г. Саратов |
|
05 февраля 2017 г. |
Дело N А57-13845/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маловым В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Газтрансмаш", г. Красноармейск Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2016 года по делу А57-13845/2016 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Газтрансмаш" (ОГРН 1126432003455, ИНН 6442012123)
заинтересованные лица: Государственная жилищная инспекция Саратовской области, г.Саратов; Общество с ограниченной ответственностью "Доверие-М", г.Красноармейск Саратовской области, Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области, г.Красноармейск Саратовской области, Лебедева Таисия Алексеевна, г. Красноармейск Саратовской области
о признании недействительным предписания N 57 от 12.04.2016 Государственной
жилищной инспекции Саратовской области, действие инспекции о понуждении производства перерасчета платы по коммунальной услуге отопления с декабря 2014 г. по апрель 2015 г., за период с октября 2015 г. по январь 2016 незаконным,
при участии в судебном заседании представителей: муниципального унитарного предприятия "Газтрансмаш" - Павлов А.В. по доверенности N 1/16 от 03.10.2016
Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области - Крамаров А.С. по доверенности N 01-10/444 от 01.02.2017; Исайкина Л.С. по доверенности N 01-11/1892 от 18.04.2016
В судебное заседание не явились представители: Государственной жилищной инспекции Саратовской области, Общества с ограниченной ответственностью "Доверие-М", Лебедевой Таисии Алексеевны, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N N 74192 8, 74194 2.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Газтрансмаш" (далее- МУП "Газтрансмаш", заявитель) с заявлением о признании недействительным Предписания N 57 от 12.04.2016 Государственной жилищной инспекции Саратовской области (далее- Инспекция), действий инспекции о понуждении производства перерасчета платы по коммунальной услуге отопления с декабря 2014 г. по апрель 2015 г., за период с октября 2015 г. по январь 2016 г. незаконным.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены; Общество с ограниченной ответственностью "Доверие - М", Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области, Лебедева Таисия Алексеевна.
Решением суда от 05.12.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, МУП "Газтрансмаш" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в Государственную жилищную инспекцию Саратовской области 14.03.2016 поступило заявление собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, 5-й микрорайон, д. 10, кв.40, по вопросу правомерности занижения общей площади помещений многоквартирного дома при начислении платы за коммунальную услугу "отопление".
В связи с поступившим заявлением, Государственной жилищной инспекцией Саратовской области на основании распоряжения заместителя начальника жилищной инспекции Саратовской области от 30.03.2016 года N 468 в отношении МУП "Газтрансмаш" была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения жилищного законодательства при начислении платы по коммунальной услуге "отопление" в указанном многоквартирном доме.
В ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме по адресу: г.Красноармейск, 5 Микрорайон, д.10 начисление платы по коммунальной услуге отопление за период с декабря 2014 года по апрель 2015 года, за период с октября 2015 года по январь 2016 года производилось с нарушением требований п.42 (1) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354: площадь жилых и помещений учитывалась не в полном объеме (не учитывалась площадь помещений, оборудованных автономным отоплением).
Выявленные нарушения отражены в акте проверки Государственной жилищной инспекцией Саратовской области от 30.03.2016 N 304.
По итогам указанной проверки МУП "Газтрансмаш" выдано предписание о выполнении работ по устранению выявленных нарушений при начислении платы за коммунальные услуги N 57 от 12.04.2016, которым МУП "Газтрансмаш" предписано в срок до 29.07.2016 года произвести перерасчет платы по коммунальной услуге отопление за период с декабря 2014 года по апрель 2015 года, за период с октября 2015 года по январь 2016 года в соответствии с требованиями п.42 (1) Правил: при расчете учитывать площадь всех жилых и не жилых помещений.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением, полагая, что требования предписания не основаны на законе и необоснованно возлагают на заявителя обязанности, препятствующие свободному осуществлению экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания Инспекции.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта на основании следующего.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы определен статьей 155 ЖК РФ, согласно которой плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании платежных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 42(1) Правил N 354 предусмотрено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При расчете размера платы за коммунальную услугу отопление значение общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, согласно разъяснениям Министерства регионального развития Российской Федерации (письмо от 22 ноября 2012 г. N 29433-ВК/19), определяется на основании данных, содержащихся техническом паспорте многоквартирного дома.
Пунктом 43 Правил определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
В соответствии с пунктом 40 Правил потребитель (собственник (наниматель) как жилого, так и нежилого помещения) коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Начисление платы за индивидуальный источник тепловой энергии на отопление собственнику нежилого помещения согласно пункту 43 Правил не освобождает его от обязанности от внесения платы за потребление тепловой энергии на общедомовые нужды.
Расчет по вышеуказанной формуле предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Как следует из материалов дела, собственником квартиры N 40 жилого дома N 10 5-го микрорайона г.Красноармейска Саратовской области является Лебедева Таисия Алексеевна.
Указанные квартиры расположены в многоквартирном жилом доме, оборудованном системой теплоснабжения, находящейся на техническом обслуживании МУП "Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области". Дом имеет единый тепловой счетчик, и его отопление осуществляется через теплопринимающее устройство дома на основании публичного договора.
Согласно договору теплоснабжения N 1/15 от 01.10.2015, заключенному между Муниципальным унитарным предприятием "Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области" (Ресурсоснабжающая организация) и ООО "Доверие-М" (Исполнитель), ресурсоснабжающая организация обязуется на условиях предусмотренных договором, обеспечивать поставку коммунального ресурса, и исполнитель обязуется оплачивать поставленный коммунальный ресурс, обеспечивать безопасность находящейся в его ведении внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, соблюдать режим потребления коммунального ресурса.
Пунктом 4.1.5 договора ресурсоснабжающая организация обязана выставлять исполнителю счета для оплаты фактического объема коммунального ресурса, поставленного ресурсоснабжающей организацией за расчетный период.
Согласно агентскому договору на оказание услуг по начислению и приему платежей граждан за коммунальные услуги от 01 октября 2015 года, заключенному между ООО "Доверие-М" (принципал) и Муниципальным унитарным предприятием "Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области" (агент), принципал поручает, а агент обязуется совершить от своего имени в интересах принципала (в отношении многоквартирных домов и коммунальной услуги - отопление) следующие юридические и фактические действия:
- начисление гражданам платежей за отопление (именуемое в дальнейшем - коммунальная услуга);
- размещение в платежном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг информацию о начисленных коммунальных услугах;
- организация сбора-приема платежей граждан за оказанные коммунальные услуги;
- учет поступивших платежей по каждому лицевому счету.
Как установлено судом, в квитанциях на оплату коммунальной услуги отопление в качестве исполнителя указано Муниципальное унитарное предприятие "Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области", также указанное предприятие указано в качестве получателя денежных средств (т.й1 л.д.137-138).
В соответствии с п.6 приказа Минстроя России от 29.12.2014 г. N 924/пр "ОБ утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению" в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" указываются обязательные сведения, в соответствии с п.69 Правил предоставления коммунальных услуг, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Судебная коллегия соглашается с выводом, что именно МУП "Газтрансмаш" является исполнителем коммунальной услуги - отопление.
Согласно п.8.1 договора оплата по настоящему договору производится исполнителем до 15 числа, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема от коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом настоящего договора.
Как следует из материалов дела, в многоквартирном доме по адресу: Саратовская область, г. Красноармейск, 5-й микрорайон, д.19, коммунальная услуга по отоплению рассчитывается МУП "Газтрансмаш Красноармейского муниципального района Саратовской области" с учетом центральной и автономной системой снабжения.
Согласно ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 26 ЖК РФ).
Из ч. 6 ст. 26 ЖК РФ следует, что только решение о согласовании переустройства (перепланировки) органа местного самоуправления является основанием такого переустройства (перепланировки).
По смыслу ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения органа местного самоуправления или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Кроме того, согласно п.п. "в" п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила) потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которой предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. При этом законодатель предусмотрел обязательность оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Частью 15 статьи 14 Федерального закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Исходя из положений статьи 154 ЖК РФ и собственники, и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.
Согласно п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Система внутридомового отопления является общим имуществом всех собственников помещений многоквартирного дома.
В силу ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Суд апелляционной инстанции соглашается, что расчет платы собственникам помещений многоквартирного дома за отопление дома должен производиться по показаниям общедомового прибора учета, исходя из общей площади жилого дома.
Следовательно, требования ГЖИ Саратовской области, изложенные в предписании N 57 от 12.04.2016, являются законными и обоснованными.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 05 декабря 2016 года по делу А57-13845/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13845/2016
Истец: МУП "Газтрансмаш"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция СО, Комитет капитального строительства Саратовской области
Третье лицо: Администрация Красноармейского МР Саратовской обл., Лебедева Таисия Алексеевна, Назарчук П.В., ООО "Доверие - М"
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-20460/17
05.02.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-14857/16
26.01.2017 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1405/17
05.12.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13845/16