Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2017 г. N Ф02-2088/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А78-11280/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2016 года по делу N А78-11280/2016 по заявлению Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (ОГРН 1105015001167, ИНН 7536115616) к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385) о признании незаконным приказа Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ N 1446 от 10 августа 2016 года "Об отказе в финансовом обеспечении в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователей" (суд первой инстанции: Бочкарникова Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заинтересованного лица (Фонда социального страхования) - Балыкиной Е.В., представителя по доверенности от 18.11.2016,
в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - заявитель, ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, ГУ Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации) о признании незаконным приказа Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ N 1446 от 10 августа 2016 года "Об отказе в финансовом обеспечении в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователей".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Основанием для удовлетворения заявленных требований послужил вывод суда первой инстанции о том, что учреждением соблюдены предусмотренные Правилами N 580н требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер, в связи с чем оспариваемый приказ фонда не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Фонд социального страхования обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос о его отмене и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Фонд социального страхования в апелляционной жалобе указывает, что ФКУ УФО МО РФ не является страхователем (по смыслу Закона N 125-ФЗ) по отношении к сотрудникам войсковых частей, и в связи с отсутствием каких-либо документов, в соответствии с которыми, центральный орган военного управления - Министерство обороны РФ наделило ФКУ УФО МО РФ функциями страхователя, последний не имеет права на обращения к страховщику и на получение финансового обеспечения.
Локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда, принятого Филиалом N 1 ФКУ УФО МО РФ (а не иными лицами), а также, подтверждающих его полномочия на обращение за выделением средств на финансовое обеспечение, при обращении в региональное отделение не представлено. Данная ситуация была расценена фондом как отсутствие документа наличие которого необходимо для принятия решения о выделении средств в соответствии с Правилами, и сделан вывод о том, что страхователем представлен неполный пакет документов, что является одним из оснований, послуживших отказу в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу указало на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 28.12.2016.
Учреждение своих представителей для участия в судебном заседании не направило, ходатайствовало о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Рассмотрев дело по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителя фонда социального страхования, проверив правильность соблюдения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральное бюджетное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" создано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1144 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61 -ФЗ "Об обороне" для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера.
Тип федерального бюджетного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" изменен на Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2011 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Федеральное казенное учреждение - "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (далее - учреждение) является некоммерческой организацией.
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 (пп. "а") Правил N 580н Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" 27.07.2016 обратилось в ГУ Забайкальское РО Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а именно мер по проведению специальной оценки условий труда в войсковых частях 58147-3 и 58147-4; в соответствии с пунктом 3 (пп. "к") Правил N 580н учреждение обратилось в территориальный орган Фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер, а именно по приобретению для нужд учреждения аптечек для оказания первой помощи.
По результатам рассмотрения заявления ГУ Забайкальским РО Фонда социального страхования Российской Федерации вынесен приказ от 10.08.2016 N 1446 об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2016 году. Причиной отказа послужило представление страхователем неполного пакета документов, а также представление документов, содержащих недостоверную информацию.
В письме от 25.08.2016 N 08-29/7508-17241 ГУ Забайкальским РО Фонда социального страхования Российской Федерации сообщено учреждению, что отказ в удовлетворении заявления связан с нарушением пункта 4 (пп. "а") приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" в части представления документов, содержащих недостоверную информацию, а именно:
1) представлены копии локальных нормативных актов о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда войсковых частей 58147-3 и 58147-4, не зарегистрированных в качестве страхователей на территории Забайкальского края и не обращавшихся в региональное отделение за выделением денежных средств на проведение предупредительных мероприятий;
2) представлена копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест, при этом полномочия на заключение такого рода договора не подтверждены прилагаемыми документами.
Не согласившись с приказом ГУ Забайкальского РО Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.08.2016 N 1446, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
По результатам рассмотрения суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы страхователя на основании следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также - страховые взносы).
Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании согласно статье 2 Федерального закона N 165-ФЗ состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона N 165-ФЗ предусматривает, что страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации.
Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлено, что страхователь - юридическое лицо любой организационно - правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В пункте 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, одним из основных признаков страхователя является осуществление выплат физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Как следует из материалов дела, учреждением представлены доказательства осуществления перечислений на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (счет 0 303 06 000 "Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") за 2015 года, за январь 2016 года по сентябрь 2016 года, за период с 01.01.2016 по 17.10.2016 в отношении воинских частей 58147-3 и 58147-4, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4 - ФСС).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что учреждение соответствует признаку страхователя - осуществлению выплат физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
Спор между сторонами возник по причине того, что, по мнению заинтересованного лица, ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" представило пакет документов, который содержал копии локальных нормативных актов о создании комиссии войсковых частей 58147-3 и 58147-4, не зарегистрированных в качестве страхователей на территории Забайкальского края и не обращавшихся за выделением денежных средств. Представлена копия гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест, при этом полномочия на заключение такого рода договора не подтверждены прилагаемыми документами.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
В соответствии с пунктом 1 Правил N 580н правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В данном пункте Правил N 580н приведен перечень прилагаемых к заявлению документов. При представлении страхователем неполного комплекта документов заявление к рассмотрению не принимается.
Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе:
а) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Правил:
- копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест;
б) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Правил:
- копию отчета о проведении специальной оценки условий труда, подтверждающего превышение предельно допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на соответствующих рабочих местах (если срок действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" порядком, не истек, то представляются копии отчета о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда);
- копию отчета о проведении специальной оценки условий труда на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий и
свидетельствующего о снижении класса (подкласса) условий труда на соответствующих рабочих местах;
- копии документов, подтверждающих приобретение организацией соответствующего оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, не требующих приобретения оборудования,
- копию договора на проведение соответствующих работ;
в) в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 Правил:
- копию приказа о направлении работников на обучение по охране труда с отрывом от производства; - список работников, направляемых на обучение по охране труда;
- копию договора на проведение обучения работодателей и работников вопросам охраны труда с организацией, оказывающей услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (далее - обучающая организация) и аккредитованной в установленном порядке и (или) копию договора с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой проходили обучение работники, указанные в абзаце восьмом подпункта "в" пункта 3 Правил.
Как правильно указал суд первой инстанции, некоторые из документов, указанных в пп. "а" - "л" п. 4 Правил N 580н, страхователи не обязаны представлять. Такие документы перечислены в п. 5 Правил N 580н, в соответствии с которым документы (копии документов), указанные в п. 4 Правил N 580н, за исключением документов, предусмотренных настоящим пунктом, представляются страхователем либо лицом, представляющим его интересы. Территориальные органы ФСС РФ получают их от государственных структур путем направления межведомственных запросов. В то же время страхователь вправе сам представить данные документы (их копии) (п. 5 Правил N 580н).
В рамках межведомственного взаимодействия территориальный орган Фонда запрашивает посредством межведомственного запроса, в том числе:
а) в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации:
сведения о включении организации, проводящей специальную оценку условий труда, в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда (реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда), - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 Правил;
сведения о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, - в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 3 Правил.
Решение по данному заявлению принимается в течение 10 рабочих дней (пункт 8 Правил N 580н). Указанное решение оформляется приказом и направляется страхователю в течение трех рабочих дней с даты принятия (получения согласования) (пункт 9 Правил N580н).
Отказать в финансовом обеспечении предупредительных мер территориальный орган ФСС РФ может только в следующих случаях (пункт 10 Правил N 580н):
- у страхователя на день подачи заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
- предусмотренные бюджетом фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
- поданные документы содержат недостоверную информацию;
- страхователь представил неполный комплект документов.
В статье 11 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) предусмотрено, что Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Управление объединения, управление соединения и воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации согласно статье 11.1 Федерального закона N 61-ФЗ могут являться юридическим лицом в форме федерального казенного учреждения. Решение о создании в качестве юридического лица управления сформированного объединения, управления сформированного соединения или сформированной воинской части Вооруженных Сил Российской Федерации, а также о реорганизации или ликвидации указанного юридического лица принимается министром обороны Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" к основным задачам Минобороны России (подпункт 9 пункта 3 Указа) отнесено, в частности обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Также к полномочиям Минобороны России отнесена реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (подпункт 43 пункта 7 Указа).
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 N 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей (организаций) являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей, не имеющих статуса юридического лица, и является страхователем в отношении указанных работников.
Министерство обороны Российской Федерации для осуществления некоторых своих функций, в частности реализации социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, создало федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение создано центральным органом военного управления - Министерством обороны Российской Федерации для реализации социальной политики в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет функции страхователя в отношении работников воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение, выплачивает заработную плату указанным работникам, производит соответствующие удержания и перечисление страховых взносов, представляет соответствующую отчетность.
Апелляционный суд с указанными выводами суда первой инстанции соглашается также и с учетом Положения о филиале N 1 (т.1 л.д.9-20), согласно, в том числе, пункту 17 он осуществляет финансовую и социальную деятельность.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, фонд социального страхования достоверно не опроверг осуществление учреждением действий по представлению отчетности и уплате соответствующих сумм страховых взносов за работников войсковых частей, не имеющих статуса юридического лица.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что фонд, отказывая в финансовом обеспечении, не учел правовой статус войсковых частей, предусмотренный Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", а также полномочия Министерства обороны Российской Федерации в отношении подведомственных ему войсковых частей.
Действия Фонда могут привести к ситуации, при которой работники войсковых частей, за которых уплачены страховые взносы, фактически будут лишены гарантированной социальной защиты, что противоречит основным принципам и смыслу законодательства о социальном страховании.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, в рассматриваемом случае, учреждением соблюдены предусмотренные Правилами N 580н требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер, в связи с чем оспариваемый приказ фонда не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы фонда, приведенные в апелляционной жалобе, по существу цитируют основания принятия оспариваемого приказа, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку, и выводов суда первой инстанции не опровергают.
При указанных обстоятельствах, у суда первой инстанции имелись основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
Распределение судом расходов по уплате государственной пошлины произведено в полном соответствии с требованиями статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2016 года по делу N А78-11280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Забайкальского края.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11280/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2017 г. N Ф02-2088/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю"
Ответчик: ГУ - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ