Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2017 г. N Ф01-2011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
15 февраля 2017 г. |
А43-16767/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2016
по делу N А43-16767/2016,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нью-Флауэрс"
о признании частично недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода от 01.09.2015 N 1705,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Нью-Флауэрс" - Тишинской И.И. по доверенности от 21.06.2016,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Нью-Флауэрс" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации города Нижнего Новгорода (далее - администрация) от 01.09.2015 N 1705 "О заключении с ООО "Нью-Флауэрс" договора купли-продажи земельного участка по проспекту Ленина, 100 в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода" в части ссылки в его преамбуле на обращение Общества от 01.07.2015 N 01.07-1, а также об обязании администрации в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, устранить нарушения прав и законных интересов Общества и внести изменения в преамбулу постановления от 01.09.2015 N 1705 "О заключении с ООО "Нью-Флауэрс" договора купли-продажи земельного участка по проспекту Ленина, 100 в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода", указав в ней в качестве даты и номера обращения собственника нежилого помещения Общества - 29.05.2014 N 29/05.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет).
Решением от 30.09.2016 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование заявителя.
Администрация не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного Нижегородской области от 30.09.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество является собственником нежилого здания со встроенным универсальным магазином, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 315,8 кв.м, инв. N 22:401:900:000190630, лит. Б, адрес (местонахождение) объекта: Нижегородская область, г. Нижний Новгород, Автозаводский район, пр. Ленина, д. 100, кадастровый номер 52:18:0040211:221 (свидетельство о государственной регистрации права от 01.10.2014 серии 52-АЕ N 676804).
Данный объект находится на земельном участке с кадастровым номером 52:18:0040275:998, площадью 2325 кв.м, расположенном по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 100.
29.05.2014 Общество обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040275:998.
Письмом от 10.06.2014 N 20-07/2-8531/14ис Комитет уведомил Общество о направлении запроса в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации о возможности осуществления сделки купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 52:18:0040275:998, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 100.
Письмом от 17.07.2014 N 20-07/2-10253/14ис (в дополнение к ответу на обращение истца от 29.05.2014) Комитет уведомил заявителя о мнении Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации о целесообразности формирования земельного участка меньшей площади относительно ранее сформированного участка, в связи с чем сообщил, что выкуп в собственность вышеуказанного земельного участка будет возможен после его раздела и устранения несоответствия фактического использования земельного участка "под здание магазина по продаже автозапчастей с прилегающей территорией" разрешенному виду использования "под гараж с прилегающей территорией".
В целях ускорения процесса по продаже земельного участка в собственность Общество совершило действия, связанные с изменением наименования принадлежащего ему нежилого здания, и направило в адрес Комитета письмо от 05.08.2014 N 05/08/14-01 о том, что им проводятся работы по смене наименования здания, расположенного на вышеуказанном земельном участке с наименования "здание гаража" на "нежилое здание со встроенным универсальным магазином".
Письмом от 14.08.2014 N 14/08/2014-1 Общество уведомило Комитет о внесении изменений назначения здания в сведения кадастрового учета и обратилось с просьбой не уменьшать площадь выкупаемого земельного участка.
С сопроводительным письмом от 18.09.2014 N 18/09/2014-3 Общество направило в Комитет заверенную копию кадастрового паспорта с внесенными изменениями в объект недвижимого имущества в части смены наименования здания и повторно обратилось с просьбой не уменьшать площадь выкупаемого земельного участка.
Постановлением администрации от 11.12.2014 N 5197 был изменен вид разрешенного использования земельного участка площадью 2325 кв.м, с кадастровым номером 52:18:0040275:998, на "под нежилое здание со встроенным универсальным магазином с прилегающей территорией".
Письмом от 19.02.2015 N 19/02-1 Общество просило Комитет возобновить работу по выкупу в собственность земельного участка согласно обращению от 29.05.2014.
В ответ на указанное обращение Комитет письмом от 03.03.2015 N 20-07/2-2920/15ис сообщил Обществу о направлении запроса в Департамент градостроительного развития и архитектуры администрации о возможности осуществления сделки по купле-продаже земельного участка.
01.07.2015 заявитель вновь обратился в Комитет с просьбой (письмо N 01.07-1) о предоставлении земельного участка в собственность на основании обращения от 29.05.2014.
Письмом от 04.08.2015 N 20-07/2-10940/15ис Комитет уведомил Общество о том, что им подготовлен проект постановления "О заключении с ООО "Нью-Флауэрс" договора купли-продажи земельного участка по пр. Ленина, 100 в Автозаводском районе г. Нижнего Новгорода", который проходит установленную процедуру согласования в структурных подразделениях администрации.
28.03.2016 Обществу было представлено постановление администрации от 01.09.2015 N 1705 "О заключении с ООО "Нью-Флауэрс" договора купли-продажи земельного участка по проспекту Ленина, 100 в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода" и проект договора купли продажи земельного участка от 01.09.2015 N 0044-МС.
При этом в пункте 2.1 договора купли продажи в соответствии с постановлением администрации от 02.03.2016 N 474 "Об установлении порядка определения цены земли" установлена стоимость продаваемого участка в размере 8 158 141 рублей 35 копеек, что составляет 30 % от кадастровой стоимости участка (27 199 804 рублей 50 копеек).
19.04.2016 Общество направило в адрес Комитета и администрации требование о согласовании разногласий по договору купли-продажи.
Письмом от 18.05.2016 N 20-07/2-6554/16ис Комитет отклонил протокол разногласий к проекту договора купли продажи земельного участка, поскольку постановление администрации от 01.09.2015 N 1705 "О заключении с ООО "Нью-Флауэрс" договора купли-продажи земельного участка по проспекту Ленина, 100 в Автозаводском районе города Нижнего Новгорода" было издано на основании обращения Общества от 01.07.2015 N 01.07-1 и на указанную дату порядок определения цены был установлен постановлением администрации от 02.03.2016 N 474, в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 которого цена земельного участка до 01.01.2018 собственникам зданий в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, установлена в размере 30 % от его кадастровой стоимости; результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 N 863.
Посчитав постановление администрации от 01.09.2015 N 1705 в части ссылки в его преамбуле на обращение Общества от 01.07.2015 N 01.07-1 несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Согласно части 4 статьи 7 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Аналогичное положение приведено и в пункте 4 статьи 46 Устава г. Нижнего Новгорода.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в действовавшей в спорный период редакции, далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В рассматриваемом случае именно данные нормы материального права подлежат применению относительно заявления Общества о приобретении в собственность спорного земельного участка, первоначальная дата обращения которого в уполномоченный орган согласно материалам дела правильно установлена судом первой инстанции - 29.05.2014.
При этом в последующих обращениях, в том числе от 01.07.2015 (письмо N 01.07-1), Общество ссылалось именно на его заявление от 29.05.2014 о предоставлении земельного участка в собственность.
На этом основании суд обоснованно не признал письмо от 01.07.2015 N 01.07-1 заявкой на выкуп испрашиваемого земельного участка и, соответственно, не признал правильным указание в преамбуле оспариваемого постановления неверной даты и номера обращения Общества на выкуп земельного участка.
Довод администрации об отсутствии нарушения прав заявителя в связи с указанием даты обращения 01.07.2015 суд апелляционной инстанции считает несостоятельным, поскольку дата обращения на выкуп земельного участка имеет существенное значение в части установления цены выкупа земельного участка.
Так, из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенных в постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", следует, что цена земельного участка должна определяться на момент обращения лица с заявкой о его выкупе.
Следовательно, как верно посчитал суд, неверное указание администрацией даты обращения Общества с заявкой о выкупе земельного участка нарушило его права, поскольку в последующем возложило на заявителя незаконную обязанность по выкупу земельного участка по стоимости, значительно превышающей стоимость земельного участка на момент действительного (первоначального) его обращения - 29.05.2014.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к итоговому выводу о том, что постановление администрации от 01.09.2015 N 1705 в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное администрацией не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба администрации по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.09.2016 по делу N А43-16767/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-16767/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 июня 2017 г. N Ф01-2011/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НЬЮ-ФЛАУЭРС"
Ответчик: Администрация города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода