г. Вологда |
|
06 февраля 2017 г. |
Дело N А13-10364/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 февраля 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" Соловьевой С.Е. по доверенности от 01.08.2016, Липатникова С.А. по доверенности от 06.10.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2016 года по делу N А13-10364/2016 (судья Лукенюк О.И.),
установил:
открытое акционерное общество "Северсталь-метиз" (место нахождения: 162610, Вологодская обл., г. Череповец, ул. 50-летия Октября, д. 1/33; ОГРН 1043500252058, ИНН 3528090760, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области (место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 25; ОГРН 1103525003900, ИНН 3525237735, далее - Управление) о возложении на ответчика обязанности утвердить акты о снятии с учета следующих защитных сооружений гражданской обороны: убежища инв.N 36/190 II класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:5636, общая площадь 407,7 кв.м., адрес: Вологодская область, г.Череповец, ул.50-летия Октября, 1/33); убежища инв.N 36/194 III класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:2626, общая площадь 220, 3 кв.м., адрес: Вологодская область, г.Череповец, ул.50-летия Октября, 1/33); убежища инв. N 36/195 III класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:2628, общая площадь 226, 2 кв.м., адрес: Вологодская область, г. Череповец, ул. 50-летия Октября, 1/33).
Решением суда от 19 октября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на спорные объекты. Судом неправомерно не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области.
Общество в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании с доводами подателя жалобы не согласились, просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на балансе Общества учтены помещения защитных сооружений гражданской обороны - убежище инв.N 36/190 II класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:5636, общая площадь 407,7 кв.м., адрес: Вологодская область, г.Череповец, ул.50-летия Октября, 1/33); убежище инв.N 36/194 III класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:2626, общая площадь 220, 3 кв.м., адрес: Вологодская область, г. Череповец, ул. 50-летия Октября, 1/33); убежище инв. N 36/195 III класса (нежилое помещение, кадастровый номер 35:21:0102001:2628, общая площадь 226, 2 кв.м., адрес: Вологодская область, г.Череповец, ул. 50-летия Октября, 1/33). Указанные сооружения были введены в эксплуатацию в 1971 и в 1978 годах.
Спорные объекты принадлежат на праве собственности Российской Федерации в соответствии с нормами Федерального закона от 12.02.1998 "О гражданской обороне" N 28-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 214), в частности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125).
Управлением 01.03.2013 принято распоряжение N 52-р "О создании комиссии для снятия с учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности и составляющих имущество казны Российской Федерации" (том 1, листы 29-30).
Комиссия была создана для подготовки документации для снятия с учета вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны, по результатам обращения истца с заявлением от 29.10.2012 о снятии с учета защитных сооружений.
Комиссией были приняты решения о снятии с учета вышеуказанных защитных сооружений гражданской обороны в связи с физическим износом, утратой расчетных защитных свойств ограждающих и несущих конструкций, о чем были составлены соответствующие акты: акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 36/190, встроенного в здание административно-бытового корпуса калибровочного цеха Общества; акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 36/194, встроенного в здание административно-бытового корпуса сталепроволочного цеха N 2 Общества; акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны инвентарный номер 36/195, встроенного в здание административно-бытового корпуса канатного цеха Общества (том 1, листы 31-47).
Вышеуказанные акты о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны с прилагаемой в установленном порядке документацией согласованы в МЧС России 26.05.2015.
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа МЧС к акту о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны прилагается, в частности, выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
К вышеуказанным актам были приложены выписки из реестра федерального имущества от 28.03.2013 N 69/2, от 10.04.2013 NN 76/2 и 76/3 с указанием правообладателя защитных сооружений - Российской Федерации.
Поскольку ответчик письмом от 13.05.2016 отказал в утверждении актов о снятии с учета защитных сооружений, сославшись на отсутствие свидетельств о праве собственности Российской Федерации на защитные сооружения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
Согласно пункту 2.1 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС) учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитные сооружения гражданской обороны.
Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является его паспорт, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Обязательными приложениями к паспорту защитного сооружения гражданской обороны являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем защитного сооружения и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с пунктом 2.2 Приказа МЧС.
На основании пункта 2.5 Приказа МЧС защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета, в том числе при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно.
Согласно техническим заключениям оценки технического состояния вышеуказанных защитных сооружений, проведенным ООО "Центр Технической Диагностики", выявлены несоответствия требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям гражданской обороны II и III класса, не позволяющим эксплуатировать защитные сооружения: физический износ гидроизоляции стен в связи с длительной эксплуатацией в грунте (обводнение помещений с поднятием уровня грунтовых вод, увлажнение грунтовыми водами с последующей коррозией арматуры и разрушением бетона несущих стен); неработоспособное состояние инженерного оборудования и систем жизнеобеспечения; ограниченно-работоспособное состояние электроснабжения, освещения, связи (является помещением с повышенной опасностью поражения людей электрическим током); приведение защитных сооружений в соответствии с требованиями, предъявляемыми к защитным сооружениям II и III класса, без демонтажа надземной части здания технически невыполнимо.
В соответствии с пунктом 2.6 Приказа МЧС в целях подготовки документации для снятия с учета защитного сооружения гражданской обороны создается комиссия решением соответствующего должностного лица: в отношении защитного сооружения, находящегося в собственности организации - руководителем организации.
Согласно пункту 2.7 Приказа МЧС в состав комиссии, создаваемой для снятия с учета защитного сооружения гражданской оборон, включаются по согласованию представители главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, ведущего учет защитных сооружений гражданской обороны соответствующего субъекта Российской Федерации, и территориального органа Росимущества по субъекту Российской Федерации, на территории которого находится данное защитное сооружение гражданской обороны.
Пунктом 2.8 Приказа МЧС установлено, что комиссия рассматривает документацию планируемого к снятию с учета защитного сооружения гражданской обороны, оценивает готовность защитного сооружения гражданской обороны к использованию по предназначению и по результатам работы составляет акт о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с приложением N 20 или принимает решение об отказе в снятии с учета данного защитного сооружения гражданской обороны.
До утверждения акт о снятии с учета убежищ гражданской обороны с прилагаемой документацией направляется на согласование в МЧС России, противорадиационных укрытий - в соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а укрытий - в соответствующее главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (пункт 2.10 Приказа МЧС).
Согласованные акты о снятии с учета защитных сооружений гражданской обороны утверждаются для защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в федеральной собственности, - Росимуществом (территориальным органом Росимущества) (пункт 2.11 Приказа МЧС).
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа МЧС к акту о снятии с учета защитного сооружения гражданской обороны прилагается, в частности, выписка из реестра федерального имущества (собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).
Как следует из материалов дела, к вышеуказанным актам были приложены выписки из реестра федерального имущества от 28.03.2013 N 69/2, от 10.04.2013 NN 76/2 и 76/3 с указанием правообладателя защитных сооружений - Российской Федерации.
Таким образом, как верно установлено судом, процедура снятия защитного сооружения с учета и исключения из реестра федерального имущества в установленном порядке не завершена.
На ответчика, осуществляющего полномочия собственника от имени Российской Федерации, в силу закона возложена обязанность по утверждению актов о снятии с учета защитных сооружений.
Отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на защитные сооружения не может служить основанием для отказа в утверждении актов о снятии с учета защитных сооружений в силу следующего.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты.
Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта указанного Постановления остаются в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке.
Довод подателя жалобы о том, что судом неправомерно не привлечено к участию в деле в качестве третьего лица Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области также отклоняется судебной коллегией.
Вопрос о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, решается судом первой инстанции по правилам, установленным статьей 51 АПК РФ.
Согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Предметом настоящего спора является возложение на ответчика обязанности по утверждению актов снятия с учета защитных сооружений. Принятый судебный акт не затрагивает права и обязанности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Вологодской области и в решении суда не содержится каких-либо выводов, влияющих на права и обязанности данного лица по отношению к одной из сторон спора.
В связи с этим правовых оснований для его привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, у суда первой инстанции не имелось.
Дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Правовые основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 октября 2016 года по делу N А13-10364/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-10364/2016
Истец: ОАО "Северсталь-метиз"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области