Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2017 г. N Ф01-1615/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
15 февраля 2017 г. |
Дело N А11-7072/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.02.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.02.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Земскова Алексея Сергеевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.11.2016 по делу N А11-7072/2016, принятое судьей Тимчуком Н.Г. по заявлению Земскова Алексея Сергеевича о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира от 02.03.2016 N 1461А.
В судебном заседании принял участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Владимира - Белова К.А. по доверенности от 12.01.2017 N 16-03/00210 сроком действия до 31.12.2017.
Земсков Алексей Сергеевич - надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 19521), в судебное заседание не явился, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, письмом от 02.02.2017 (входящий N 01АП-9885/16 от 03.02.2017) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Владимира (далее по тексту - Инспекция) 20.02.2016 от Земскова Алексея Сергеевича поступило заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации ликвидации юридического лица, предоставлен ликвидационный баланс.
Инспекцией принято решение от 02.03.2016 N 1461А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 13.04.2016 N 13-15-07/3649@, Федеральной налоговой службы от 03.06.2016 N СА-3-9/2529@ жалобы Земскова А.С. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции от 02.03.2016 N 1461А, Земсков А.С. обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 17.11.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Земсков А.С. ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена возможность, а также перечень оснований для признании недействительной внесённой в Единый государственный реестр юридических записи о государственной регистрации ликвидации общества регистрирующим органом по собственной инициативе, в том числе путём признания внесённой записи недействительной.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого решения Инспекции усматривается, что основанием для отказа в регистрации послужил вывод налогового органа о том, что ликвидационный баланс общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом" содержит недостоверные сведения, поскольку не отражает сведений о кредиторской задолженности.
Как следует из материалов дела, Земсков А.С. в период с 15.07.2015 по 02.03.2016 являлся ликвидатором общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом". Им был подготовлен и передан в Инспекцию пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией указанной организации (заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001; решение единственного участника общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом" о ликвидации от 15.07.2015 N 1; решение единственного участника ООО "ЦРМС Новый Дом" об утверждении ликвидационного баланса от 20.02.2016 N 3; ликвидационный баланс на 20.02.2016; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, от 16.02.2016 N 2; бланк-заявка на публикацию сообщения от 21.08.2015; копии чек-ордеров об оплате кредиторской задолженности; копия определения суда от 27.01.2016 по делу N А11-12708/2015; документ об уплате государственной пошлины от 20.02.2016).
По результатам рассмотрения указанных документов Инспекцией принято решение от 02.03.2016 N 82А о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом" в связи с его ликвидацией, на основании которого 02.03.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации общества за N 2163328160280.
Вместе с тем, установив обстоятельства, исключающие государственную регистрацию ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом", регистрирующий орган признал недействительной ранее внесённую в Единый государственный реестр юридических лиц запись от 02.03.2016 за N 2163328160280 и внёс запись за N 2163328166769 на основании решения от 02.03.2016 N 1461А.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
В соответствии с пунктом 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).
Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчётов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, за исключением казённого предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очерёдность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с пунктом 1 статьи 224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.
Пунктом 2 рассматриваемой статьи установлено, что при обнаружении обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Согласно пункту 1 статьи 226 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" нарушение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 224 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией установлен главой VII Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Из подпунктов "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и ликвидационный баланс.
В заявлении подтверждается, что соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчёты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" документы, предусмотренные статьёй 21 данного Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определённых Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с названным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Как следует из ликвидационного баланса от 20.02.2016 N 3, в нём отражены сведения о наличии кредиторской задолженности в размере 230 000 рублей, на что указано в решении Управления Федеральной налоговой службы по Владимирской области от 13.04.2016 N 13-15-07/3649@.
Таким образом, ликвидатором в регистрирующий орган был представлен ликвидационный баланс, отражающий кредиторскую задолженность.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, 11.12.2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Владимирской области от 18.12.2015 заявление оставлено без движения и заявителю предложено в срок до 26.01.2016 устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Поскольку по состоянию на 27.01.2016 указанные нарушения Обществом устранены не были, определением Арбитражного суда Владимирской области от 27.01.2016 по делу N A11-12708/2015 заявление Общества о признании его несостоятельным (банкротом) и приложенные к нему документы возвращены ликвидатору.
Следовательно, Обществом фактически не исполнена обязанность, установленная пунктом 2 статьи 224 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", что в соответствии с пунктом 1 статьи 226 указанного Федерального закона является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации данного юридического лица.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом" не соблюдён установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица.
Указание в заявлении по форме N 16001 информации о том, что установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица соблюдён и расчёты общества с кредиторами завершены, является недостоверным, поскольку в ликвидационном балансе, представленном в регистрирующий орган, отражена кредиторская задолженность по состоянию на 20.02.2016 в размере 230 000 рублей.
Данное обстоятельство расценивается как непредставление заявления на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Поскольку сведения ликвидационного баланса не соответствуют фактической деятельности общества, вывод Инспекции о его недостоверности является правомерным.
Довод Земскова А.С. о том, что действующим законодательством не установлена возможность, а также перечень оснований для признания недействительной внесённой в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ликвидации юридического лица регистрирующим органом, вынесшим соответствующее решение о регистрации, обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным.
Ведение Единого государственного реестра юридических лиц основано на принципе достоверности сведений. Регистрационные записи должны отражать фактические данные, а сведения -соответствовать документам, которые являются основанием для внесения таких записей в государственный реестр.
Инспекция, установив обстоятельства, исключающие государственную регистрацию ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Центр разработки мебельных систем Новый Дом", признал недействительной ранее внесённую в ЕГРЮЛ запись от 02.03.2016 за N 2163328160280 и внёс запись за N 2163328166769.
Иные доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Таким образом, Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Земскова А.С..
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.11.2016 по делу N А11-7072/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Земскова Алексея Сергеевича оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7072/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 мая 2017 г. N Ф01-1615/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Земсков Алексей Сергеевич
Ответчик: Инспекция Федеральной Налоговой Службы по Октябрьскому району г. Владимира