Требование: о взыскании долга, о взыскании штрафа
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А58-2463/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2016 года по делу N А58-2463/2016 (суд первой инстанции - Белоновская Г.И.),
установил:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401058161, ИНН 1435035635, место нахождения: 677960, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 21Б, далее - истец, Территориальный фонд ОМС) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница" (ОГРН 1021401005933, ИНН 1434016164, место нахождения: 678960, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, Больничный комплекс, далее - ответчик) о взыскании 1 430 681 руб. 99 коп., в том числе 1 360 339 руб. 58 коп. средств Федерального фонда, использованных не по целевому назначению, 70 342 руб. 41 коп штрафа.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор,а привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОГРН 1027739712857, ИНН 7727032382, место нахождения: 127055, г. Москва, ул. Новослободская, 37).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2016 года по делу N А58-2463/2016 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме как незаконный и необоснованный по мотивам, изложенным в жалобе.
По мнению апеллянта, доводы проведенных проверок относятся к несоблюдению порядка сертификации медицинского работника, а не его квалификации, оплата труда специалистам произведена в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и формируют фонд оплаты труда больницы, в связи, с чем оснований для вывода об использовании полученных ответчиком денежных средств не по целевому назначению, не имеется. Несоблюдение требований по получению сертификата и прохождению повышения квалификации при наличии трудового договора, оказания медицинских услуг само по себе без установление нарушения условий расходования бюджетных средств (статья 289 БК РФ) не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
В отзывах на апелляционную жалобу Федеральный фонд ОМС и Территориальный фонд ОМС с доводами жалобы не согласились.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 10.01.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа директора от 09.04.2012 N 140 ТФОМС Республики Саха (Якутия) с 19.04.2012 по 18.05.2012 проведена проверка целевого и эффективного использования ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская центральная районная больница" средств, направленных на реализацию мероприятий по Программе модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи по внедрению стандартов стационарной медицинской помощи за период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В ходе проверки ТФОМС Республики Саха (Якутия) выявлено и отражено в справке проверки от 18.05.2012, что в 2011 году Учреждением допущено нецелевое использование средств ОМС в сумме 656 915 руб. 46 коп., в связи с осуществлением выплат стимулирующего характера работникам, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификатов специалистов.
На основании справки проверки от 18.05.2012 в соответствии с пунктом 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" ТФОМС Республики Саха (Якутия) направил Учреждению предписание от 31.05.2012 N 07/855 и требование N 22 от 04.06.2012 о возврате в бюджет ТФОМС Республики Саха (Якутия) использованных не по целевому назначению средств в размере 656 915 руб. 46 коп. и уплате штрафа в размере 596 964 руб. 82 коп. и пени в размере 157 руб. 41 коп.
ФОМС Республики Саха (Якутия) с 24.09.2012 по 28.09.2012 была проведена контрольная проверка с целью исполнения предписания N 07/855 от 31.05.2012 об устранении нарушений в использовании учреждением средств, не по целевому назначению.
По результатам проверки составлена справка от 28.09.2012 о том, что учреждение не исполнило предписание N 07/855 от 31.05.2012 по восстановлению средств, штрафа и пени.
Учреждением произведена оплата штрафа и пени по платежным поручениям N 599 и N 601 от 09.09.2013.
Также на основании приказа директора от 20.03.2013 N 82 ТФОМС Республики Саха (Якутия) с 01.04.2013 по 30.04.2013 проведена проверка использования Учреждением средств обязательного медицинского страхования в соответствии с вышеуказанной Программой за период с 01.01.2012 по 31.12.2012.
В результате проверки установлено, что Учреждением проведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификата специалиста, по программе модернизация здравоохранения в сумме 166 027 руб. 37 коп., в том числе: подстатья 211 - 127 517 руб. 19 коп., подстатья 213 - 38 510 руб. 18 коп., а также произведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу отделений, оказывающим услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу ОМС, специалисту, не имеющему медицинское образование по программе модернизации в сумме 537 369 руб. 75 коп., в том числе: подстатья - 412 747 руб. 13 коп., подстатья 213 - 124 649 руб. 62 коп., о чем составлен акт проверки 30.04.2013 N 19.
Поскольку учреждение не восстановило средства, использованные не по целевому назначению за 2011 год и 2012 год, ТФОМС Республики Саха (Якутия) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с учреждения основного долга и неустойки в судебном порядке.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил арбитражным судам, что нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.07.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" средства, израсходованных незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 37 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования (ОМС) договора о финансовом обеспечении ОМС и договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС.
Участники медицинского страхования, к которым относятся территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ) выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Следовательно, средства федерального внебюджетного фонда попадают в систему обязательного медицинского страхования и направляются на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования.
При этом, в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению.
Пунктом 1 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь (далее - программы модернизации здравоохранения).
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации направляются, в том числе на цели внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами (пункт 3 части статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 50 Закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов в виде субсидий. Из бюджетов территориальных фондов указанные средства предоставляются:
1) бюджету субъекта Российской Федерации в виде иных межбюджетных трансфертов на цели, установленные пунктами 1 и 2 части 3 настоящей статьи, для последующего использования государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, участвующими в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2) страховым медицинским организациям на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи, для последующего предоставления медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 50 Закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 "Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На территории Республики Саха (Якутия) действует Программа модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы, утвержденная Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28.03.2011 N 556.
Порядок расходования средств на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности медицинской помощи при реализации программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы" утвержден постановлением Правительства РС(Я) от 28.04.2011 г. N 183 (приложение N 4 к постановлению Правительства РС(Я)) (далее - Порядок).
В соответствии с частью 14 статьи 50 Закона N 326-ФЗ контроль за использованием средств, предоставленных на цели, установленные пунктом 3 части 3 настоящей статьи (внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами), осуществляется также территориальными фондами.
В соответствии с пунктом 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Как следует из материалов дела, в ходе проверок ТФОМС Республики Саха (Якутия) выявлено и отражено в акте и справке проверки, что в 2011 - 2012 годах Учреждением допущено нецелевое использование средств Федерального фонда в сумме 656 915 руб. 46 коп. в 2011 году и в сумме 703 424 руб. 12 коп. в 2012 году, полученные на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи при реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 - 2012 годы на выплаты стимулирующего характера врачам- специалистам и специалистам со средним медицинским образованием.
Согласно статье 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 правом заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации обладают лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста, который выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
Для дальнейшего осуществления медицинской и фармацевтической деятельности специалисты должны соответствовать Квалификационным требованиям, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 415н) и квалификационным характеристикам, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н (далее - Единый квалификационный справочник должностей).
В соответствии с частью 1 пункта 2 Единого квалификационного справочника должностей квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника, применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.
В соответствии с Квалификационными требованиями, утвержденными Приказом N 541н повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), проводится не реже одного раза в 5 лет. По результатам обучения и сдачи квалификационных экзаменов выдается сертификат специалиста, который действителен в течение 5 лет.
В настоящее время срок действия сертификата специалиста регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и специалиста" (далее - приказ N 982).
Согласно пункту 1 приказа N 982 сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 установлено, что к работе допускаются работники, имеющие среднее, высшее, послевузовское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).
Пунктом 2.1. Порядка, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) N 183 от 28.04.2011 "Об утверждении перечня должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации мероприятий по внедрению стандартов оказания медицинской помощи и по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках программы "Модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011 -2012 годы" и методики оценки их деятельности" (далее Правила) установлено, что денежные выплаты стимулирующего характера врачам- специалистам и специалистам со средним медицинским образованием государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), производятся врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, имеющим диплом, а также сертификат специалиста.
Денежные выплаты стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием круглосуточных стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), производятся учреждениями здравоохранения врачам- специалистам и среднему медицинскому персоналу, имеющим диплом, а также сертификат специалиста (п. 3.1. Порядка).
Кроме того, в соответствии с приказом Федерального фонда Обязательного медицинского образования от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является основанием для отказа в выплате медицинской помощи.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что сертификат специалиста удостоверяет специальное право на занятие определенной медицинской деятельностью, без которого допуск к работе для выполнения заявленных работ (услуг) не может быть осуществлен, поэтому денежные выплаты стимулирующего характера врачам-специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), производятся только при наличии сертификата специалиста.
Пунктом 2.2. Порядка установлен перечень специалистов, которым не устанавливаются денежные выплаты стимулирующего характера, в том числе: врачам- терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам-психиатрам, врачам- дерматовенерологам, медицинским сестрам врачей-дерматовенерологов, заместителям руководителей учреждений здравоохранения, врачам и среднему медицинскому персоналу патолого-анатомических отделений, отделений (кабинетов) переливания крови, центров (отделений) планирования семьи и репродукции (кроме врачей и среднего медицинского персонала, работающих в системе обязательного медицинского страхования) и иных отделений, оказывающих услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 3.2. Правил стимулирующие выплаты не производятся врачам- специалистам и специалистам со средним медицинским образованием, оказывающим услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Согласно указанному Порядку в перечень должностей специалистов с высшим и средним медицинским образованием, участвующих в реализации Программы модернизация здравоохранения Республики Саха (Якутия) входят врачи-специалисты амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), включая заведующих структурными подразделениями (отделениями, отделами, лабораториями, кабинетами) при условии выполнения ими функциональных обязанностей врачей-специалистов; врачи-специалисты параклинических и лечебно-диагностических подразделений учреждений здравоохранения, оказывающие медицинские услуги амбулаторным больным; средний медицинский персонал амбулаторно-поликлинических учреждений (подразделений), включая старших медицинских сестер отделений; средний медицинский персонал параклинических и лечебно-диагностических подразделений учреждений здравоохранения, оказывающий медицинские услуги амбулаторным больным, а также врачи-специалисты круглосуточных стационаров, включая заведующих структурными подразделениями (отделениями, отделами, лабораториями, кабинетами) при условии выполнения ими функциональных обязанностей врачей-специалистов; врачи-специалисты параклинических и лечебно-диагностических подразделений учреждений здравоохранения, оказывающие медицинские услуги больным в круглосуточных стационарах; средний медицинский персонал круглосуточных стационаров, включая старших медицинских сестер отделений; средний медицинский персонал параклинических и лечебно-диагностических подразделений учреждений здравоохранения, оказывающий медицинские услуги больным в круглосуточных стационарах.
В соответствии с разделом 6 Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы, утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 28.03.2011 N 556 средства, предоставленные на реализацию программ модернизации здравоохранения из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляются на совершенствование организации медицинской помощи по видам заболеваний, включенным в базовую программу обязательного медицинского страхования. В рамках видов медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Саха (Якутия).
Медицинская помощь, предоставляемая в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в 2012 году, установлена постановлением Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2012 год", где утвержден Перечень видов медицинской помощи предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования на 2012 год, тот же перечень утвержден постановлением Правительства РС(Я) от 30.12.2011 N 687 "Об утверждении Программы государственные гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи на 2012 год". В указанный перечень видов медицинской помощи не входят заболевания, передающиеся половым путем, туберкулез, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита.
Вышеприведенные виды медицинской помощи оплачиваются за счет бюджетных ассигнований.
Таким образом, право на оплату труда медицинских работников, участвующих в программе модернизация здравоохранения имеют врачи-специалисты в соответствии с перечнем, указанным в разделе 1 и 2 приложения N 2 Порядка, имеющие высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ, прошедшие повышение квалификации в установленные сроки, а также имеющие действующий сертификат специалиста.
При этом, врачам-педиатрам, врачам-терапевтам участковым, заместителям главного врача, психиатру, логопеду, а также врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу лаборатории СПИД и КВД не предусмотрены денежные выплаты стимулирующего характера в рамках Программы модернизации здравоохранения.
Фондом установлено, что в нарушение Порядка реализации программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) учреждением в 2011 и в 2012 годах произведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющих (или с истекшим сроком) квалификационных сертификатов по специальностям, а также произведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу отделений, оказывающим услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу ОМС, специалисту, не имеющему медицинское образование по программе модернизации здравоохранения.
Список врачей и медицинских сестер ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ", получивших денежные выплаты без сертификатов или с просроченными сертификатами по программе модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) в 2011 году на сумму 656 915 руб. 46 коп., указан в Приложении N 1 к Справке проверки от 18.05.2012 (л.д. 66, том 4).
Перечень специалистов с просроченными или не имеющими сертификат специалистов, получивших выплаты в 2012 году на сумму 166 027 руб. 37 коп. указан в приложении N 5 к Акту проверки N 19 от 30.04.2013 (л.д. 73, том 4).
Список врачей-педиатров и терапевтов участковых, руководителей ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ", получивших денежные выплаты по ПМЗ в 2012 году указан в Приложении N 6 к Акту проверки N 19 от 30.04.2013. Согласно указанному списку в ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская центральная районная больница" производились денежные выплаты врачам-педиатрам (6 случаев), врачам-терапевтам (2 случая), заместителям главного врача (2 случая), психиатру (1 случай), логопеду (1 случай) на общую сумму 125 016 руб. 50 коп. (л.д. 74, том 4).
По выплатам специалистам, финансируемым из бюджета в сумме 531 551 руб. 45 коп. в ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская центральная районная больница" производились денежные выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу СПИД (9 случаев) и КВД (2 случая), осуществляющих медицинскую помощь, не входящую в базовую программу ОМС. Список специалистов указан в Приложении N 7 к Акту проверки N 19 от 30.04.2013 (л.д. 75, том 4).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение п. 2.1. Порядка произведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификата специалиста в сумме 656 915 руб. 46 коп. в 2011 году (приложение N 1 к справке от 18.05.2012) и в сумме 166 027 руб. 37 коп. в 2012 году (приложение N 5 к акту от 30.04.2013); в нарушение п. 2.2. Порядка произведены выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу отделений, оказывающим услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу ОМС, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, заместителям руководителя на общую сумму 656 567 руб. 95 руб., из них: в нарушение п. 2.2. Порядка произведены, выплаты участковым врачам педиатрам и терапевтам руководителям в сумме 125 016 руб. 50 руб. (приложение N 6 к акту); в нарушение п. 2.2. Порядка, Указа Президента РС(Я) от 28.03.2011 N 556 "Об утверждении Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы" произведены выплаты специалистам, финансируемым из бюджета в сумме 531 551 руб. 45 коп. (приложение N 7 к акту).
Как следует из материалов дела, акт проверки от 30.04.2013 N 19 медицинской организацией согласован с разногласиями. ТФОМС РС(Я) частично приняты возражения, в части начисленных денежных выплат участковым врачам и заместителям главного врача на основании наличия заключенных дополнительных соглашений к трудовым договорам в сумме 119 171 руб. 20 коп. с учетом пункта 3.3. Порядка, в соответствии с которым для осуществления денежных выплат работодатели заключают дополнительные соглашения к трудовым договорам с медицинскими работниками, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, в которых предусматриваются правила осуществления указанных выплат за исключением выплаты логопеду в сумме 5 845 руб. 30 коп.
Истец просит взыскать с ответчика 656 915 руб. 46 коп. выплаты, произведенные в 2011 году врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификата специалиста, а также 703 424 руб. 12 коп., из которых выплаты в 2012 году врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификата специалиста в сумме 166 027 руб. 37 коп., выплата логопеду, не являющемуся специалистом с медицинским образованием, услуги логопеда не входят в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в сумме 5 845 руб. 30 коп., выплата специалистам в сумме 531 551 руб. 45 коп., медицинская помощь которых не включена в базовую программу ОМС, финансирование которых производится за счет бюджетных средств Республики Саха (Якутия).
Апелляционный суд считает обоснованным довод истца о том, что выплаты врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, не имеющим (или с истекшим сроком) сертификата специалиста по программе модернизация здравоохранения, а также персоналу оказывающим услуги по видам медицинской помощи, не входящим в базовую программу обязательного медицинского страхования, является нецелевым использованием средств.
Судом установлено, что сертификат от 21.05.2009 года на Бубякину З.И. не является сертификатом специалиста, выданным как врачу-психологу, поскольку сертификат выдан с присвоением специальности "сестринское дело", также представитель истца пояснил о том, что, несмотря на то, что Карпова Т.В. имела сертификат специалиста от 29.09.2008, она не должна была быть включена в перечень врачей, получающих выплаты согласно Программе модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия), поскольку являлась врачом терапевтом участковым.
Таким образом, из материалов дела следует, что средства обязательного медицинского страхования использовались на оплату труда врачам и специалистам при отсутствии (либо с истекшим сроком) сертификата специалиста, а также на выплату медицинскому персоналу, не входящим в базовую программу ОМС. Так, согласно справке проверки от 18.05.2012 средства, выплаченные работникам, не имеющим действующего сертификата специалиста, составили в общей сумме 656 915 руб. 46 коп. Согласно акту проверки N 19 от 30.04.2013 средства, выплаченные работникам, не имеющим действующего сертификата специалиста, составили в общей сумме 166 027 руб. 37 коп., а также 5 845 руб. 30 коп., выплаченных логопеду, деятельность которой не является медицинской, 531 551 руб. 45 коп., выплаченных врачам и специалистам лаборатории СПИД и КВД, не включенным в базовую программу ОМС.
Таким образом, выплаты ОМС указанным выше специалистам в отсутствие у них необходимых сертификатов, а также не включенных в базовую программу ОМС, свидетельствуют о нецелевом использовании Учреждением средств ОМС и подлежат восстановлению на счет ТФОМС в общей сумме 1 360 339 руб. 58 коп.
Поскольку нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования подтверждается материалами дела, постольку требования истца следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствий с и, 9 ст. 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
По расчету истца штраф составляет: 703 424,12*10% = 70 342,41 руб.
Расчет истца судом проверен и признан верным, ответчиком по существу не оспорен, в связи с чем требование в указанной части также подлежит удовлетворению.
Ответчик указал на пропуск истцом срока исковой давности по результатам проверки за 2011 год согласно справке проверки от 18.05.2012 и требования N 22 от 04.06.2012 об уплате 656 915 руб. 46 коп. средств, использованных не по целевому назначению, штрафа в размере 596 964 руб. 82 коп. и пени в размере 157 руб. 41 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к отказу в иске.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.
В данном случае судом правильно установлено, что срок исковой давности начал течь на следующий день после составления истцом справки проверки от 18.05.2012.
В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12, 15 ноября 2001 года N 15/18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга, если последний имеет под собой только одно основание, а не складывается из различных оснований; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
В связи с произведенной учреждением оплаты штрафа и пени на основании платежных поручений N 599 и N 601, срок исковой давности прервался 10.09.2013 (дата списания денежных средств со счета плательщика), в связи с чем срок исковой давности по требованию за 2011 год начал течь заново и истекал 10.09.2016, исковое заявление поступило в арбитражный суд 04.05.2016, то есть в пределах срока исковой давности.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности по результатам проверки за 2012 год согласно акту проверки от 30.04.2013 N 19 и требования об уплате 703 424 руб. 12 коп. средств, использованных не по целевому назначению, также не обоснован, поскольку в данном случае срок исковой давности начал течь на следующий день после составления акта проверки N 19 от 30.04.2012.
На основании статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2015 N 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году" определены конкретные даты переноса дней отдыха, в связи с переносом выходного дня с субботы 2 января на вторник 3 мая, количество выходных дней, в связи с первомайским праздником составило 4 дня - с 30 апреля по 3 мая, указанные дни являлись нерабочими днями, в связи с чем срок исковой давности истекал в ближайший следующий рабочий день, то есть 04 мая 2016 года.
Исковое заявление подано в суд 04.05.2016, следовательно, срок исковой давности по требованию о возврате денежных средств и уплате штрафа за 2012 год не пропущен.
Таким образом, на момент подачи искового заявления - 04.05.2016, срок исковой давности истцом по заявленным истцом требованиям не истек.
Довод заявителя жалобы о том, что в деле N А58-7507/2012 рассматривался аналогичный спор, является необоснованным, поскольку в рамках указанного дела были установлены иные обстоятельства, отличные от фактических обстоятельств, исследованных в рамках данного дела.
Ответчиком суду апелляционной инстанции заявлено ходатайство об отзыве исполнительного листа, которое судом оставлено без рассмотрения.
Согласно части 7 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист, выданный до вступления в законную силу судебного акта, за исключением случаев немедленного исполнения, является ничтожным и подлежит отзыву судом, вынесшим судебный акт.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.12.2016 исполнительный лист серии ФС N 006621856 отозван у истца и признан ничтожным.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2016 года по делу N А58-2463/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2463/2016
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия)
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная районная больница"
Третье лицо: Фонд Федеральный обязательного медицинского страхования, Нерюнгринский городской суд РС (Я)