г. Пермь |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А60-40913/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Яринского С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леконцевым Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации,
на определение Арбитражного суда Свердловской области
об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения
от 25 ноября 2016 года
по делу N А60-40913/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" (ОГРН 1056604560430, ИНН 6672200900)
к Федеральному государственному унитарному предприятию по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН" (ОГРН 1026604952956, ИНН 6660000329), Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Шик"
о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с ответчика в качестве неосновательного обогащения 753 928 рублей 70 копеек - основного долга по платежам за содержание, капитальный ремонт общего имущества, коммунальным услугам (отопление, горячее водоснабжения, холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 19.09.2011 по 19.09.2014 по нежилому помещению общей площадью 291,8 кв.м., расположенному по адресу: г.Екатеринбург, пр.Ленина, 46, а также 17 718 рублей 57 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
Решением суда от 25.02.2015 исковые требования удовлетворены частично. С Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН" в пользу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскан долг в размере 18 637 рублей 45 копеек. С Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области за счет казны Российской Федерации взыскан долг в размере 16 935 рублей 80 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Так же с Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН" в пользу ООО "Управляющая компания жилищно- коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскано 555 рублей 52 копейки в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
С Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области за счет казны Российской Федерации взыскано 56 рублей 80 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
Определением от 11.12.2015 с Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскано 3 375 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.0215 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановлением от 23.07.2105 Арбитражного суда Уральского округа решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2015 оставлено без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
01.11.2016 Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об изменении порядка исполнения судебного акта путем указания на исполнение за счет средств федерального бюджета, выделяемых Росимуществу на реализацию соответствующих полномочий.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2016 в удовлетворении заявления Министерства финансов Российской Федерации об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу А60-40913/2014 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2016 отменить, изменить порядок и способ исполнения судебного акта.
В апелляционной жалобе ее заявитель ссылается на то, что исполнение решения суда от 25.02.2015 и определения от 11.12.2015 по настоящему делу должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должника (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) как получателем средств федерального бюджета с лицевого счета, в порядке, установленном п. 1 ст. 242.3 БК РФ, с учетом положений п. 11 ст. 161 БК РФ.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, в силу ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность определения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Изменение способа и порядка исполнения решения означает, что один вид исполнения заменяется другим, например, требование о возврате имущества, изготовлении вещи заменяется взысканием его стоимости (денежного эквивалента).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, поэтому арбитражный суд в каждом конкретном случае должен определять, есть ли действительная необходимость в изменении способа и порядка исполнения судебного акта, с учетом всех обстоятельств дела, а также прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
Изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, применяемой судом при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
При этом изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
Как указано выше и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.02.2015 исковые требования удовлетворены частично. С Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН" в пользу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскан долг в размере 18 637 рублей 45 копеек. С Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области за счет казны Российской Федерации взыскан долг в размере 16 935 рублей 80 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Так же с Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН" в пользу ООО "Управляющая компания жилищно- коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскано 555 рублей 52 копейки в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
С Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области за счет казны Российской Федерации взыскано 56 рублей 80 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска.
Определением от 11.12.2015 с Российской Федерации в лице Росимущества по Свердловской области в пользу ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Октябрьского района" взыскано 3 375 рублей в возмещение расходов по оплате услуг представителя.
Судом установлена обоснованность взыскания с Российской Федерации как собственника имущества в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области за счет казны Российской Федерации денежных средств по обязательству (п. 1 ст. 125, п. 1 ст. 126 ГК РФ).
Обращаясь с заявлением об изменении порядка исполнения указанного судебного акта, Министерство финансов Российской Федерации просило изменить порядок исполнения решения от 25.02.2015, определения от 11.12.2015 по настоящему делу, указав, что решение подлежит исполнению территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должника (Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области) за счет средств федерального бюджета, выделяемых ответчику на реализацию соответствующих полномочий.
Данная позиция правомерно не принята судом первой инстанции.
Из анализа главы 24.1 БК РФ следует, что бюджетное исполнение судебных решений о взыскании денежных сумм реализуют специально уполномоченные финансовые органы - исполнительские агенты.
Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Ввиду того, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в настоящем деле выступало не от своего имени, а как орган государственной власти, выступающий от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов, денежные средства подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации (п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121).
Судебное решение по настоящему делу не определяет и не может определять порядок его исполнения. Законодательным, а не судебным органом принят Бюджетный кодекс РФ, устанавливающий, в том числе порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса РФ).
При таких обстоятельствах отказ в удовлетворении заявления Минфина России об изменении порядка исполнения судебного акта правомерен.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При отмеченных обстоятельствах оснований для отмены определения суда, с учетом рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, не имеется.
Подпунктом 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ уплата государственной пошлины за подачу настоящей апелляционной жалобы не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Свердловской области об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения от 25 ноября 2016 года по делу N А60-40913/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40913/2014
Истец: ООО "УК ЖКХ Октябрьского района"
Ответчик: Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области, ФГУП по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "ЭКРАН"
Третье лицо: ООО "ШиК"
Хронология рассмотрения дела:
03.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4886/15
14.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4275/15
23.07.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4886/15
14.05.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4275/15
25.02.2015 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-40913/14