Требование: о взыскании долга, о взыскании неосновательного обогащения, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Томск |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А45-16758/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего И.И. Терехиной
судей Е.И. Захарчука, О.Ю. Киреевой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.И. Хасанзяновым
при участии представителей:
от истца: Д.А. Кузьминич по дов. от 20.06.2016,
от ответчика: А.Н. Гнедько по дов. от 01.01.2015,
от третьих лиц: Д.А. Полевской по дов. от 28.12.2015,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Черепановского района Новосибирской области (N 07АП-12124/16) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.11.2016 по делу N А45-16758/2016 (судья Г.М. Емельянова) по иску Администрации Черепановского района Новосибирской области (ИНН 5440112674 ОГРН 1045405430620, Новосибирская область, г. Черепаново, ул. Партизанская, 12) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727 ОГРН 1037739877295, г. Москва, ул. Басманная нов.,2) при участии третьих лиц: Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, о взыскании 2 264 476,27 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Черепановского района Новосибирской области (далее Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее ОАО "РЖД") о взыскании 2 083 516,75 руб., неосновательного обогащения, 180 959,52 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением арбитражного суда от 09.11.2016 (резолютивная часть объявлена 03.11.2016) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить иск, указывая на то, что иск предъявлен уполномоченным лицом, поскольку спорный земельный участок, на котором расположено здание дома отдыха локомотивных бригад не относится к федеральной собственности, а является неразграниченной государственной собственностью.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу, его представитель в судебном заседании просят оставить решение без изменения, указывая на то, что ОАО "РЖД" является собственником дома отдыха локомотивных бригад. Право собственности на данный объект возникло в результате приватизации государственного имущества федерального железнодорожного транспорта (внесения в уставной капитал). Согласно ч.1 ст.5 Закона о железнодорожном транспорте к землям железнодорожного транспорта относились земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Земельный участок, расположенный под зданием дома отдыха локомотивных бригад на ст. Черепаново является федеральной собственностью в силу закона.
Представитель третьих лиц в судебном заседании также возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, указанным в отзывах на нее, в том числе: порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, установлены Постановлением Правительства РФ N 264 от 29.04.2006, согласно которому пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД". Положения данного нормативного акта не распространяются на земли, находящиеся в собственности ОАО "РЖД". Земельный участок, на котором находится объект железнодорожного транспорта, как земельный участок, ограниченный в обороте, в уставной капитал ответчика не передавался, право федеральной собственности на него прекращено не было.
Заслушав представителей сторон, третьих лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, проверив в соответствии со ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что оно не подлежит отмене или изменению.
Материалами дела установлено, что Администрацией выявлен факт использования ОАО "РЖД" земельного участка площадью 5840 кв.м., расположенного по адресу: Новосибирская область, Черепановский район, ст. Черепаново, на котором находится здание дома отдыха локомотивных бригад площадью 2509,5 кв.м., принадлежащее ответчику на праве собственности согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.11.2016 54 АВ 777951, выданному взамен свидетельства от 13.03.2014 54-АБ 240671.
Администрация, полагая, что указанный земельный участок находится в неразграниченной собственности и используется ответчиком без правоустанавливающих документов на землю при отсутствии оплаты за его использование, обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок не является неразграниченной собственностью и не порождает у истца прав по распоряжению им, следовательно, у Администрации не имеется правовых оснований для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции.
В силу п.7 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Исходя из п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Основанием для оплаты пользования земельным участком в форме арендной платы является отсутствие у пользователя земельного участка права собственности на данный объект (ст. 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 названного Кодекса.
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (п.2 ст. 1105 ГК РФ).
С учетом изложенного, обязательными элементами предмета доказывания, исходя из заявленного материально-правового требования, являются установление факта и периода пользования земельным участком ответчиком без оплаты; наличие либо отсутствие у последнего оснований к пользованию таким имуществом; размер неосновательного обогащения ответчика.
Обращаясь в суд с иском, Администрация в обоснование требований о взыскании неосновательного обогащения ссылается на фактическое пользование ОАО "РЖД" земельным участком площадью 5840 кв. м, в отсутствие платы в 2013-2016 г.г.
Земельный участок имеет условный номер 54:28:010116:ЗУ1.
Из кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 54:28:0101:24:0001 (л.д.58-59), имеющего разрешенное использование - обеспечение деятельности организации и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, следует, что спорный участок входил в его состав. Сведений о зарегистрированных правах на земельный участок отсутствуют.
Администрация полагает, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на который не разграничена.
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Из ст. 16 Земельного кодекса РФ следует, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с названным Кодексом и федеральными законами.
Статьей 17 Земельного кодекса РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу с п/п. 8 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства и является одним из основных принципов земельного законодательства.
Согласно п.2 ст.90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
В соответствии с ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации":
- имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6. ст. 1);
- под землями транспорта понимаются земли, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью (ст.2).
- земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации (п.1 ст.9).
Исходя из ст. 2 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" имуществом федерального железнодорожного транспорта являются имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения); единым хозяйствующим субъектом является открытое акционерное общество "Российские железные дороги", создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Согласно п.2 ст.3 вышеназванного закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
Пунктом 1 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 264 от 29.04.2006 (далее - Правила N 264), предусмотрено, что Правила определяют порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы (далее - земельные участки).
Пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с ОАО "РЖД", за исключением случая, если договор аренды был заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения до утверждения настоящих Правил (п.2 Правил N 264).
Пунктом 1 ст.27 Земельного кодекса РФ установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз.2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Согласно п/п.7 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
В силу п.4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
На основании п.3 ст.4 ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") не допускается.
Из материалов дела судом первой инстанции установлено, что земельный участок, на котором находится объект железнодорожного транспорта, принадлежащий ОАО "РЖД" на праве собственности в порядке приватизации, как ограниченный в обороте, в уставный капитал ответчика не передавался, следовательно, право федеральной собственности на него не прекращено и к коммерческой организации ОАО "РЖД" не перешло.
Следовательно, из федеральной собственности спорный земельный участок не выбывал и довод истца о том, что спорный земельный участок является неразграниченной собственностью, а не федеральной, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Отсутствие договора аренды, заключенного с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом на спорный земельный участок, не опровергает данного обстоятельства
Принимая во внимание указанное выше, вывод суда первой инстанции о том, что у Администрации не имеется прав по распоряжению земельным участком и правовых оснований для обращения в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, является правильным. Апелляционная жалоба по приводимым в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.110, п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 09.11.2016 по делу N А45-16758/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение (одного) двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16758/2016
Истец: Администрация Черепановского района Новосибирской области
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, Федеральное агентство по управлению государсвтенным имуществом (Росимущество)
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-12124/16