Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2017 г. N Ф05-9159/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А40-124084/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Омега-ресурс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2016 г. по делу N А40-124084/16, принятое судьей Ласкиной С.О. (шифр судьи 33-1073)
по заявлению ООО "Омега-Ресурс"
к Федеральной антимонопольной службе
об оспаривании Решения от 25.04.2016 г.
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Лубсанов Б.Д. по доверенности от 11.04.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Омега-Ресурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ответчик, ФАС России) о признании незаконным и отмене решения от 25.04.2016 г. по делу N Р-42/16 о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.11.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Решением Федеральной антимонопольной службы России от 25.04.2016 года по делу N Р-42/16 сведения об ООО "Омега-Ресурс" включены в реестр недобросовестных поставщиков (далее по тексту РНП).
Основанием для включения сведения в РНП послужил односторонний отказ заказчика - Владимирского областного суда от исполнения контракта, который в свою очередь был основан на несоответствии общества установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки в виде предоставления недостоверной информации о своем соответствии таким требованиям, что позволило ООО "Омега- Ресурс" стать победителем аукциона.
Заявитель, посчитав указанное решение ФАС России незаконным и нарушающим права Общества обжаловал его в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из материалов антимонопольного дела следует, что Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) сведения в отношении ООО "Омега-Ресурс" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.01.2016 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению уборки помещений Владимирского областного суда (номер извещения 0128100002116000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 666 759,92 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.02.2016 N 0128100002116000003-3 победителем Аукциона признан ООО "Омега- Ресурс".
Заказчиком заключен государственный контракт с ООО "Омега-Ресурс" от 17.02.2016 N 0128100002116000003-0012640-01 (далее - Контракт), цена которого составила 2 080 072,72 рублей.
Разделом 8.4 Контракта установлен порядок расторжения Контракта.
Из материалов обращения Заказчика следует, в ходе исполнения контракта установлено, что сведения о Сапожникове Г.А. (Учредителе ООО "Омега-Ресурс") включены в реестр недобросовестных поставщиков 26.05.2015 и 16.11.2015 года.
Заказчиком 25.03.2016 принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта на оказание услуг по проведению уборочных работ от 17 февраля 2016 года N 0128100002116000003-0012640-01 (далее - Решение).
Во исполнение требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 28.03.2016 на Официальном сайте размещено Решение. Из материалов обращения следует, что 28.03.2016 в адрес ООО "Омега-Ресурс" Заказчиком направлено Решение заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в Контракте, а также ООО "Омега-Ресурс" посредством электронной почты и телеграммы.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, установление данного требования является правом, а не обязанностью заказчиков при проведении процедур определения поставщиков.
Следовательно, заявитель имеет возможность участия в определениях поставщиков, в которых заказчиками не установлено требование к участникам закупок об отсутствии информации об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного оспариваемое Решение не ограничивает заявителя в осуществлении им экономической деятельности, а именно, в участии заявителя в определениях поставщиков, в которых заказчиками не установлено требование к участникам закупок об отсутствии информации об участниках закупок в реестре недобросовестных поставщиков, а также в экономической деятельности, не связанной со сферой закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, а, следовательно, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать Услуги по проведению уборочных работ помещений Заказчика (далее - "Услуги по проведению уборочных работ" или "Услуги") по зонам, указанным в Приложении N 1, именуемые далее "Объект", а Заказчик обязуется принимать и оплачивать эти Услуги.
Пунктом 1.2. Контракта предусмотрено, что Объемы Услуг по проведению уборочных работ, порядок и сроки их оказания, а также адреса объектов указываются Сторонами в Приложении N 1 к настоящему Контракту.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Во исполнение требований части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 8.4. Контракта установлено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, а также Стороны вправе в одностороннем порядке по письменному заявлению отказаться от его исполнения по основаниям, предусмотренным Контрактом и законодательством Российской Федерации.
При этом в пункте "Требования к участникам закупки в соответствии с действующим законодательством РФ" раздела "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" Документации об аукционе в электронной форме на право заключить контракт на оказание услуг по уборке помещений по зонам согласно требованиям Заказчика (далее - Документация) установлены требования к участникам данной закупки.
В числе требований к участникам закупки, содержащихся в вышеуказанном пункте Документации, заказчиком также установлено требование об отсутствии информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица в предусмотренном Законе о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, по состоянию на 11.04.2016 Решение об одностороннем отказе вступило в силу, а Контракт с указанной даты считается расторгнутым.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Во исполнение требований части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком в адрес ФАС России было направлено письмо о включении сведений о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет", что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заявителем на этапе подачи заявки на участие в указанной закупке, в составе заявки предоставлена недостоверная информация о своем соответствии требованиям Документации, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что не является и не может являться добросовестным поведением участника закупки в рамках исполнения государственного контракта.
Доводы подателя апелляционной жалобы о несогласии с оценкой судов имеющихся в деле доказательств по сути направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.11.2016 г. по делу N А40-124084/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-124084/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2017 г. N Ф05-9159/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Омега-Ресурс
Ответчик: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба