Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2017 г. N Ф10-2143/17 настоящее постановление оставлено без изменения
16 февраля 2017 г. |
Дело N А83-2120/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 16 февраля 2017 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Горошко Н.П.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубенко В.А.,
при участии: представителя Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю - Сеитяьгьяева Асана Абдурамоновича, доверенность от 15.11.2016 N 75/07-11;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Житкомлинова Владимира Викторовича на решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2016 года по делу N А83-2120/2016 (судья Ищенко Г.М.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Житкомлинова Владимира Викторовича (пер. Севастопольский, 7, пгт. Ливадия, г. Ялта, Республика Крым, 298655) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295093), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне заинтересованного лица: Администрации города Ялты Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600); общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" (ул. Блюхера, д. 22, литера 3, помещение 2-1, г. Ялта, Республика Крым, 298604) о признании недействительным решения,
установил:
индивидуальный предприниматель Житкомлинов Владимир Викторович (пер. Севастопольский, 7, пгт. Ливадия, г. Ялта, Республика Крым, 298655) (далее - ИП Житкомлинов В.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ул. Мате Залки, 1/9, г. Симферополь, Республика Крым, 295093) (далее - ИФНС по г. Симферополю, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 29.12.2015 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" (далее - Общество) за государственным регистрационным номером 1159102133552.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2016 в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Житкомлинова Владимира Викторовича было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, индивидуальный предприниматель Житкомлинов Владимир Викторович обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 17.11.2016 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права. Кроме того, по его мнению, суд первой инстанции проигнорировал доказательства, представленные заявителем, подтверждающие факт того, что в результате создания органом местного самоуправления ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" и осуществления его государственной регистрации налоговым органом, Общество фактически монополизировало рынок ритуальных услуг в городе Ялта, в результате чего нарушаются законные права и интересы заявителя по осуществлению предпринимательской деятельности на рынке ритуальных услуг в городе Ялта.
Индивидуальный предприниматель Житкомлинов Владимир Викторович, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечил, о дате, времени проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, обосновывая свои возражения тем, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Кроме того, указывает на то, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение регистрирующего органа о государственной регистрации от 29.12.2015 N 2136А соответствует закону и не нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Житкомлинова В.В.
Администрация города Ялты Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о дате, времени проведения судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания", также явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о дате, времени проведения судебного заседания было уведомлено в соответствии с нормами АПК РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание уведомление ИП Житкомлинова Владимира Викторовича, Администрации города Ялты Республики Крым, общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания", необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 17 ноября 2016 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 25.12.2015 обществом с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" в ИФНС по г. Симферополю для осуществления государственной регистрации юридического лица при создании был представлен комплект документов: заявление по форме N Р11001 о создании юридического лица, решение о создании юридического лица, Устав в 2-х экземплярах, постановление Администрации города Ялты, доверенность, квитанция об оплате государственной пошлины, что подтверждается распиской о получении документов, представленных при государственной регистрации юридического лица.
По результатам рассмотрения представленных документов, 29.12.2015 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Симферополю было вынесено решение о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания".
Считая, что решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю от 29.12.2015 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы индивидуального предпринимателя Житкомлинова Владимира Викторовича в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последний обратился в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции установил, что на момент принятия решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" отсутствовали основания для отказа в ней, определенных статьей 23 Закона N 129-ФЗ, а также отсутствовало определение суда о запрете осуществления регистрационных действий. В этой связи, суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесения Инспекцией положительного решения от 29.12.2015 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания".
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
На основании п. 1.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
Статья 12 Закона N 129-ФЗ, содержит исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
Из материалов дела следует, что в Инспекцию для осуществления государственной регистрации юридического лица при создании обществом с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" был представлен комплект документов: заявление по форме N Р11001 о создании юридического лица, решение о создании юридического лица, Устав в 2 экземплярах, постановление Администрации города Ялты, доверенность, квитанция об оплате государственной пошлины.
Соответственно, следует признать факт того, что Обществом был представлен полный комплект документов для осуществления государственной регистрации в регистрирующий орган вместе с заявлением о государственной регистрации юридического лица (Форма Р11001 от 25.12.2015).
Судом апелляционной инстанции признается безосновательным довод апелляционной жалобы относительно того, что налоговый орган обязан был совершить проверку достоверности данных, представленных Обществом, включаемых в указанный реестр исходя из следующего.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены в пункте 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ. Данный перечень оснований является исчерпывающим.
При этом в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, в силу подпункта "б" представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Таким образом, регистрация носит уведомительный характер, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия.
При этом ответственность за представление недостоверных сведений несет заявитель (часть 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Высший арбитражный суд РФ в определении от 05.08.2011 N ВАС-9427/11 по делу N А56-80582/2009 указал, что нормы Закона о регистрации не обязывают регистрирующий орган осуществлять проверку представленных на регистрацию документов (пункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ устанавливает заявительный характер государственной регистрации юридических лиц, а также государственных регистрационных изменений в ЕГРЮЛ, и не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Соответственно, следует признать факт того, что у регистрирующего органа отсутствовали полномочия по проверке достоверности данных, содержащихся в постановлении Администрации города Ялты Республики Крым от 18.12.2015 N 3339-п "О дополнительных мерах по улучшению обслуживания населения в области организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым".
В соответствии с пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункта 3 статьи 51 ГК РФ для государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
При этом в силу пункта 4.1 статьи 9, пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ уполномоченный государственный орган не осуществляет проверку представленных документов на их соответствие федеральным законам или иным нормативным правовым актам, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом. Например, названный орган по общему правилу не уполномочен проверять содержание учредительных документов юридического лица на соответствие их закону как при учреждении юридического лица, так и при его реорганизации.
На основании изложенного, коллегия суде пришла к выводу о том, что на момент принятия решения о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания" отсутствовали основания для отказа, определенные статьей 23 Закона N 129-ФЗ, а также отсутствовало определение суда о запрете осуществления регистрационных действий. В этой связи, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о законности вынесения Инспекцией положительного решения от 29.12.2015 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания".
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, и, соответственно, не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного решения.
На основании установленных обстоятельств и названных норм материального права Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что судом первой инстанции решение принято без нарушений норм материального права и при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, иных оснований для его отмены (изменения) не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 17 ноября 2016 года по делу N А83-2120/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Житкомлинова Владимира Викторовича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2120/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 4 июля 2017 г. N Ф10-2143/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Житкомлинов Владимир Викторович
Третье лицо: Администрация города Ялта, ООО "Специализированная служба по вопросам похоронного дела "Ялтинская похоронная компания", ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ