Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2017 г. N Ф10-2113/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А64-1643/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Суховой И.Б.,
Ушаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Федерального агентства железнодорожного транспорта: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ОАО "Российские железные дороги": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016 по делу N А64-1643/2016 (судья Подольская О.А.) по иску Муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (ОГРН 1056882343352, ИНН 6829015056) к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910, ИНН 7708525167), третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области (ОГРН 1096829003974, ИНН 6829057176), ОАО "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городской округ - город Тамбов в лице администрации города Тамбова (истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (с учетом уточнения) к Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ответчик) об обязании образовать земельный участок площадью 435 кв.м под зданием центральной котельной, расположенной по адресу: г. Тамбов, пл. Привокзальная, 12, из земельного участка площадью 30 165 500 кв.м с кадастровым номером 68:00:0000000:13, находящегося в федеральной собственности, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, ОАО "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, полагая его принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, Федеральное агентство железнодорожного транспорта обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции от 05.09.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении иска.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договора дарения (пожертвования) от 02.10.2014 N 01-16-59/14 муниципальному образованию - город Тамбов ОАО "РЖД" передано в собственность здание котельной общей площадью 165,3 кв.м, по адресу: г. Тамбов, пл. Привокзальная, д. 12 (свидетельство о государственной регистрации права N 68 АБ 886511 от 21.10.2014).
Указанный объект недвижимости расположен на принадлежащем Российской Федерации земельном участке площадью 30 165 500 кв.м, с кадастровым номером 68:00:0000000:13 полосы отвода железной дороги, находящемся в аренде у ОАО "Российские железные дороги" по договору N 21 от 01.10.2003.
В соответствии с пунктом 1.2 договора дарения (пожертвования) стороны обязуются заключить договор субаренды части участка, занятой объектами и необходимой для их использования, по форме, утвержденной нормативными документами ОАО "РЖД". Муниципальное образование обязуется за свой счет провести кадастровые работы для постановки на государственный кадастровый учет части участка, указанной в пункте 1.2 настоящего договора.
ЗАО "Терра68" изготовлена схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории.
06.10.2015 Администрация города Тамбова обратилась в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области с заявлением о безвозмездной передаче земельного участка площадью 435 кв.м по пл.Привокзальной под зданием котельной в порядке статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 11.11.2015 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области сообщило, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 установление границ полосы отвода железных дорог, а также образование земельных участков под объектами недвижимости относится к полномочиям Росжелдора, в связи с чем в целях образования испрашиваемого земельного участка администрации города Тамбова необходимо обратиться в Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
01.12.2015 N 2-40-1577/15 Администрация города Тамбова обратилась в Федеральное агентство железнодорожного транспорта с соответствующим заявлением.
В свою очередь, письмом от 25.01.2016 N ИМ-35/337 указанным федеральным органом исполнительной власти сообщено, что принятие решения об образовании испрашиваемого земельного участка не входит в компетенцию Росжелдора, данными полномочиями наделено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода железной дороги и является предметом договора аренды с ОАО "РЖД", истец полагает, что именно Федеральное агентство железнодорожного транспорта уполномочено на образование испрашиваемого земельного участка, в связи с чем последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на дату заключения договора дарения (пожертвования), при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Пунктом 3 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" предусмотрено, что приобретение муниципальным образованием права собственности на здания, строения и сооружения, является безусловным основанием возникновения права муниципальной собственности на соответствующие земельные участки.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков (пункт 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 указанного Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 данного Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (пункт 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
По общему правилу образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Пункт 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Статья 90 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации и реконструкции зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Правилами пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, и Положением о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденным приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц, предусмотрена возможность предоставления земельных участков, находящихся в полосе отвода и относящихся к землям железнодорожного транспорта, только на условиях срочного (временного) пользования.
Размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 утверждены нормы отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также нормы расчета охранных зон железных дорог.
Размеры полосы отвода и охранных зон устанавливаются в соответствии с названными нормами, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией, генеральными схемами развития железнодорожных линий, узлов и станций, а также с учетом сложившегося землепользования и ранее утвержденных размеров и границ полос отвода и охранных зон.
Истцом заявлено требование об обязании Федерального агентства железнодорожного транспорта образовать земельный участок площадью 435 кв.м под зданием центральной котельной, расположенной по адресу: г.Тамбов, пл.Привокзальная, 12 из земельного участка площадью 30 165 500 кв.м с кадастровым номером 68:00:0000000:13, находящегося в федеральной собственности, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 5.35 (3) Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Росимущество принимает в установленном законом порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В соответствие с пунктом 5.3.18 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Федеральное агентство железнодорожного транспорта осуществляет полномочия по принятию решений об образовании земельных участков из земельных участков, которые находятся в федеральной собственности, в целях установления границ полосы отвода железных дорог.
Учитывая, что спорный земельный участок расположен в границах полосы отвода железной дороги, образование спорного земельного участка в пределах полосы отвода фактически является решением об изменении границы полосы отвода, вывод суда области о том, что Росжелдор уполномочен на образование испрашиваемого земельного участка, обоснован.
Ссылка заявителя жалобы на изменение положений Земельного кодекса Российской Федерации, принятых Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ, и вступивших в силу с 01.03.2015 (глава 1.1, часть 13 статьи 13.10), согласно которым образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, схемой расположения земельного участка, подлежащего образованию или изменению, не свидетельствует об отсутствии полномочий у Росжелдора на образование испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода.
Решение уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не является решением об образовании земельного участка.
Росимущество в лице его территориального органа при предоставлении ответчиком результатов межевания земельного участка, схемы расположения земельного участка рассмотрят указанные документы на предмет их соответствие земельному законодательству в пределах своей компетенции и примет соответствующее решение в порядке статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия отмечает, что в предмет доказывания по данному спору не входит решение вопроса о праве, на котором будет предоставлен земельный участок под зданием котельной.
Доводов, опровергающих вышеназванные выводы суда и способных повлиять на правильность вынесенного судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.09.2016 по делу N А64-1643/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1643/2016
Истец: Муниципальное образование городской округ г. Тамбов в лице Администрации г. Тамбова
Ответчик: Территориальное управление федерального агенства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области, Федеральное агенство железнодорожного транспорта
Третье лицо: ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6507/16
18.10.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6507/16
21.06.2017 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2113/17
14.02.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6507/16
05.09.2016 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1643/16