Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2017 г. N Ф02-2323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
17 февраля 2017 г. |
Дело N А58-4529/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
при участии в судебном заседании представителя Акционерного общества "Сахатранснефтегаз" Монастырева В.Е. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) апелляционную жалобу Акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2016 года по делу N А58-4529/2016 (суд первой инстанции - Эверстова Р.И.),
установил:
Акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972, место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Петра Алексеева, 64, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080, место нахождения: 677980, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Ярославского, 37, далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании недействительным сообщения об отказе в государственной регистрации от 03.08.2016 N 14/001/011/2016-5879.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2016 года по делу N А58-4529/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В частности, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что рассматриваемый газопровод не затрагивает границы земельного участка жилого дома, по техническим характеристикам относится к сети газораспределения, соответственно является вспомогательным сооружением распределительного газопровода и должен регистрироваться в составе данного объекта, но никак не жилого дома; объекты вспомогательного использования регистрируются в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ, согласно разъяснению Росреестра от 09.02.2012 г. N 14-910-ГЕ "О государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности юридических лиц на объекты вспомогательного использования".
Кроме того, Общество указывает на то, что рассматриваемый газопровод поставлен на кадастровый учет в Филиале ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)", имеет кадастровый номер 14:35:107001:11499, следовательно, обладает качествами индивидуально-определенной вещи и является недвижимым имуществом.
Управление Росреестра отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 20.01.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Управление Росреестра явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 21.07.2016 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права на сооружение, расположенное по адресу: РС (Я), город Якутск, улица Ногина, дом 7, газопровод к ИЖС.
Окружная администрация выдала заявителю разрешение - ордер N 6589 от 06.08.2015 на производство земляных работ (рытье траншеи) по объекту газопровод к ИЖС по адресу: город Якутск, улица Ногина, дом 7, период работ с 07.08.2015 по 30.09.2015.
В качестве документа, подтверждающего факт создания заявленного газопровода, заявителем был предоставлен акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 20.10.2015, который в соответствии со СНиП 42 -01-2002 подтверждает факт завершения строительно-монтажных работ.
Согласно кадастровому паспорту от 12.05.2016 на сооружение - газопровод к ИЖС по адресу: город Якутск, улица Ногина, дом 7, протяженностью 7 м. и год ввода в эксплуатацию является 2015 год, имеет кадастровый номер 14:36:102043:634.
Сведения Государственного кадастра недвижимости не содержат сведений о земельном участке, на котором размещен газопровод.
Сообщением об отказе в государственной регистрации права от 03.08.2016 N 14/001/011/2016-5879 Управление отказало заявителю в государственной регистрации права на недвижимое имущество на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
Согласно пояснению от 08.11.2016 распределительный газопровод, к которому подключен газопровод к ИЖС по адресу: РС (Я), улица Ногина, дом 7.
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 15.11.2016 N 2513 газопровод расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе не проведен государственный кадастровый учет. Вместе с тем, земельный участок под газопроводом, расположен на территории общего пользования в красных линиях, соответственно оформление в собственность невозможно.
Основанием для отказа Росреестр указал то, что государственная регистрация прав на непредставленный газопровод в связи с отсутствием признаков объектов недвижимого имущества, установленных гражданским законодательством, государственной регистрации не подлежит.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 2 Федерального закона от 15.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) закрепляет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, иные документы, подтверждающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, представляемые для проведения государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 18 Федерального закона N 122-ФЗ, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В качестве основания для регистрации права в регистрационный орган заявителем были представлены следующие документы: разрешение - ордер от 06.08.2015 N 6589, акт приемки законченного строительства объекта от 20.10.2015.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В силу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Перечень объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Перечень объектов, при строительстве которых получение разрешения на строительство не является исчерпывающим.
При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется.
Так, согласно подпункту 12.4 пункта 4 статьи 34 Закона РС (Я) "О градостроительной политике Республики Саха (Якутия)" выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции подземных, наземных, надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля включительно от точки присоединения распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870 утвержден Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, согласно приложению N 1 к которому к газопроводам низкого давления относятся газопроводы до 0,005 МПа включительно.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что отсутствует необходимость получения разрешения на его создание.
Во исполнение положений части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 03.12.2014 N 1300, которым утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в которых также входят газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Понятие недвижимого объекта раскрывается в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в пункте 1 которой содержится указание на то, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
При разрешении вопроса о признании вещи недвижимостью в каждом конкретном случае следует устанавливать наличие у нее признаков, способных относить ее в силу природных свойств или на основании закона к недвижимым объектам.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Правовой статус объекта связан с его функциональным назначением.
Как усматривается из представленных в дело документов, в частности из технического плана сооружения, объект кадастровых работ представляет собой линейное подземное сооружение, имеющее надземные конструктивные элементы.
Актом приемки строительного объекта газораспределительной системы от 20.10.2015 подтверждается факт завершения строительно-монтажных работ по переносу газоснабжения жилых домов по ул. Ногина и Котенко, в связи со строительством объекта "Перинатальный центр".
Функциональное назначение газопровода определено как вспомогательное и поименован как "газопровод к ИЖС".
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что заявленный к регистрации газопровод поставлен на учет в государственном кадастре недвижимости, что свидетельствует, что газопровод обладает индивидуально-определенными признаками объекта недвижимости, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее - Перечень объектов, постановление).
В Перечень объектов входят линии и сооружения связи, для которых не требуется разрешения на строительство.
Так как объекты, не требующие предоставления земельных участков и выдачи разрешения на строительство, не являются объектами недвижимости, права на которые подлежат регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации, поскольку газопровод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему зданию, газопровод не является объектом капитального строительства, его размещение не является строительством, оспариваемое основание для отказа в государственной регистрации соответствует закону.
В связи с отсутствием у сооружения - газопровод к ИЖС качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.09.2013 N 1160/13).
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании части 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
АО "Сахатранснефтегаз" по платежному поручению N 11414 от 20.12.2016 года уплачена государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 3 000 руб. На основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ излишне уплаченная по платежному поручению N 11414 от 20.12.2016 года государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы из федерального бюджета.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2016 года по делу N А58-4529/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Акционерному обществу "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4529/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 июня 2017 г. N Ф02-2323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2323/17
06.06.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4529/16
17.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-46/17
14.02.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4529/16
22.11.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4529/16