Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А41-54426/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Боровиковой С.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Чичериной В.О.,
при участии в заседании:
от истца: Стрельников Г.А., представитель по доверенности от 06.02.2017 N 11,
от ответчика: Каминский Д.А., представитель по доверенности от 10.10.2016 N 5853/в-2-13,
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Клинского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2016 года, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по делу N А41-54426/16 по иску АОЗТ "Дружба" к Администрации Клинского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680, с участием в деле третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
АОЗТ "Дружба" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации Клинского муниципального района Московской области со следующими требованиями:
- обязать Администрацию Клинского муниципального района в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда заключить с Акционерным обществом закрытого типа "Дружба" договор купли-продажи земельного участка кадастровым номером 50:03:0050180:1680 площадью 5691+/-53 кв.м., из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31, на следующих существенных условиях:
"1. Предмет Договора
1.1. Продавец обязуется передать в собственность, а Покупатель принять и оплатить по стоимости и на условиях настоящего Договора земельный участок площадью 5691+/-53 кв.м. кадастровым номером 50:03:0050180:1680, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31. из категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование "для размещения производственных зданий" (далее - Участок) в границах, указанных в кадастровой выписке об Участке, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью.
1.2. На Участке находится объект недвижимости, принадлежащий Покупателю на праве собственности: Здание телятника, назначение нежилое, инвентарный N 070:026-19396, литер 49Б, условный N 50-50-03/008/2007-443, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 50 НБ N 281869 от 21.06.2007 г.
2. Плата по Договору.
2.1.Стоимость Участка составляет 41 343 (Сорок одна тысяча триста сорок три) рубля 98 копеек.
2.2. Оплата стоимости Участка производится в сроки и порядке, установленные Договором.
3. Передача Участка и переход права собственности на Участок.
3.1. Переход права собственности на Участок подлежит обязательной государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту нахождения Участка после исполнения обязательств по оплате Участка в соответствии с разделом 2 настоящего Договора. Расходы по государственной регистрации перехода права собственности на Участок несет Покупатель.
3.2. Участок считается переданным Продавцом и принятым Покупателем по передаточному акту.
4. Права, обязанности и ответственность Сторон.
4.1. Продавец продал по настоящему Договору Участок, свободный от любых имущественных прав и претензий третьих лиц.
4.2. Покупатель обязуется:
4.2.1. Оплатить стоимость Участка в сроки и в порядке, установленные разделом 2 настоящего Договора.
4.3. Права, обязанности и ответственность Сторон, не предусмотренные настоящим Договором, определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
5. Особые условия Договора.
5.1. Участок, приобретенный в собственность Покупателем, в соответствии с кадастровой выпиской об Участке не имеет обременении и ограничений в пользовании.
- обязать Администрацию Клинского муниципального района в тридцатидневный срок с даты произведенной оплаты по договору купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680 площадью 5691+/-53 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31, осуществить действия, направленные на проведение государственной регистрации перехода права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области на земельный участок КН 50:03:0050180:1680, площадью 5691+/-53 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31, к Акционерному обществу закрытого типа "Дружба" (т.1, л.д. 2-10).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 декабря 2016 года исковые требования удовлетворены (т. 2, л.д. 77-82).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Клинского муниципального района подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить (т. 2, л.д. 84-85).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель АОЗТ "Дружба" возражал против доводов апелляционной жалобы.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, при реорганизации совхоза "Дружба" постановлением Главы Администрации Клинского муниципального района Московской области от 23.12.1992 N 1092/30-10 (в редакции постановления Администрации Клинского муниципального района Московской области от 15.10.2004 N 2021) АОЗТ "Дружба" переданы земли общей площадью 3753 га, из них 2510 га сельхозугодий бесплатно в коллективно-долевую собственность работникам реорганизованного сельскохозяйственного предприятия АОЗТ "Дружба".
Указанным постановлением АОЗТ "Дружба" также переданы в бессрочное (постоянное) пользование с последующим отводом земельных участков для нужд района на основании проекта перераспределения земель 356 га сельхозугодий.
За 15 лет пользования указанными сельхозугодиями изъято 288 га, выделено в натуре 640,2 га земли из земельного участка, в связи с чем в пользовании АОЗТ "Дружба" осталось 2824,8 га, в том числе 1869,8 га в коллективно-долевой собственности, 955 га - общие земли, что подтверждается письмом Управления Роснедвижимости по Московской области от 22.06.2006 N 4088.4/2645.
Земельный участок площадью 9550000 кв.м поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 50:03:0000000:0149 как единое землепользование с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.
При этом АОЗТ "Дружба" является собственником здания телятника площадью 1672,50 кв.м, инвентарный номер 070:026-19396, лит.49Б расположенного по адресу: строение 49, владение 31 в д. Коноплино Клинского района Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2007.
08.12.2011 АОЗТ "Дружба" обратилось в Администрацию Клинского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположено здание телятника площадью 1689 кв.м, инвентарный номер 070026-19396, лит. 42Б и площадью 1672,50 кв.м, инвентарный номер 070:026-19396, лит.49Б.
На основании указанного заявления постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 29.02.2012 N 501 утверждена схема расположения на кадастровой карте земельного участка площадью 9046 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 42, владение 31 и площадью 6861 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2015 г. по делу А41-28321/2015 площадь земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 в подпункте 1.2. пункта 1 Постановления N 501 от 29.02.2012 г. изменена с 6861 кв.м. на 5691+/- 53 кв.м., утверждена Схема расположения земельного участка.
Постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 10.12.2015 N 2750 утверждена площадь земельного участка в размере 5691+/- 53 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 с координатами характерных точек границ земельного участка.
Данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 16.05.2016 с присвоением кадастрового номера 50:03:0050180:1680 отнесением к категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных зданий.
17 июня 2016 г. АОЗТ "Дружба" обратилась в Администрацию с предложением заключить договор купли-продажи и направило проект договора купли-продажи.
Поскольку Администрация Клинского муниципального района Московской области отказала в заключении договора, АОЗТ "Дружба" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела, истец - АОЗТ "Дружба" является собственником здания телятника площадью 1672,50 кв.м, инвентарный номер 070:026-19396, лит.49Б расположенного по адресу: строение 49, владение 31 в д. Коноплино Клинского района Московской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 21.06.2007.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец имеет исключительное право на приватизацию спорного земельного участка, так как владеет на праве собственности на здание, расположенное на этом земельном участке.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на рассматриваемом земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспаривается, свидетельство о государственной регистрации права не признано недействительными.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, заявитель, являясь собственником здания телятника площадью 1672,50 кв.м, инвентарный номер 070:026-19396, правомерно обратился в Администрацию Клинского муниципального района Московской области с заявлением от 08.12.2011 о предоставлении в собственность земельного участка, занятого указанным объектом недвижимости.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В материалы дела представлено постановление Администрации Клинского муниципального района Московской области от 29.02.2012 N 501 об утверждении на кадастровой карте схемы расположения земельного участка площадью 6861 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 и Постановление Администрации Клинского муниципального района Московской области от 10.12.2015 N 2750 об утверждении площади земельного участка в размере 5691+/- 53 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 с координатами характерных точек границ земельного участка.
Кадастровой выпиской от 27.05.2016 подтверждается, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет со следующими уникальными характеристиками: кадастровый номер 50:03:0050180:1680, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных зданий, местоположение: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31.
При этом, как указал истец, решение о предоставлении в собственность либо об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680 Администрацией Клинского муниципального района Московской области не было принято, договор купли-продажи не заключен.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" основаниями для отказа в приватизации участка являются: его ограничение в обороте, запрет приватизации, установленный федеральным законом, либо его резервирование для государственных или муниципальных нужд.
Администрацией Клинского муниципального района Московской области не представлены доказательства наличия каких-либо изъятий из оборота, ограничений в обороте спорного земельного участка, запрета на его приватизацию в государственном земельном кадастре.
Администрацией Клинского муниципального района также не представлено доказательств принятия решения о предоставлении истцу в собственность либо об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При этом согласно статье 39.14. Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ);
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно со ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, а именно, без проведения торгов осуществляется продажа в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено право на приватизацию земельных участков, расположенных под зданиями, сооружениями, для чего предусмотрена процедура образования земельного участка, утверждения схемы, предварительного согласования предоставления земельного участка, постановка участка на кадастровый учет в целях формирования земельного участка для целей выкупа под объектами недвижимости, расположенными на данном земельном участке.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 13535/10, собственник объекта недвижимости, требующий предоставления земельного участка под объектом в собственность, должен представить доказательства, подтверждающие необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации приобретенных объектов недвижимого имущества, в том числе, в заявленных целях.
Определением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2016 по настоящему делу назначена землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Проектно - Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ".
Перед экспертами судом поставлены следующие вопросы:
- определить границы и площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания телятника площадью 1672,50 кв.м, условный номер 50-50-03/008/2007-443 в соответствии с действующим законодательством, утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности, с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
- соответствуют ли границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, границам и площади земельного участка, необходимого для эксплуатации здания телятника площадью 1672,50 кв.м, условный номер 50-50-03/008/2007-443.
По итогам землеустроительной экспертизы ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ" представило в материалы дела Заключение экспертов от 21.11.2016, согласно которому:
1) минимальная площадь земельного участка, необходимого для эксплуатации здания - 8779 кв.м. Для эксплуатации здания необходимо два земельных участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680 площадью 5691 кв.м. и площадью 3088 кв.м., расположенный под частью здания телятника и под площадкой выгула, ограниченной рядом бетонных столбов, границы которого образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:685.
2) границы и площадь земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости, соответствуют границе и площади земельного участка, необходимого для эксплуатации части здания телятника, для эксплуатации части здания телятника, которая расположена в границах участка с кадастровым номером 50:03:0050180:685, необходимо образовать дополнительно земельный участок площадью 3088 кв.м., путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:685.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ экспертное заключение от 21.11.2016, выполненное ООО "Проектно-Изыскательское Предприятие "ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ", арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об экспертной деятельности и отвечает критериям относимости, допустимости и достаточности доказательств.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что АОЗТ "Дружба" правомерно обратилось в Администрацию Клинского муниципального района Московской области за предоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680.
Следовательно, на основании заявления АОЗТ "Дружба" от 08.12.2011 Администрация Клинского муниципального района Московской области обязана принять решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (ред. от 02.12.2011) до 1 января 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается лицам, не указанным в пунктах 1, 1.1 и 2 части 3 настоящей статьи и являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Как следует из материалов дела, АОЗТ "Дружба" обратилось в Администрацию Клинского муниципального района Московской области за предоставлением в собственность за плату земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что заявление АОЗТ "Дружба" от 08.12.2011 соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Следовательно, обратившись с заявлением от 08.12.2011 в Администрацию Клинского муниципального района Московской области, АОЗТ "Дружба" реализовало свое право на выкуп земельного участка по льготной цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
Согласно кадастровой выписке о кадастровой стоимости объекта недвижимости на дату 16.05.2016 г. кадастровая стоимость испрашиваемого участка составила 1 378 132, 56 руб. Льготная стоимость земельного участка равная 10 кратной ставке земельного налога составляет 41 343, 98 руб.
Следовательно, выкупная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680 составляет 41 343, 98 руб.
При указанных обстоятельствах, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный апелляционный суд согласнее с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Администрации Клинского муниципального района, о том, что истец не имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, поскольку обратился в Администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:03:0050180:1680. площадью 5691+/-53 кв.м. только 17.06.2016 года, отклонены арбитражным апелляционным судом.
Как следует из материалов дела, АОЗТ "Дружба" обратилось в Администрацию Клинского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в собственность земельного участка инвентарный номер 070:026-19396, лит.49Б под зданием телятника 08 декабря 2011 года (т.1, л.д. 103).
На основании указанного заявления постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 29.02.2012 N 501 утверждена схема расположения на кадастровой карте земельного участка площадью 9046 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 42, владение 31 и площадью 6861 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 (т.1, л.д. 105).
В дальнейшем между обществом и администрацией возникли разногласия по площади спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 августа 2015 г. по делу А41-28321/2015 площадь земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 изменена с 6861 кв.м. на 5691+/- 53 кв.м., утверждена Схема расположения земельного участка (т.1, л.д. 130-139).
Постановлением Администрации Клинского муниципального района Московской области от 10.12.2015 N 2750 утверждена площадь земельного участка в размере 5691+/- 53 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Клинский район, д. Коноплино, строение 49, владение 31 с координатами характерных точек границ земельного участка (т.1, л.д. 145).
Таким образом, обратившись с заявлением от 08.12.2011 в Администрацию Клинского муниципального района Московской области, АОЗТ "Дружба" реализовало свое право на выкуп земельного участка по льготной цене в размере, равном десятикратному размеру ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего календарного года.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Клинского муниципального района - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2016 по делу N А41-54426/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-54426/2016
Истец: ЗАО "Дружба"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: ООО "ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВИСХАГИ - ЦЕНТР- ГЕОИНФОРМ"