необходимость безотлагательного выполнения ремонтно-восстановительных мероприятий для устранения дефектов и повреждений металлических каркасов. Однако до настоящего момента каких-либо ремонтно-восстановительных работ собственником произведено не было.
Также согласно Техническому заключению от 2013 г., проведенному Волгоградским государственным архитектурно-строительным университетом, по экспресс обследованию двух металлических каркасов рекламных конструкций, находящихся на кровле корпусов А и Б многоквартирного жилого дома по адресу ул. Краснознаменская, 7 Центрального района г. Волгограда, и в 2013 г. какие-либо восстановительные мероприятия рекламных конструкций не проведены.
До настоящего времени ООО "Виктори Молл" каких-либо действий по восстановительным мероприятиям рекламных конструкций не произвело, хотя на это указывалось и в 2012 г. и в 2013 г.
Кроме того, судом апелляционной инстанции указывается на письмо Комитета гражданской защиты населения Администрации Волгограда N 3124-и от 2512.2012 г. из которого следует, что воздействие на конструкции разнонаправленной ветровой нагрузки, коррозии узлов прочности и несущих элементов ослабляет их и может спровоцировать обрушение стальных профилей; в связи с размещением конструкций рекламных блоков на высотном здании (на отметке около 52 метров), расположенном в месте массового скопления людей, непредсказуемостью интенсивности ослабления крепления стальных элементов - может стать угрозой для жизни, здоровья людей и их имущества, оказавшихся в зоне обрушения данных конструкций.
Таким образом, указанные конструкции могут привести к причинению вреда жизни, здоровью и имуществу людей при обрушений, а также разрушению общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (крыши, внешних стен).
В тоже время согласно п. 3.12 Правил распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденных Решением Волгоградской городской Думы от 27.11.2015 N 36/1129 рекламные конструкции должны быть безопасны, спроектированы, изготовлены, смонтированы и установлены с соблюдением требований технических регламентов и других нормативных актов, содержащих требования для конструкций данного типа (вида), настоящих Правил.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виктори МОЛ" следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 24 октября 2016 года по делу N А12-41755/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Н.В.Луговской |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-41755/2016
Истец: ООО "ВИКТОРИ МОЛ"
Ответчик: Комитет по рекламе администрации Волгограда
Третье лицо: ТСЖ "Комус-1"
Хронология рассмотрения дела:
12.04.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-19445/17
08.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13630/16
11.11.2016 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12315/16
24.10.2016 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-41755/16