Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июня 2017 г. N Ф02-1401/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А33-12673/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" февраля 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Радзиховской В.В.,
судей: Ишутиной О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповй Е.С.,
при участии:
от истца - Потехиной Н.В. - представителя по доверенности от 13.01.2016 N 00/6;
от ответчика - Лазаревой Е.Б. - представителя по доверенности от 27.01.2017 N 51/-Д-2017;
от третьего лица - Белова В.А. - представителя по доверенности от 09.01.2017 N 5;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2016 года по делу N А33-12673/2015, принятое судьей Мальцевой А.Н.,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иском к федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2460028834, ОГРН 1022401792434, далее - ответчик) об обязании ФКУ "Байкалуправтодор" заключить договор на условиях ОАО "МРСК Сибири" в следующей редакции:
Договор N 41.2400.1388714
на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода
автомобильной дороги М-53 "Байкал"
г. Красноярск " " 201 г.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Байкалуправтодор") (далее - Владелец автомобильных дорог), в лице ________________________________________, действующего на основании________________________________________, с одной стороны, и Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ПАО "МРСК Сибири") (далее - Владелец коммуникаций), в лице________________________________________, действующего на основании, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Владелец инженерных коммуникаций (сооружения: ВЛ-10 кВ ф.28-02, условный номер 24:32:000000:5:022, ВЛ-10 кВ, условный номер 24:32:000000:102:5:025, ВЛ-10 кВ, условный номер 24:32:000000:103:5:026), расположенных в координатах (Приложение N 1), осуществляет переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" на участках км 1004+583, км 1004+673, км 1005+283, км 1005+358 слева.
2. Права и обязанности Сторон
Владелец коммуникаций обязуется:
2.1.1 обеспечить выполнение технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при переустройстве инженерных коммуникаций в соответствии с требованиями ПУЭ.
2.1.2. предоставить письменную информацию Владельцу автомобильных дорог о начале проведения соответствующих работ в полосе отвода автомобильных дорог не позднее чем за 10 дней до начала производства работ, а также информацию об окончании работ и вводе объекта в эксплуатацию;
2.1.3 в случае переустройства инженерных коммуникаций с нарушением технических требований и условий, прекратить осуществление соответствующих работ и привести земельные участки, расположенные в полосе отвода, автомобильных дорог в первоначальное состояние;
2.2. Владелец коммуникаций вправе получать информацию от Владельца автомобильных дорог о планируемой реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, в полосе отвода которых осуществляется переустройство инженерных коммуникаций;
2.3. Владелец коммуникаций вправе заключить договор с владельцем автодорог на условия переноса, переустройства данных инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог.
2.4. Владелец автомобильных дорог обязуется:
2.4.1 предоставить Владельцу коммуникаций технические требования и условия на выполнение работ по переустройству инженерных коммуникаций;
2.4.2 информировать Владельца коммуникаций о сроках и условиях проведения работ в полосе отвода автомобильной дороги, влекущих за собой переустройство инженерных коммуникаций не позднее 30 дней до начала производства работ.
2.4.3 заключить договор на условиях компенсации Владельцу инженерных коммуникаций затрат по переустройству инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог.
2.5. Владелец автомобильных дорог вправе:
2.5.1 осуществлять мониторинг соблюдения Владельцем коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению в порядке, предусмотренном ч.3 ст.5 Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации;
2.5.2 иметь свободный доступ на объект переустройства инженерных коммуникаций для осуществления контроля за выполнением Владельцем коммуникаций технических требований и условий;
2.5.3 контролировать проведение переустройства инженерных коммуникаций и выдавать Владельцу коммуникаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений технических требований и условий;
2.5.4 вносить в Договор необходимые изменения и уточнения в случае изменения действующего законодательства и нормативных актов, которые оформляются в установленном порядке дополнительными соглашениями;
3. Сроки действия технических условий, договора и производства работ
3.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты вступления в силу решения суда и действует до момента, заключения соглашения о его расторжении.
3.2. Срок действия технических требований и условий составляет 1 год и может быть продлен по письменному заявлению Владельца коммуникаций.
3.3. Окончание работ по переустройству инженерных коммуникаций осуществить в соответствии с продолжительностью производства работ определенной проектной документацией.
4. Ответственность Сторон за несоблюдение условий договора
4.1. Владелец коммуникаций приостанавливает работы в случае выявления нарушений представителями Владельца автомобильных дорог и надзорных органов и организаций, до их устранения.
4.2. Нарушение настоящего договора одной из Сторон путем неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору влечет за собой возложение на эту Сторону обязанности возместить другой Стороне причиненный ущерб в установленном законом порядке.
4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Прочие условия
5.1. Споры, вытекающие из настоящего Договора, рассматриваются в Арбитражном суде Красноярского края.
5.2. Настоящий Договор заключается в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, регулируются действующим законодательством.
5.4. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью
6. Адреса и подписи Сторон:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" федерального дорожного агентства" |
"Владелец коммуникаций" ПАО "МРСК Сибири" |
Адрес: 660017, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Ленина, д.111 |
Адрес: 660021, г.Красноярск, ул.Бограда, д.144а Почтовый адрес: 660041, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Свободный проспект, д.66а |
ФКУ "Байкалуправдор" ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"
________________/_____________ __________________/____________
М.П. М.П.
Приложение : Информация, координаты инженерных сооружений, находящиеся в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал".
Приложение N 1
к Договору N 41.2400.1388714
от "______ " ______ 201______ г.
на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал"
Информация, координаты инженерных сооружений, находящиеся в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал"
N п/п |
Наименование объекта по свид-ву |
Информация об объекте |
Координаты опор |
|||||
Инвентарный номер объекта |
Диспетчерское наименование объекта |
Имеет точки пересечений с автодорогой |
||||||
Наименование трассы |
Номер опоры |
Участок пересечения (пример км 945+150 (слева), (справа)) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Сооружение: ВЛ-10 Кв Ф. 28-02 |
Г000055516 |
Ф.28-02 |
М-53 |
77-78 |
1004+610 |
Оп. 78(55.572977; 95.105171) |
Оп. 77 (55.960082; 95. 180056) |
2 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-05 |
Г000055521 |
Ф.28-05 |
М-53 |
73-74 |
1004+600 |
Оп. 74 (55.958466; 95.180664) |
Оп.(55.96004; 95.179901) |
3 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-02 Отпайка на АЗС |
Г000055516 |
Ф.28-02 |
М-53 |
1.14-1.15 |
1005+400 |
Оп. 1-15(55.959553; 95.191754) |
Оп. 1-14 (55.959911; 95.19081) |
4 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-06 |
Г000055530 |
Ф.28-06 |
М-53 |
163-164 |
1015+350 |
Оп. 164 (55.977714; 95.34406) |
Оп. 163 (55.978056; 95.34369) |
"Владелец автомобильных дорог" ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" федерального дорожного агентства" |
"Владелец коммуникаций" ПАО "МРСК Сибири" |
ФКУ "Байкалуправдор" ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"
________________/_____________ __________________/____________
М.П. М.П.
Исковое заявление принято к производству суда. Определением суда от 17.06.2015 возбуждено производство по делу, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01.11.2016 исковые требования удовлетворены частично. Урегулированы разногласия, возникшие между федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2460028834, ОГРН 1022401792434, г.Красноярск) и публичным акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, г.Красноярск) при заключении договора N 41.2400.1388714 на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" в части пунктов 2.1, 2.4.3, 2.5, изложив:
Пункт 2.1. в следующей редакции: "Владелец коммуникаций обязуется:
2.1.1 обеспечить выполнение технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при переустройстве и эксплуатации инженерных коммуникаций в соответствии с требованиями ПУЭ, приказа Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4, СП 34.13330.2012".
Пункт 2.4.3 - исключить.
Пункт 2.5. дополнить подпунктом 2.5.5 следующей редакции: "принимать меры по ликвидации Объекта, построенного с нарушением согласованной проектной документации и создающего угрозу безопасности дорожного движения".
Текст договора N 41.2400.1388714 на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" читать в следующей редации:
Договор N 41.2400.1388714
на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода
автомобильной дороги М-53 "Байкал"
г. Красноярск " " 201 г.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Байкалуправтодор") (далее - Владелец автомобильных дорог), в лице ________________________________________, действующего на основании________________________________________, с одной стороны, и Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ПАО "МРСК Сибири") (далее - Владелец коммуникаций), в лице________________________________________, действующего на основании, с другой стороны, вместе именуемые Стороны, на основании части 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" заключили настоящий договор о нижеследующем.
1. Предмет договора
1.1. Владелец инженерных коммуникаций (сооружения: ВЛ-10 кВ ф.28-02, условный номер 24:32:000000:5:022, ВЛ-10 кВ, условный номер 24:32:000000:102:5:025, ВЛ-10 кВ, условный номер 24:32:000000:103:5:026), расположенных в координатах (Приложение N 1), осуществляет переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" на участках км 1004+583, км 1004+673, км 1005+283, км 1005+358 слева.
2. Права и обязанности Сторон
Владелец коммуникаций обязуется:
2.1.1 обеспечить выполнение технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при переустройстве и эксплуатации инженерных коммуникаций в соответствии с требованиями ПУЭ, приказа Минтранса РФ от 13.01.2010 N 4, СП 34.13330.2012.
2.1.2. предоставить письменную информацию Владельцу автомобильных дорог о начале проведения соответствующих работ в полосе отвода автомобильных дорог не позднее чем за 10 дней до начала производства работ, а также информацию об окончании работ и вводе объекта в эксплуатацию;
2.1.3 в случае переустройства инженерных коммуникаций с нарушением технических требований и условий, прекратить осуществление соответствующих работ и привести земельные участки, расположенные в полосе отвода, автомобильных дорог в первоначальное состояние;
2.2. Владелец коммуникаций вправе получать информацию от Владельца автомобильных дорог о планируемой реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог, в полосе отвода которых осуществляется переустройство инженерных коммуникаций;
2.3. Владелец коммуникаций вправе заключить договор с владельцем автодорог на условия переноса, переустройства данных инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полосы отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог.
2.4. Владелец автомобильных дорог обязуется:
предоставить Владельцу коммуникаций технические требования и условия на выполнение работ по переустройству инженерных коммуникаций;
информировать Владельца коммуникаций о сроках и условиях проведения работ в полосе отвода автомобильной дороги, влекущих за собой переустройство инженерных коммуникаций не позднее 30 дней до начала производства работ.
2.5. Владелец автомобильных дорог вправе:
2.5.1 осуществлять мониторинг соблюдения Владельцем коммуникаций технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению в порядке, предусмотренном ч.З ст.5 Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации;
2.5.2 иметь свободный доступ на объект переустройства инженерных коммуникаций для осуществления контроля за выполнением Владельцем коммуникаций технических требований и условий;
2.5.3 контролировать проведение переустройства инженерных коммуникаций и выдавать Владельцу коммуникаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений технических требований и условий;
2.5.4 вносить в Договор необходимые изменения и уточнения в случае изменения действующего законодательства и нормативных актов, которые оформляются в установленном порядке дополнительными соглашениями;
2.5.5. принимать меры по ликвидации Объекта, построенного с нарушением согласованной проектной документации и создающего угрозу безопасности дорожного движения.
3. Сроки действия технических условий, договора и производства работ
3.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты вступления в силу решения суда и действует до момента, заключения соглашения о его расторжении.
3.2. Срок действия технических требований и условий составляет 1 год и может быть продлен по письменному заявлению Владельца коммуникаций.
3.3. Окончание работ по переустройству инженерных коммуникаций осуществить в соответствии с продолжительностью производства работ определенной проектной документацией.
4. Ответственность Сторон за несоблюдение условий договора
4.1. Владелец коммуникаций приостанавливает работы в случае выявления нарушений представителями Владельца автомобильных дорог и надзорных органов и организаций, до их устранения.
4.2. Нарушение настоящего договора одной из Сторон путем неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору влечет за собой возложение на эту Сторону обязанности возместить другой Стороне причиненный ущерб в установленном законом порядке.
4.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Прочие условия
5.1. Споры, вытекающие из настоящего Договора, рассматриваются в Арбитражном суде Красноярского края.
5.2. Настоящий Договор заключается в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
5.3. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, регулируются действующим законодательством.
5.4. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью
6. Адреса и подписи Сторон:
ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" федерального дорожного агентства" |
"Владелец коммуникаций" ПАО "МРСК Сибири" |
Адрес: 660017, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Ленина, д.111 |
Адрес: 660021, г.Красноярск, ул.Бограда, д.144а Почтовый адрес: 660041, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Свободный проспект, д.66а |
ФКУ "Байкалуправдор" ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"
________________/_____________ __________________/____________
М.П. М.П.
Приложение: Информация, координаты инженерных сооружений, находящиеся в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал".
Приложение N 1
к Договору N 41.2400.1388714
от "______ " ______ 201______ г.
на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал"
Информация, координаты инженерных сооружений, находящиеся в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал"
N п/п |
Наименование объекта по свид-ву |
Информация об объекте |
Координаты опор |
|||||
Инвентарный номер объекта |
Диспетчерское наименование объекта |
Имеет точки пересечений с автодорогой |
||||||
Наименование трассы |
Номер опоры |
Участок пересечения (пример км 945+150 (слева), (справа)) |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Сооружение: ВЛ-10 Кв Ф. 28-02 |
Г000055516 |
Ф.28-02 |
М-53 |
77-78 |
1004+610 |
Оп. 78(55.572977; 95.105171) |
Оп. 77 (55.960082; 95. 180056) |
2 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-05 |
Г000055521 |
Ф.28-05 |
М-53 |
73-74 |
1004+600 |
Оп. 74 (55.958466; 95.180664) |
Оп.(55.96004; 95.179901) |
3 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-02 Отпайка на АЗС |
Г000055516 |
Ф.28-02 |
М-53 |
1.14-1.15 |
1005+400 |
Оп. 1-15(55.959553; 95.191754) |
Оп. 1-14 (55.959911; 95.19081) |
4 |
Сооружение ВЛ- ЮкВ ф.28-06 |
Г000055530 |
Ф.28-06 |
М-53 |
163-164 |
1015+350 |
Оп. 164 (55.977714; 95.34406) |
Оп. 163 (55.978056; 95.34369) |
"Владелец автомобильных дорог" ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" федерального дорожного агентства" |
"Владелец коммуникаций" ПАО "МРСК Сибири" |
ФКУ "Байкалуправдор" ПАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго"
________________/_____________ __________________/____________
М.П. М.П.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, публичное акционерное общество Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в части, просит включить в договор N 41.2400.1388714 на переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" в редакции пункта 2.4.3 - компенсировать Владельцу инженерных коммуникаций затрат по переустройству инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на следующее.
В силу п. 6.1. ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта таких автомобильных дорог определяются договорами, заключаемыми владельцами этих инженерных коммуникаций с владельцами автомобильных дорог. При этом положения пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2013 N 126-ФЗ "О связи" применяются, если указанными договорами не определены иные условия переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации. В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 07.07.2013 N 126-ФЗ", при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством, если иное не предусмотрено законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Заявитель жалобы считает, что правомерно предусмотрел п. 2.4.3 договора.
Ответчик представил отзыв, в котором отклонил доводы апелляционной жалобы, указав на законность решения суда первой инстанции.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.12.2016 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 08.02.2017.
В судебном заседании представитель публичного акционерного общества Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в части.
Представитель федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" поддержал доводы отзыва, согласен с решением суда первой инстанции.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
По результатам рассмотрения обращения федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республики Хакасия вынесено предписание от 10.09.2014, которым в срок до 05.11.2014 открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обязано заключить с владельцем автомобильной дороги М-53 "Байкал" (ФКУ "Байкалуправдор") договор, предусматривающий условия прокладки инженерных коммуникаций (сооружения ВЛ-10 кВ ф.28-02,у словный номер 24:32:000000:102:5:022, ВЛ-10кВ, условный номер 24:32:000000:102:5:025, ВЛ-10 кВ, условный номер 24:32:000000:103:5:026), их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в граница полос отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" на участках км 1004+583, км 1004+673, км 1005+283, км 1005+358 слева (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); обратиться в администрацию Рыбинского района Красноярского края с заявлением об установлении публичных сервитутов.
Во исполнение предписания истцом в адрес ответчика направлен проект договора от 13.01.2015 N 41.2400.13887.14 на прокладку инженерных коммуникаций, их эксплуатацию, перенос, переустройство в границах полосы отвода автомобильной дороги М-53 "Байкал" (письмо от 15.01.2015 N 1.3/05/289-исх).
Письмом от 12.03.2015 N 02-626 ответчик сообщил, что линии электропередач, пересекающие автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-53 "Байкал" км 1004+600, км 1004+610, км 1005+400, не соответствуют требованиям приказа Минтранспорта Российской Федерации от 13.01.2010 N 4 "Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения", нарушения требований влияет на безопасность дорожного движения. В связи с указанными обстоятельствами ответчиком в адрес истца направлен договор на переустройство воздушных линий электропередач.
В письме от 13.03.2015 N 1.3/01.2/4633-исх истец, указав на результаты проверки сведений о пересечении автодороги М-53 "Байкал" линейными электросетевыми объектами ОАО "МРСК Сибири", просил ответчика направить в адрес МУГАДН по Красноярскому краю Республике Тыва и Республики Хакасия, обращение с целью уточнения указанных в предписании мероприятий.
Письмом от 20.04.2015 N 02/1070 ответчик отказал в направлении обращения об уточнении мероприятий в связи с отсутствием заключенного договора на переустройство воздушной линии электропередачи.
Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Республике Тыва и Республики Хакасия вынесено предписание от 15.12.2015 N 482-п, которым истца обязали заключить с владельцем автомобильной дороги М-53 "Байкал" - ФКУ "Байкалуправтодор" договор, предусматривающий условия переустройства воздушных линий электропередачи, пересекающих автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-53 "Байкал" на участках км 1004+600, км 1004+610, км 1005+400 (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определением от 16.12.2015 межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю Республике Тыва и Республики Хакасия исправлена допущенная в предписании от 15.12.2015 N 482-п.
Ссылаясь на уклонение ответчиком от заключения договора, обязанность истца заключить который установлена предписанием уполномоченного органа, открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административным органом в ходе осмотра принадлежащих истцу инженерных коммуникаций выявлено наличие несогласованных с владельцем автомобильной дороги М-53 "Байкал" - ФКУ "Байкалуправтодор" воздушных линий электропередач, перетекающих автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-53 "Байкал" на участках км 1004+600, км 1004+610, км 1005+400, в связи с чем истцу предписание N 482-п предписано заключить с владельцем автомобильной дороги М-53 "Байкал" -ФКУ "Байкалуправтодор" (договор, предусматривающий условия переустройства воздушных линий электропередачи, пересекающих автомобильную дорогу общего пользования федерального значения М-53 "Байкал" на участках км 1004+600, км 1004+610, км 1005+400.
Ввиду отказа в подписании направленного в адрес ответчика договора истец обратился с требованием об обязании заключить договор на переустройство инженерных коммуникаций.
В силу пункта 1 статьи 133, пункта 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10).
Отсутствие согласования спорных условий договора не дает оснований считать данный договор заключенным до принятия судебного решения по этим условиям.
Следовательно, разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункт 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пунктом 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В силу пункта 1 статьи 435 названного Кодекса офертой признается адресованное одному или нескольким лицами предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, его сделавшего, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что при определении условий договора между сторонами возник спор относительно определения условий договора.
По правилам пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность). Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно статье 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ прокладка и переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи (часть 1), при этом прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) (часть 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.07.2011 N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 01.01.2013 владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ в случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода и (или) придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений части 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, указанная норма основана на положениях гражданского законодательства, в соответствии с которым правообладатели имеют право на защиту своих гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков (статьи 12, 15 (Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное правило закреплено в качестве императивной нормы, что означает невозможность ее исключения или изменения соглашением владельца автомобильной дороги с владельцем таких инженерных коммуникаций.
Принимая во внимание положения указанных норм права, учитывая обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что пункт 2.4.3 в редакции истца об обязании владельца автомобильных дорог заключить договор на условиях компенсации Владельцу инженерных коммуникаций затрат по переустройству инженерных коммуникаций, их эксплуатацию в границах полос отвода автомобильных дорог в случае реконструкции или капитального ремонта автомобильных дорог включению в спорный договор не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 19 ФЗ N 257 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переустройстве, переносе, эксплуатации.
Также согласно Федерального закона от 11.07.2011 г. N 193 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности" в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 11.07.2011, до 1 января 2013 да владельцы инженерных коммуникаций, размещенных границах полос отвода автомобильных дорог до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны заключить с владельцами автомобильных дорог договоры, предусматривающие условия прокладки инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также условия переноса и переустройства таких инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, и обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях эксплуатации таких инженерных коммуникаций.
Материалами дела установлено, что административным органом (Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю) в ходе осмотра было выявлено наличие несогласованных с ФКУ "Байкалуправтодор" воздушных линий электропередач, пересекающих автомобильную дорогу М-53 "Байкал" на участках км 1004+600, км 1004+610, км 1005+400.
Кроме того, указанные инженерные коммуникации не соответствовали техническим нормам и требованиям, и как следствие могли создать угрозу безопасности дорожного движения на федеральной автомобильной дороге.
Согласно статьи 19 вышеуказанного закона, в случае, если прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода или придорожных полос автомобильной дороги влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Исходя из буквального толкования положений данного закона, указанная норма основана на положениях гражданского законодательства, в соответствии с которым правообладатели имеют право на защиту своих гражданских прав путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, расположение инженерных коммуникаций, в том числе линий электропередач, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог подпадает под сферу регулирования Федерального закона N 257-ФЗ.
В своей жалобе заявитель ссылается на правовую позицию, сформированную в определении Верховного Суда Российской Федерации по делу N 307-ЭС15-11943, согласно которой затраты, связанные с переносом инженерных коммуникаций, компенсируются заказчиком строительства, а не собственником.
При этом, Верховный Суд Российской Федерации основывает свои доводы в рамках статьи 6 Закона N 126-ФЗ "О связи", в соответствии с которой при переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, дорог и мостов оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством. Возмещение осуществляется в денежной форме заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи.
Между тем, на участке автомобильной дороги в месте прохождения инженерных коммуникаций в период установления нарушения не производился капитальный ремонт автомобильной дороги.
Таким образом, переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода или придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Следовательно, пункт договора на переустройство инженерных коммуникаций, предусматривающий обязание владельца автомобильных дорог заключить договор на условиях компенсации владельцу инженерных коммуникаций затрат по переустройству не может быть включен в спорный договор.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2016 года по делу N А33-12673/2015 в обжалуемой части не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по плате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы и уплачена им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 ноября 2016 года по делу N А33-12673/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
В.В. Радзиховская |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-12673/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 июня 2017 г. N Ф02-1401/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", ОАО МРСК Сибири, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства"
Третье лицо: Межрегион управ гос-го автодорож надзора по КК, Респ. Тыва и Респ. Хакасия