Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2017 г. N Ф06-21045/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании пени;о взыскании долга, затрат и пени
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
08 февраля 2017 г. |
Дело N А72-10424/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Поповой Е.Г., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Злобиным О.С.,
без участия представителей сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2016 года по делу N А72-10424/2016 (судья Котельников А.Г.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (ОГРН 1107328002935, ИНН 7328060941), г.Ульяновск,
к муниципальному образованию "Город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301171446, ИНН 7303014573) и в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (ОГРН 1097325002961, ИНН 7325089100), г.Ульяновск,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Папояна Арсена Ишхановича, г.Ульяновск,
о взыскании денежных средств,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ПромПласт" (далее - истец, ООО "ПромПласт") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к администрации города Ульяновска о взыскании суммы восстановительного ремонта в размере 72 491,40 руб., расходов на оплату услуг эксперта в размере 8 000 руб., расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., также расходов на оплату услуг почтовой и телеграфной связи, расходов на оплату государственной пошлины.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Папоян Арсен Ишханович.
Определением суда первой инстанции от 18.11.2016 по ходатайству истца в деле произведена процессуальная замена ненадлежащих ответчиков - администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на надлежащих - муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.12.2016 исковые требования удовлетворены. С муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования "город Ульяновск" в пользу ООО "ПромПласт" взысканы расходы на восстановительный ремонт в размере 72 491,40 руб., расходы, понесенные на оценку ущерба в размере 8 000 руб., почтовые расходы в сумме 606,56 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб., также 3 244 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым по делу решением, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель считает, что в материалы дела не представлены фотографии выбоины, в том числе с ее размерами, послужившей причиной спорного дорожно-транспортного происшествия. Ссылается на то, что на данном участке дороги отсутствуют повреждения проезжей части. Сотрудники ГИБДД не выезжали на место дорожно-транспортного происшествия, акт выявленных недостатков составлялся со слов самого водителя. Полагает, что размер убытков не обоснован, так как автомобиль истца попадал ранее в дорожно-транспортное происшествие, истец не предоставил доказательств восстановления автомобиля после указанного дорожно-транспортного происшествия. Указывает на завышение истцом размера расходов на оплату услуг представителя.
От ООО "ПромПласт" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам дела, в котором ООО "ПромПласт" выразило несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда от 09.12.2016 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2016 в 10 ч. 50 мин. по адресу: г. Ульяновск, 14-й проезд Инженерный, около дома N 11А произошло дорожно-транспортное происшествие: водитель Папоян А.И., управляя а/м Мерседес-Бенц С 250 г/н В483УУ73, принадлежащим на праве собственности ООО "ПромПласт", допустил наезд на препятствие в виде ямы, в результате чего автомобиль получил механические повреждения (повреждены шина переднего правого колеса, диск и шина заднего правого колеса).
Согласно материалам административного дела, причиной дорожно-транспортного происшествия явилось неудовлетворительное содержание автодороги, а именно - наличие на ней ямы, размерами 0,32 м (ширина) / 0,1 м (глубина) / 1,35 м (длина) (что отражено на схеме осмотра места происшествия), о чем инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску лейтенантом полиции Косовым С.А. 24.03.2016 был составлен соответствующий акт.
В целях определения величины причиненного ущерба истец обращался к независимому эксперту. Согласно отчету об оценке N 923 от 01.04.2016 ИП Бакушова А.Н. стоимость устранения дефектов АМТС истца с учетом износа составляет 72 491,40 руб. За проведение данной оценки истец оплатил ИП Бакушову А.Н. 8 000 руб. На осмотр своего автомобиля истец приглашал представителя администрации г. Ульяновска телеграммой от 28.03.2016, за что заплатил 200 руб.
Договор КАСКО в отношении а/м Мерседес-Бенц С 250 г/н В483УУ73, истцом не заключался. В связи с чем истец 18.04.2016 направил в администрацию г. Ульяновска претензию с требованием оплатить причиненный ему ущерб в результате ненадлежащего исполнения обязанности по содержанию автодороги.
Поскольку ответчик ущерб не возместил и на претензию не ответил, ООО "ПромПласт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1990, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Подпунктом 3.1.1 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см (подпункту 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93).
Из материалов дела, а именно из определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 24.03.2016, справки о дорожно-транспортном происшествии от 23.03.2016, усматривается, что размеры дорожной ямы, послужившей причиной повреждения транспортного средства, превышали допустимые отклонения, определенные в ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы" (яма шириной 0,32 м, длиной 1,35 м, глубиной 0,1 м).
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что дорога по 14 пр-ду Инженерному новая, в районе дома 11А отсутствуют повреждения проезжей части, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела.
Из представленной в материалы дела схемы места совершения административного правонарушения, составленной с участием водителя Папоян А.И. и двух понятых следует, что на проезжей части дороги по 14-й проезд Инженерный имеется яма шириной 0,32 м, длиной 1,35 м.
Наличие дефекта дорожного покрытия подтверждается имеющимся в материалах дела актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной догори от 24.03.2016 составленный инспектором ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску лейтенантом полиции Косовым С.А.
Данные обстоятельства не опровергнуты Управлением дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, заявление о фальсификации представленных в материалы дела доказательств заявлено не было.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не представило доказательств соответствия дорожного покрытия требованиям стандартов, норм и правил в области содержания и эксплуатации дорог.
В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с частью 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно пункту 1 статьи 36 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "город Ульяновск" и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области, в том числе дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 данного Положения Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска в рамках возложенных на него задач выполняет функции: в области бюджетных отношений осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; в области дорожной деятельности: обеспечивает осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования "город Ульяновск", капитального ремонта, ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, расположенных в границах муниципального образования "город Ульяновск".
Размер материального ущерба в связи с дорожно-транспортным происшествием, подтвержден документально (акты осмотра транспортного средства от 01.04.2016 N 923, отчет об оценки N 923 от 01.04.2016 о стоимости восстановительного ремонта автомототранспортного средства).
Довод заявителя жалобы относительно указания в отчете об оценке N 923 от 01.04.2016 ИП Бакушова А.Н. повреждения левых колес автомобиля Мерседес-Бенц С 250 г/н В483УУ73, в то время как в материалах ГИБДД указано о повреждении правых колес данного автомобиля, был предметом исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен, этим возражениям судом дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Исследовав и оценив, представленные сторонами в обоснование своих доводов документы, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика стоимости восстановительного ремонта автомобиля сумме 72 491,40 руб., поскольку материалами дела доказана вся совокупность признаков, необходимая для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков.
Убытки, составляющие расходы по проведению досудебной оценки в сумме 8 000 руб. также правомерно отнесены на ответчика, поскольку при доказывании размера материального ущерба являлись необходимыми для восстановления нарушенного права. Размер убытков подтвержден квитанцией N 000828 от 01.04.2016.
Также в суде первой инстанции истцом были предъявлены ко взысканию с ответчика судебные издержки, состоящие из расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 руб. и почтовых расходов в размере 606,56 руб.
В обоснование заявленного требования истец представил в материалы дела договор об оказании юридических услуг от 30.03.2016 N 55, а также расходный кассовый ордер от 30.03.2016 N 37, подтверждающий оплату предоставленных по указанному договору юридических услуг в размере 30 000 руб., а также почтовые квитанции на сумму 606,56 руб.
Оценив представленные документы, руководствуясь статьями 101, 106, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика 30 000 руб. расходов на оплату услуг представителя, а также 606,56 руб. почтовых расходов.
Довод Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска о том, что предметом договора N 55 от 30.03.2016 является комплекс юридических услуг с целью взыскания страхового возмещения, ущерба предусмотренного в результате ДТП 23.01.2016 в 15.15 по пр-ту Созидателей, 27, а не по ДТП от 23.03.2016, был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получил надлежащую правовую оценку и обоснованно был отклонен.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в материалы дела представлен договор об оказании юридических услуг от 30.03.2016 N 55, предметом которого явилось оказание комплекс юридических услуг по взысканию материального ущерба, причиненного в результате ДТП 23.03.2016 в 10 ч 50 мин в г.Ульяновск на 14 пр-д Инженерный возле дома 11А.
Принимая во внимание, что достаточных доказательств чрезмерности понесенных расходов ответчиком суду не представлено, с учетом норм статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости возмещения истцу судебных расходов в заявленном объеме.
Суд первой инстанции, учитывая результат рассмотрения спора, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отнесения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 244 руб. на ответчика.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ульяновской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2016 года по делу N А72-10424/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-10424/2016
Истец: ООО "ПРОМПЛАСТ"
Ответчик: Администрация города Ульяновска, МО "Город Ульяновск" в лице Администрации города Ульяновска, МО "Город Ульяновск" в лице Управления дорожного хозяйства и транспорта Администрации города Ульяновска, УПРАВЛЕНИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И ТРАНСПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
Третье лицо: Папоян А.И., Папоян Арсен Ишханович