Требование: об аннулировании лицензии
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Москва |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А41-69170/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Дорохиным Д.С.,
при участии в заседании:
от заявителя, Министерства потребительского рынка и услуг Московской области: Зорина Л.Н. по доверенности от 09.01.17 N 1-Д;
от заинтересованного лица, ООО "Удача": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства потребительского рынка и услуг Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2016 года по делу N А41-69170/16, принятое судьей Обарчук А.А., по заявлению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "Удача" об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Удача" (далее - общество, ООО "Удача") об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции серии ЛМО001200, рег. N 50РПО0001939, сроком действия с 25.07.2013 г. по 24.07.2018 г.
Решением Арбитражного суда Московской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство потребительского рынка и услуг Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно исковому заявлению, министерством потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерством) выдана ООО "Удача" лицензия N 50РПО0001939 от 25.07.2013 сроком действия с 25.07.2013 г. по 24.07.2018 г. на объект лицензирования "ресторан", расположенный по адресу: Московская область, Истринский р-н, дер. Котерево, ст. 1, лит 1Б3, 1 этаж подвальный, пом. 1, по плану N 1-15, ресторан.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18.01.2011 N 9-ПП "Об утверждении положения о Департаменте торговли и услуг города Москвы", Департамент осуществляет функции по предоставлению государственных услуг в сфере оборота алкогольной продукции, а также функции по региональному государственному контролю за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных лицензиями на осуществление розничной продажи алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства (или) оборота.
Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, то есть в Росалкогольрегулирование.
Порядок (Правила) представления деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и форма деклараций утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила представления деклараций).
В соответствии с п. 19 Правил представления деклараций декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил представления деклараций декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Порядок заполнения деклараций и формат представления в электронном виде размещен на официальном сайте Росалкогольрегулирования по адресу: http://fsrar.ru, а также установлен приложениями 11 и 12 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 "О представлении деклараций б объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
Порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, и Классификатор видов продукции утверждены Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23 августа 2012 N 231.
Заявителем и судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что ООО "Удача" нарушены сроки подачи трех обязательных деклараций по форме 11, 12 за 3 и 4 квартал 2015 года, 1 квартал 2016 года.
Декларации по форме 11 и 12 должны быть представлены не позднее: за III квартал 2015 года до 20 октября 2015 года, за IV квартал 2015 года до 20 января 2016 года, за I квартал 2016 года до 20 апреля 2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Представление деклараций является прямой обязанностью юридического лица до момента окончания срока действия лицензии, в независимости осуществляет или нет лицензионную деятельность юридическое лицо, приостановлена ли лицензия.
При этом нормативные правовые акты, не делают для хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих ее в области оборота алкогольной продукции, исключений в виде предоставления им преференций в форме возможности несвоевременного представления деклараций в лицензирующий орган.
Таким образом, Обществом неоднократно не представлены декларации о розничной продаже алкогольной продукции в установленный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Основанием для аннулирования является в том числе: повторное в течение одного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей или повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган (абзац 9 пункта 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Алкогольная продукция является особым предметом государственного регулирования и контроля. Особенности правового регулирования любой деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, а также строгость государственного контроля направлены на исключение производства и оборота нелегальной алкогольной продукции, в том числе наносящей непоправимый вред здоровью населения, а, следовательно, процесс оборота алкогольной продукции носит разрешительный характер при строгом и неукоснительном соблюдении всех необходимых условий.
Последствия указанных нарушений законодательства, Обществом не устранены.
Материалы дела документального подтверждения данного вывода не содержат, не представлены они и суду апелляционной инстанции.
Указанные нарушения сроков подачи деклараций об объемах розничной продажи пива и пивных напитков в течение года в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение установленных Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса РФ право организации вести деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента ее получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Оборот алкогольной продукции находится под особым контролем государства, поскольку данная деятельность напрямую связана с жизнью и здоровьем населения, государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Исследовав материалы дела, фактические обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что причин, объективно свидетельствующих о невозможности выполнения обязанности по своевременному представлению деклараций в лицензирующий орган, Обществом не представлено.
При указанных обстоятельствах с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и приведенных существенных обстоятельств, апелляционный суд полагает неверным вывод суда первой инстанции о том, что рассмотрение административных дел не может свидетельствовать о наличии необходимого для аннулирования лицензии по указанному основанию признака повторности и который указывает на недобросовестность поведения лицензиата.
Учитывая, что указанные нарушения в совокупности являются существенными нарушениями лицензионных требований, направленными на систематическое нарушение Обществом установленных Федеральным законом от 22 ноября 1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" норм, коллегия приходит к выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии на розничную продажу алкогольной продукции N 50РПО0001939 сроком действия с 25.07.2013 г. по 24.07.2018 г. на объект лицензирования "ресторан", что является также и предупреждением дальнейших нарушений со стороны Общества в указанной сфере деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.11.2016 года по делу N А41-69170/16 отменить.
Аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции N 50РПО0001939, выданную ООО "Удача" со сроком действия с 25.07.2013 г. по 24.07.2018 г.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69170/2016
Истец: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области
Ответчик: ООО "Удача"
Третье лицо: ООО "Удача"