Требование: о внесении изменений в договор
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Чита |
|
20 февраля 2017 г. |
Дело N А19-11517/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Ткаченко Э.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2016 года по делу N А19-11517/2016 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189, ИНН 7840346335, место нахождения: 191025, г.Санкт-Петербург, ул. Марата, 17) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (место нахождения: 664025, г.Иркутск, ул. Российская, д. 17) об обязании внесения изменения в договор, (суд первой инстанции - С.Н. Антонова),
при участии в судебном заседании:
от истца: Коржова Е. В., представитель по доверенности от 05.09.2016 г.,
от ответчика: не явились, извещены.
установил:
Открытое акционерное общество "Группа "Илим" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - ответчик, управление) об обязании:
- внесения изменений в пункт 2 договора аренды земельного участка N 475 от 27.11.2003, изложив его в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов и учетом уровня инфляции. Расчет арендной платы указан в Приложении N2 к настоящему договору и является его неотъемлемой частью";
- предоставить расчет арендной платы к договору аренды земельного участка N 475 от 27.11.2003.
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил отказ от искового требования об обязании предоставить расчет арендной платы к договору аренды земельного участка N 475 от 27.11.2003.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2016 года в части требования об обязании Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области предоставить Открытому акционерному обществу "Группа "Илим" Расчет арендной платы к договору аренды земельного участка N 475 от 27.11.2003 года исходя из двух процентов кадастровой стоимости земельного участка, находящегося по адресу: Иркутская область, г. Братск, П 07020000 (северо-западнее промзоны Центрального округа); кадастровый номер 38:34:040301:0001, производство по делу прекращено.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области внести изменения в пункт 2 договора аренды земельного участка N 475 от 27.11.2003 года, изложив его в следующей редакции: "Арендная плата устанавливается в соответствии с абзацем 2 подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 (ред. от 30.10.2014) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов и учетом уровня инфляции. Расчет арендной платы указан в Приложении N2 к настоящему договору и является его неотъемлемой частью".
Взыскана с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области в пользу Открытого акционерного общества "Группа "Илим" сумма 6000 руб. - расходы по госпошлине.
В обосновании суд первой инстанции, в том числе, указал, что при установленных по делу обстоятельствах использования арендованного земельного участка истцом в качестве недропользователя в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, а также предоставления земельного участка в аренду без торгов, расчет арендной платы по договору аренды земельного участка должен производиться на основании кадастровой стоимости земельного участка исходя из положений абз. 2 пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2016 по делу N А19-11517/2016, принять по делу N А19-11517/2016 новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Полагает, что судом не установлено наличие полномочий у ответчика на принятие решения по заявлению истца об изменении условий договора аренды земельного участка, в то время как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования является Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) и к отношениям по использованию недр применяется соответственно законодательство о недрах.
На апелляционную жалобу поступил отзыв истца, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 17.01.2017.
Представитель истца дала пояснения согласно доводам отзыва, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик представителей в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 27.11.2003 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска (Арендодатель) и ОАО "Целлюлозно-картонный комбинат" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 475 со следующими характеристиками: кадастровый номер 38:34:040301:0001; адрес: Иркутская область, г. Братск, П 07020000 (северо-западнее промзоны Центрального округа); площадь 254,8794 га; категория: земли поселений; цель аренды: размещение рассолопромысла. Срок аренды определен с 06.06.2003 по 06.06.2008. Договор зарегистрирован ГУ ФРС по Иркутской области и УОБАО 30.06.2005, N 38-38-04/001/2005-640 (т.1, л.д.42-46).
24.03.2006 права и обязанности Арендодателя по соглашению сторон N 290 переведены на Российскую Федерацию в лице Территориального управления Росимущества по Иркутской области. Соглашение зарегистрировано 26.01.2007 N 38-38- 03/058/2006-273 (т.1, л.д.47-48).
По соглашению от 01.11.2015 N 028-1817-15 о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N 475 от 27.11.2003, арендатором земельного участка стал истец. Соглашение зарегистрировано 08.12.2015, peг. N 38-38/003-38/003/020/2015-3832/1 (т.1, л.д.49-51).
На момент заключения договора в соответствии с его разделом 2, размер арендной платы составлял 19992740, 14 руб., арендная плата подлежала внесению ежеквартально равными частями до 25 числа последнего месяца текущего квартала.
Ежегодно арендодателем производится расчет арендной платы на очередной год: на 2014 год арендодателем составлен расчет арендной платы за земельный участок в размере 20 751 018,75 руб.
На 2015 год арендодателем составлен расчет арендной платы за земельный участок в размере 21 892 324,80 руб. исходя из годового размера арендной платы на 2014 год-20751018,75 руб. (рыночная стоимость земельного участка, определенная по оценке эксперта, с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ) и уровня инфляции 5,5%.
На 2016 год арендодателем составлен расчет арендной платы за земельный участок в размере 23 293 433,60 руб. исходя из годового размера арендной платы на 2015 год 21892324,80 руб. (рыночная стоимость земельного участка, определенная по оценке эксперта, с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ) и уровня инфляции 6,4%.
Арендодатель указал, что в расчетах, что арендная плата определена на основании рыночной стоимости земельного участка, в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ и уровня инфляции на основании п.6 и 8 Постановления Правительства РФ N 582 от 16.07.2009 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 582).
Истец, не согласившись с таким порядком расчета арендной платы, обратился к ответчику с письмом от 29.03.2016 N ФБ/175, в котором со ссылкой на абзац 2 пп. "д" пункта 3 Правил 4 определения размера арендной платы, утвержденных Постановлением Правительства N 582 просил установить размер арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельный участок используется им как недропользователем для проведения работ, связанных с пользованием недрами (т.1, л.д.37-39).
Ответчик письмом от 27.04.2016 N ШЕА-38/6237 сообщил, что расчет арендной платы на 2016 год истцу направлен письмом от 28.01.2016, а расчет арендной платы на 2016 год по договору аренды земельного участка от 27.11.2003 N 475 произведен в соответствии с п. 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", с рыночной стоимостью земельного участка, определенной ООО "Экспертиза оценки" на основании договора от 05.07.2012 N 12-266 на оказание услуг по оценке имущества, находящегося в федеральной собственности, с учетом ставки рефинансирования на 1 января 2013 года - 8,25%, установленная Указанием Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России", с учетом увеличения на 5 % - на размер уровня инфляции на 1 января 2014 года, установленный Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ, с учетом увеличения на 5,5% - на размер уровня инфляции на 1 января 2015 года, установленный Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", с учетом увеличения на 6,4% - на размер уровня инфляции на 1 января 2016 года, установленный Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" (т.1, л.д.40-41).
Невнесение ответчиком изменений в договор аренды земельного участка от 27.11.2003 N 475 послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя истца в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как правильно установлено судом первой инстанции, между сторонами сложились правоотношения, вытекающие из договора аренды земельного участка, регулируемые нормами Земельного кодекса Российской Федерации и главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется договором аренды.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (часть 12 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункт 1 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Правительством Российской Федерации постановлением N 582 от 16.07.2009 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, настоящие правила определяют способы расчета размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации и расположенные на территории Российской Федерации.
В силу пункта 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Абзацем 2 подпункта "д" п.3 Правил установлено: в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере: 2 процентов в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 582, арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В этих случаях арендная плата рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на начало календарного года, в котором принято решение о предоставлении земельного участка.
С учетом действующего правового регулирования, при установленных по делу обстоятельствах использования земельного участка истцом в качестве недропользователя, в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами (добыча поваренной соли), а также предоставления земельного участка в аренду без торгов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 27.11.2003 N 475 должен производиться на основании кадастровой стоимости земельного участка исходя из положений абз. 2 пп. "д" п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Положениями частей 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 2 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Материалами дела подтверждается соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Суд первой инстанции, признавая правомерным требование истца об изменении условий договора аренды в части расчета арендной платы, руководствовался следующим.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (часть 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (часть 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (часть 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку в силу пункта 1 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации, размер арендной платы за такой земельный участок является регулируемой ценой.
Таким образом, размер арендной платы не может определяться по усмотрению сторон договора, стороны обязаны руководствоваться установленными законом ставками.
Судом учтена правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 12404/09 по делу N А58-2302/2008, согласно которой поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом стороны не лишены права требовать друг от друга внесения изменений, обусловленных изменениями законодательства, в заключенный ими договор аренды.
С учетом вывода о неверности определения ответчиком арендной платы, размер которой платы является существенным условием договора аренды земельного участка, и невнесения в добровольном порядке ответчиком изменений в расчет арендной платы, при наличии у арендодателя обязанности по составлению расчета арендной платы на очередной год и направлению его арендатору, исковые требования обоснованно признаны судом подлежащими удовлетворению.
Довод об отсутствии у ответчика полномочий на принятие решения по заявлению истца об изменении условий договора аренды земельного участка подлежит отклонению, поскольку арендодателем по договору аренды выступает именно ответчик, а процедуры межведомственного взаимодействия не могут влиять на право арендатора по внесению правомерно установленной арендной платы.
Распределение судом расходов по уплате государственной пошлины произведено в полном соответствии с требованиями ст.110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 октября 2016 года по делу N А19-11517/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-11517/2016
Истец: ОАО "Группа "Илим"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области